Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Этапы и условия профессионального становления



2015-11-27 1090 Обсуждений (0)
Тема 5. Этапы и условия профессионального становления 0.00 из 5.00 0 оценок




Категории «становление» и «развитие» применительно к профессионализму человека. Периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова. Уровни профессионализма по А.К. Марковой. Этапы освоения профессии по А.К. Марковой.

Представление Д.Сьюпера о конгруэнтности (соответствии) «Я-концепции» и профессии. Этапы профессионального пути по Д. Сьюперу. Этапы профессионального пути по Ф. Хейвигхерсту.

Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Индивидуальный стиль психолога. Кризисы профессионального становления. Роль кризисов в профессиональном развитии психолога. Кризисы-разочарования в профессиональном становлении психолога.

Признаки профессиональных деструкций. «Акмеологический подход» в исследовании развития профессионала.

 

1. Категории «становление» и «развитие» применительно к профессионализму человека

Профессиональное становление может быть представлено в виде двух основных линий:

а) как развитие деятельности (ее структуры, совокупности способов и средств, порядок следования которых друг за другом имеет целевую детерминацию);

б) как процесс развития личности в онтогенезе (как временнáя последовательность ступеней, периодов, стадий на всем жизненном пути).

Соответственно, профессионализация человека, рассматриваемая с начала периода профессионального самоопределения и до завершения активной трудовой деятельности, представляет собой синтез указанных двух линий.

 

2. Периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова

l Стадия «оптации» (от лат. opto - выбирать) -от 11-12 до 14-18 лет- стадия подготовки к труду, выбора профессии, профессионального самоопределения, на этой стадии может оказаться и взрослый человек, например безработный.

l Стадия адепта (лат. adeptus — достигший — последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания) - стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности.

l Стадия адаптанта (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю) - первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество, без него человек не может стать представителем профессии, так как для формирования профессионала имеет значение не только профессиональное образование, но наличие благоприятной профессиональной среды. Стадия длиться от 2-3 месяцев до 2-3 лет в зависимости от сложности профессии.

l Стадия интернала (от англ. internal – внутренний от лат. interims — внутренний ) — работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становиться равным среди равных. Этой стадии достигают все профессионалы, либо уходят из профессии.

l Стадия мастера- работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становиться лучшим среди равных. До этой стадии, как и до последующих доходят не все работники, а только имеющие достаточно сильную мотивацию и достаточно высокий уровень притязаний.

l Стадия авторитета(от лат. auctoritas — «власть, влияние») - работник становиться лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники

l Стадия наставника — высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становиться не только лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.

 

  1. Оптант, или фаза оптации;
  2. адепт, или фаза адепта;
  3. адаптант, или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе;
  4. интернал, или фаза интернала;
  5. мастер, или фаза мастерства;
  6. авторитет, или фаза авторитета;

наставник, или фаза наставничества

 

3. Уровни профессионализма по А.К. Марковой.

допрофессионализм (человек работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме»- вершина профессиональных достижений);

непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);

послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

 

4. Этапы освоения профессии по А.К. Марковой

l адаптация человека к профессии;

l самоактуализация человека в профессии (приспособление к профессии - «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);

l гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства»- по Е.А.Климову);

l преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества;

l этап освоения свободного владения несколькими профессиями. Специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится тем, что Е.А.Климов называет «наставник»;

l этап творческого самоопределения себя как личности. Он предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы.

l По мнению А.К.Марковой четвертый, пятый и шестой – это этапы суперпрофессионализма .

 

5. Представление Д.Сьюпера о конгруэнтности (соответствии) «Я-концепции» и профессии

В 1952 г. Д. Сьюпер сделал попытку разработать единую теорию профессионального развития. В основе ее лежат следующие положения:

l люди отличаются друг от друга по способностям и интересам;

l они обучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами;

l каждая профессия предъявляет свои требования к личности. Личность должна отвечать этим специфическим требованиям, проявлять упорство в развитии необходимых навыков и умений, а также учиться взаимодействовать с другими людьми в труде;

l предпочтение человеком определенной профессии, его компетентность, общение на работе, профессиональный рост - все подвержено изменениям, кроме желания утвердить свое "Я". Все это позволяет сказать, что вхождение в профессию - самоутверждающий, изменчивый и длительный процесс, который может быть разделен на стадии жизни;

l тип карьеры определяется социально-экономическим статусом семьи молодого человека, его умственными способностями и личностными чертами, а также наличием возможностей для раскрытия своих талантов;

l развитием в рамках стадий жизни можно управлять, стимулируя формирование интересов и склонностей к профессии, помогая соотнести личностные качества с ее требованиями в процессе утверждения своего «Я»

l процесс профессионального развития в сущности есть становление и утверждение своего «Я». Это своего рода компромисс между индивидуальными и социальными факторами;

l компромисс между индивидуальными и социальными факторами есть принятие ролей. Роль может разыгрываться на уровне фантазии ребенка, в процессе деловых игр, в период трудовой практики на предприятии, а также в реальной трудовой деятельности;

l удовлетворение работой и жизнью зависит от степени адекватности личностных качеств и ценностных ориентации тем возможностям, которые предоставляет профессиональная деятельность человеку.

 

6. Этапы профессионального пути по Д. Сьюперу

Д. Сьюпер выделяет 5 характерных этапов, часть которых разбивается на отдельные фазы.

1. Этап роста (от рождения до 14 лет), которая делится на фазы:

Ø Фантазии - 4-10 лет, доминируют детские потребности, профессиональные роли проигрываются в фантазии;

Ø интересов -11-12 лет, формируются профессионально значимые предпочтения;

Ø способностей - 13-14 лет, опробываются индивидуальные способности, проявляются представления о профессиональных требованиях и профессиональном образовании.

2. Этап исследования - 15-24 года, когда индивид пытается опробовать себя в различных ролях при ориентации на свои реальные профессиональные возможности. Этапы:

Ø эксперимента (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 15–17 лет),

Ø перехода (реализация Я–концепции, 18–21 год);

Ø пробы (овладение составом профессиональной деятельности, 22–24 года).

3. Этап упрочения карьеры, или этап консолидации (от лат. consolidatio - уплотнять, укреплять, сращивать) - (25-44 года) характеризуется стремлением обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию, включает этапы:

Ø пробы (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25–30 лет);

Ø стабилизации (направление всех усилий в одно русло, 31–44 года).

4. Этап сохранения достигнутого (45-64 года), в рамках которой профессиональное развитие индивида идет в одном определенном направлении, без выходов за рамки найденного поля.

5. Этап спада (65 и более лет) происходит развитие новых ролей: частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других людей

 

7. Этапы профессионального пути по Ф. Хейвигхерсту

Приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути:

1.ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их "Я-концепции".

2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет). Школьники учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом - игра.

3. ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от позднелат. identicus — тождественный, одинаковый) - от 15 до 25 лет. Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

4. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

5. РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они реализуют свою гражданскую и социальную ответственность, с которой сопряжен их труд, и выполняют свои обязательства перед обществом.

6. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

 

8. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности

 

9. Индивидуальный стиль психолога

У опытных специалистов неизбежно формируется индивидуальный стиль трудовой деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин)

«Парадокс» освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда заключается в том, что полноценное освоение профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только по нормативно-заданным образцам, а привносит в эту деятельность творческие элементы.

 

10. Кризисы профессионального становления

Психологический кризис (от греческого krisis - решение, поворотный пункт, исход) — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.

При этом кризисы имеют два основных возможных «исхода»:

l 1) кризис может способствовать личностному развитию;

l 2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и эти противоречия буквально «разъедают» человека изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис вообще может закончиться печально).

В своем профессиональном развитии специалист проходит ряд критических этапов - кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние.

Факторы профессиональных кризисов:

l неудовлетворенность своим положением, статусом.

l неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизнедеятельности организации (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд).

l психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, синдром «эмоционального выгорания»).

l чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм.

l изменение жизненной ситуации (переезд, перерыв в работе, служебный роман).

l 1. Предкритическая — проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.

l 2. Критическая- осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.

l На этой фазе выделяют три типа конфликтов: мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив, когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности, поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью в межличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы.

l 3. Посткритическая —разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.

 

11. Роль кризисов в профессиональном развитии психолога

l Вопреки обыденным представлениям, психологи относятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «уважением». Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка» относится не только к возрастной психологии, но и к психологии становления профессионала

l Сам кризис - это своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала - перейти на следующий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть еще «выстрадан» (или еще «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом (незаслуженно) оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам). Применительно к профессиональному развитию можно привести остроумное замечание В.П. Зинченко: «Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь. Классическая тупость чиновника объясняется игровой дистрофией в детстве».

 

12. Кризисы-разочарования в профессиональном становлении психолога

l Сами кризисы профессионального становления можно рассматривать и как постоянные «разочарования» (кризисы разочарования) в различных аспектах своего обучения и будущей работы.

l Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал и т.п. По сути, это тот самый «шанс» для личностного развития будущего специалиста, который и надо использовать по-настоящему.

l Как отмечают самые разные исследователи профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Б. Ливехуд, Г. Шиши и др.), именно изменение "Я-концепции", смена (или перестройка) иерархии жизненных и профессиональных ценностей лежат в основе многих кризисов профессионального становления. Но как непросто отказываться (или перестраивать) те ценности и смыслы, которые еще совсем недавно казались такими «важными» и «основательными», хотя почти каждому молодому человеку (и молодому специалисту) в той или иной мере приходится проделывать эту болезненную работу.

 

13. Основные этапы профессионального развития психолога по Н.С. Пряжникову и Е.Ю. Пряжниковой

1.Восторженно–романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Создает своеобразную базу, эмоциональный «тыл» первого знакомства с психологией.

2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «узнать что - то этакое» или овладеть какой–то «экзотической методикой».

3. Первые разочарования.

4.Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов.

5.Первые серьезные попытки работать по–новому.

6.Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии.

7. Импровизация и профессиональное творчество

 

14. Профессиональные деструкции психолога

l Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности. Трансформация проходит в двух противоположных направлениях.

l С одной стороны профессия формирует и развивает личность. С другой стороны процесс труда разрушает человека физически и психологически.

l Эффективное управление профессиональным развитием предполагает осознанное усиление первой тенденции и сведение к минимуму второй.

Профессиональная деструкция(от лат. destructio — «разрушение, рассыпание конструкции») — постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы

 

15. Признаки профессиональных деструкций

l Неудачные мотивы выбора — человек осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношение к реальности или заведомо негативный выбор.

l Поиск «кардинальных» методов работы - чаще всего бывает на стадии вхождения в профессию.

l Усиление стереотипов в профессиональном поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного реагирования в нестандартной ситуации.

l Эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния.

l Снижения уровня профессиональной активности,интереса к профессии, застой в профессиональном развитии.

l Усиление различных форм психологической защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение), мешающих своевременному адекватному реагированию на ситуацию и снижающих гибкость трудового поведения.

l Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы,что во многом обусловлено невостребованностью части интеллектуальных способностей в конкретной деятельности. Невостребованные способности угасают.

l Усиление неудовлеворенности профессией.

l Профессиональные акцентуации характера — чрезмерное усиление отдельных черт характера, свойств и качеств личности, обусловленное особенностями труда. (Нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать, авторитарность, гиперконтроль, комплекс вседозволенности, комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», излишняя доминантность, трудовой фанатизм, навязчивая педантичность и др ).

l Социально-психологическое старение - перестройка мотивации, рост потребности в одобрении.

l Нравственно-этическое старение- навязчивое морализирование, скептическое отношение ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения, скептическое отношение к молодежи.

l Профессиональное старение — невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся условиям, снижение темпа работы.

 

16. «Акмеологический подход» в исследовании развития профессионала

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Термин предложен в 1928 г. Н.А. Рыбниковым.

Вершина зрелости человека (акме) - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-то профессиональной области деятельности.

Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью.

Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне.

В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.



2015-11-27 1090 Обсуждений (0)
Тема 5. Этапы и условия профессионального становления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Этапы и условия профессионального становления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1090)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)