Тема 1. Психология как профессия
ТЕТРАДИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ» (id 440) ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ» (id 063630) г. Санкт-Петербург дисциплина «Психология»
Тема 1. Психология как профессия Профессионализм. Профессиональное призвание. Профессиональное намеренье. Особенности профес- сиональной мотивации. Сущность понятия «профессия». Аспекты понятия «профессия» по Е. А. Климову. Сущность понятия «специальность». Сущность понятия «должность». Сущность понятия «квалифика- ция». Место психологии как профессии, по классификации Е.А. Климова. Отличия психолога–профессио- нала от психолога–любителя. Образ психолога в профессиональной (психологической) среде и в массовом сознании. Мифы о психологии и психологах. Заблуждения, связанные с работой психолога.
1. Профессионализм Профессионализм— способность человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессионализм предполагает: Ø возмездность деятельности. Ø осуществление деятельности по принятым правилам и методикам; Ø соблюдение признаваемых другими профессионалами требований к ее процессу и результатам. 2. Профессиональное призвание Профессиональное призвание – это влечение к какой либо профессии, осознание своих потенциальных способностей и возможностей в овладении данной профессией. 3. Профессиональное намеренье Ø Профессиональный интерес -непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях преходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают. Ø Профессиональное намерение - это осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знание о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование. Ø Профессиональная направленность личности - это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность
4. Особенности профессиональной мотивации Профессиональная мотивация (от лат. movere — побуждение к действию) - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов.
5. Сущность понятия «профессия» Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы (БСЭ). Профессия – это необходимая для общества и ограниченная (разделение труда) область применения, приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития; группа родственных специальностей (Е.А. Климов ). Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию .
6. Аспекты понятия «профессия» по Е. А. Климову Климов Евгений Александрович (род. 11.06.1930) - отечественный психолог, крупный специалист в области психологии труда Профессия как общность людей ; Профессия как область приложения сил; Профессия как деятельность и область проявления личности ; Профессия как исторически развивающаяся система; Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.
7. Сущность понятия «специальность» Специальность– комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии. Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.
8. Сущность понятия «должность» Должность– служебное место с определенными обязанностями и кругом действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.
9. Сущность понятия «квалификация» Квалификация– уровень подготовленности и степень освоения профессиональных знаний, умений и навыков; степень подготовленности к какому-либо виду труда.
10. Место психологии как профессии, по классификации Е.А. Климова
11. Отличия психолога–профессионала от психолога–любителя
12. Образ психолога в профессиональной (психологической) среде и в массовом сознании Образ психолога в профессиональной (психологической) среде: Профессиональный психолог не решает проблемы клиента, а помогает клиенту справиться с возникшей проблемой и способствует его развитию Клиентами профессионального психолога являются, большей частью, здоровое люди. Психолог, в первую очередь, человек. Совсеми человеческими сложностями и проблемами. Образ психолога в массовом сознании: Профессиональный психолог решает все проблемы клиента Профессиональный психолог решает все проблемы клиента «психологи нужны лишь для больных людей, а я – здоровый» Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах
13. Мифы о психологии и психологах 1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь». 2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других. 3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом). 4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах. 5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
14. Заблуждения связанные с работой психолога 1. Идеал «легкого труда» 2. Наивный антиэнтропизм 3. Душеведческая «слепота» 4. Презумпция превосходства «ученого» над «практиком»
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |