Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КУЛЬТУРА РОССИИ В 30—50-х гг. XVIII в



2015-11-27 601 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРА РОССИИ В 30—50-х гг. XVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие национальной культуры продолжалось во второй четверти XVIII в., с тем, однако, отличием от предыдущего пе­риода, что на нее оказывало большое влияние дворянство, а так­же засилье иностранцев.

Выдающимся идеологом дворянства второй четверти XVIII в. был Василий Никитич Татищев (1686—1750)— историк, географ и администратор. Татищев открыл краткую редакцию Русской Правды и Судебник 1550 г., написал первый обобщающий труд по отечественной истории — пятитомную «Историю Россий­скую», опубликованную после его смерти. Татищеву принадлежит первая попытка составить русский энциклопедический сло­варь —«Лексикон российской», доведенный до буквы «К».

Научные интересы Татищев совмещал с государственной дея­тельностью. В 30-х гг. он возглавлял Оренбургскую экспедицию, 300


г


управлял уральской промышленностью, а в 40-f'rr. занимал должность астраханского губернатора.

Практическую и научную деятельность Татищев подчинил возвышению дворянства, которое он считал «главнейшим и чест­нейшим станом государства». Татищев — сторонник монархи­ческой формы правления: в России, по его мнению, «демократия никак употребиться не может, ибо пространство великое госу­дарства тому препятствует». Опыт истории страны в период фео­дальной раздробленности свидетельствует о непригодности и аристократической формы правления, так как это время сопро­вождалось междоусобной борьбой удельных князей, ослаблением Руси и завоеванием ее монголо-татарами. В итоге рассуждений Татищев пришел к выводу, что «самовластное правительство у нас всех прочих полезнее, а прочие опасны».

Обоснование сохранения привилегий дворянства сочеталось у Татищева с требованием предоставить купечеству льготы, ибо, «где оное свободно торгует, там и богато, а когда купечество богато, то все государство богато, сильно и почтенно».

Татищев защищал крепостническую систему и феодальную эксплуатацию крестьян. Он считал, что в России «вкоренивший­ся обычай неволи переменить небезопасно». Но крепостное хозяй­ство Татищев мыслил организовать не по старинке, а с учетом развивавшихся товарного производства и денежных отношений. Отсюда забота Татищева о повышении продуктивности вотчин­ного хозяйства, о наделении крестьян землей, скотом и орудия­ми производства, о распространении грамотности среди крестьян, так как он считал невежество причиной социальных выступлений народных масс, например под предводительством Болотникова и Разина: «Где науки процветают, там бунты неизвестны».

Усиление влияния дворянства сказалось и на характере про­свещения. Часть учебных заведений, основанных при Петре I и рассчитанных на обучение детей не только дворян, но также по­садских и разночинцев, постепенно превращалась в школы за­крытого типа. Так, Навигацкая школа, в 1715 г. реорганизован­ная в Морскую академию, с 1752 г. превратилась в Морской шля­хетский корпус для дворянских детей. Позже на базе Артилле­рийской и Инженерной школ были организованы Артиллерий­ский и инженерный корпус. Кадетские корпуса находились под особым попечением правительства. Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных заведений, тоже постепенно терявших всесословный характер и приобретавших черты сословной замк­нутости. Наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились сохранив­шиеся от петровского времени цифирные школы.

Центром научной мысли становится Академия наук. Ее пер­выми членами были иностранные ученые, среди которых было не­мало крупных знатоков своего дела. Творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора мно-


жества научных работ по механике, астрономии, кораблестрое­нию и кораблевождению, связана с Петербургской Академией наук. Участие в работе Академии Эйлера и другого выдающегося математика — Д. Бернулли превратило ее в крупнейший матема­тический центр мира. Для плодотворной работы ученых были созданы благоприятные условия. Швейцарец Бернулли в связи с переездом для работы в Петербург своих сыновей писал: «Лучше несколько потерпеть от сурового климата страны льдов, в кото­рой приветствуют муз, чем умереть от голода в стране с умерен­ным климатом, в которой муз обижают и презирают».

Наряду с учеными, много и плодотворно работавшими в Пе­тербургской Академии наук, в ее составе было немало чиновни­ков и проходимцев, которым были чужды интересы русской науки и которые нанесли прямой вред развитию и распространению научных знаний в России. К ним в первую очередь относился советник канцелярии и библиотекарь Академии наук Шумахер, угодливый и раболепный по отношению к влиятельным лицам и заносчивый и надменный к ученым, в особенности к русским. М. В. Ломоносов писал о Шумахере: «...мой ненавистник и всех профессоров гонитель и коварный и злохитростный приводчик в несогласие и враждование». Историк Г. Байер не занимал адми­нистративных должностей, но его деятельность нанесла значи­тельный ущерб развитию отечественной истории. Байер подгото­вил почву для возникновения лженаучной норманской теории происхождения Русского государства, развитую затем в трудах Г. Ф. Миллера. В течение 12-летнего пребывания в России Байер не удосужился изучить русский язык и без знания русских источ­ников, опираясь исключительно на древние скандинавские саги, достоверность которых он считал бесспорной, доказывал, что древняя русская история является частью скандинавской исто­рии.

Академия наук приняла активное участие в организации вто­рой Камчатской экспедиции, продолжавшейся 11 лет.

Результаты первой Камчатской экспедиции (1725—1730) не удовлетворили правительство, так как не удалось обнаружить американский берег и решить вопрос о том, «есть ли соединение Камчатской земли с Америкой». Несколько лет (1733—1743) продолжалась вторая Камчатская экспедиция, грандиозная по масштабам и фактически состоявшая из трех самостоятельных отрядов: 1) собственно Камчатской экспедиции, базировавшейся на Камчатке, во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым; ее зада­ча состояла в том, чтобы открыть морской путь в Америку; 2) Северной экспедиции, состоявшей из пяти отрядов, составляв­ших карту и описание Северного морского пути с целью изуче­ния возможности продвижения судов из Архангельска в Тихий океан. Северные отряды экспедиции, руководимые бесстрашными мореплавателями С. И. Челюскиным, В. В. Прончищевым, С. Г. Малыгиным, Д. Я. и X. П. Лаптевыми и другими, нанесли


на карту и описали почти все северное побережье Сибири; 3) сухопутного отряда, снаряженного Академией наук, в который вошли ботаник Гмелин, историк Миллер, астроном Делиль и дру­гие ученые, а также пять студентов, среди которых находился «студент натуральной истории» С. П. Крашенинников.

Путевые наблюдения Гмелин изложил в записках «Путешест­вие по Сибири». В четырехтомном труде «Флора Сибири» он опи­сал около 1200 видов растений. Усилия Миллера были направле­ны на разыскание и копирование документов, связанных с ос­воением русскими Сибири и историей географических открытий. Им, в частности, были обнаружены документы, свидетельствую­щие об открытии Дежневым пролива, отделяющего Азию от Аме­рики. В коллекции Миллера сохранились копии уникальных доку­ментов, подлинники которых давно утрачены.

С. П. Крашенинников считается основоположником русской этнографии. Им составлено «Описание земли Камчатки», в кото­ром собраны сведения о природе полуострова и его населении: быте, обрядах, одежде и т. д. Труд Крашенинникова, переведен­ный тогда же на основные европейские языки, не потерял своего научного значения и в настоящее время.

Главный научный подвиг второй Камчатской экспедиции со­стоял в достижении северо-западных берегов Америки. В июле 1741 г.В. Беринг, А. И. Чириков и их спутники первыми из евро­пейцев увидели северо-западное побережье Америки, о котором они доставили достоверные сведения.

Русская литература во второй четверти XVIIIв. вступила в стадию классицизма, представленного произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Лите­ратура теряет прежний анонимный и рукописный характер, появ­ляются профессиональные писатели, печатным словом оказываю­щие активное влияние на развитие общественной мысли.

Классицизм является общеевропейским литературным на­правлением XVIIXVIIIвв. Его характерные особенности со­стояли в гражданской тематике произведений, в воспевании ра­зума, считавшегося мерилом ценности человека, в проповеди просвещенного абсолютизма Классики изображали не конкрет­ного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков или добродетелей: невежество и образованность, скупость и щед­рость, жестокость и человеколюбие и т. д.

Русский классицизм, зародившийся позже западноевро­пейского, наряду с общими с ним чертами имел и ряд особеннос­тей. Представители русского классицизма в меньшей мере обра­щались к античным сюжетам, отдавая предпочтение националь­ной тематике, стояли ближе к современной жизни и делали по­пытки отражать ее проявления в своих произведениях, теснее были связаны с традициями устного народного творчества Наи­более распространенной формой произведений русских класси­ков была стихотворная: сатиры, оды, лирические песни, басни.

зоз


Антиох Дмитриевич Кантемир (1709—1744), по определению Белинского «первый светский поэт на Руси», был образованней­шим человеком своего времени, превосходным знатоком древних и западноевропейских языков. Первоначально он занимался переводами, но широкую известность получил в качестве автора сатирических произведений, проникнутых горячей защитой пет­ровских преобразований и высмеивающих невежество, взяточни­чество, ханжество. Кантемир перевел с французского и издал в 1740 г. книгу академика Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», популяризирующую гелиоцентрическое учение Коперни­ка. Синод, признав эту книгу «противной вере и нравственности» и подающей «причину к натурализму и безбожию», приказал ее «везде отобрать». Антиклерикальный характер творчества Канте­мира выразился в том, что он в одной из своих сатир вывел мракобеса, противника просвещения Г. Дашкова. «Адам дворян не родил,— смело заявил Кантемир,— все люди произошли от простых земледетелей», «между вольным человеком и холопом природа никакой разницы не поставила в составе тела: та-ж кровь, те-ж кости, та-ж плоть». Сатиры Кантемира приобретали общественное значение именно потому, что сюжеты для них взя­ты из российской действительности.

Первый профессиональный писатель России Василий Кирил­лович Тредиаковский (1703—1769) прошел тяжелый жизненный путь. 20-летним юношей он покидает отчий дом, занимается в Славяно-греко-латинской академии в Москве, а затем в универ­ситете Парижа.

Литературная деятельность Тредиаковского началась с пере­вода романа французского писателя Поля Тальмана «Езда в остров Любви»— первого печатного художественного произведе­ния на светскую тему, появившегося в России. Перу Тредиаков­ского принадлежит большое количество од, пышно и торжествен­но воспевавших несуществующие добродетели и величие совер­шенно бездарных императриц. Однако Тредиаковский заслужил признательность потомков не своим поэтическим творчеством, в котором он уступал многим своим современникам, а теорети­ческими изысканиями в области совершенствования русского языка и приемов стихосложения. Он написал учебник по теории поэзии «Новый и краткий способ к сложению российских сти­хов», ряд критических и историко-филологических работ: «Рас­суждение об оде вообще», «Рассуждение о комедии вообще» и др. Утверждению новых форм русская литература обязана не Тредиаковскому, лишенному значительного поэтического дарова­ния, а его более талантливым современникам, и прежде всего Ломоносову.

Биография вдохновенного поэта и ученого с мировым именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 —1765)имеет много общего с биографией Тредиаковского. 19-летний Ломоносов от­правился из Холмогор в Москву, где в 1731 г. поступил в Славя-304


но-греко-латинскую академию. В 1736 г. в числе других 12 луч­ших учеников был направлен в Петербургский академический университет, а в конце того же года командирован в Германию, откуда вернулся на родину в 1741 г. В 1745 г. Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. Ученый проявил универсальность интересов. Недаром Пушкин писал о нем: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Ученый занимался изысканиями в математике и физике, химии и астрономии, географии и геоло­гии, биологии и языкознании, философии и истории. Во всех этих отраслях знаний Ломоносов достиг крупных успехов, иногда опережавших его век. Ему принадлежит открытие закона сохра­нения материи и движения. Он его формулировал так: «Все пере­мены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколь­ко чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к дру­гому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте». И здесь же добавлял: «Сей всеобщий естест­венный закон простирается и в самые правила движения».

Ломоносов являлся одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, опровергавшего господствовав­шую тогда теорию теплорода, согласно которой нагревание и охлаждение тел происходит в результате проникновения в них и исчезновения невесомой жидкости — теплорода. Им высказан ряд интересных суждений об атмосферном электричестве, его проис­хождении, способах борьбы с грозовыми разрядами Он предви­дел большое будущее электричества; его использование, по мнению ученого, открывало «великую надежду к благополучию человеческому».

Теоретические работы Ломоносова были тесно связаны с практикой, он сконструировал многочисленные приборы, приспо­собления и инструменты: самопишущие метеорологические при­боры, перископ, ночезрительную трубу, с помощью которой мож­но было ночью лучше различать скалы и корабли.

Велики заслуги Ломоносова в развитии горного дела и ми­нералогии. В 1745 г. он закончил исследование «О вольном дви­жении воздуха, в рудниках примеченном», в котором изложил начальные сведения физической теории проветривания глубоких шахт. В конце жизни он составил руководство «Первые основа­ния металлургии или рудных дел», содержащее множество прак­тических советов. Ломоносов положил начало разработке науч­ной терминологии, ввел в оборот слова и понятия, употребляемые в настоящее время: «атмосфера», «чернозем», «горный хребет», «удельный вес», «клин» и т. д.

В области гуманитарных наук деятельность Ломоносова была не менее разнообразной и плодотворной. В 1755 г. он выпустил «Российскую грамматику», чем подготовил почву для создания современного русского языка, очищенного от архаичных церков-но-славянских слов. Интерес к прошлому нашел отражение в на-


писанной Ломоносовым «Древней Российской истории», направ­ленной против антинаучной норманской теории происхождения Русского государства.

Увеличение естественного прироста населения за счет сокра­щения смертности и повышения рождаемости Ломоносов считал важнейшим условием развития производительных сил. Он про­тестовал против неравных и насильственных браков, требовал ведения эффективной борьбы с разбойниками и т. д.

Сторонник просвещения, Ломоносов отдавал много сил орга­низации преподавания в гимназии и университете при Академии наук. Но главная его заслуга в распространении просвещения состояла в основании вместе с И. И. Шуваловым в 1755 г. Москов­ского университета. План организации университета, составлен­ный Ломоносовым, предусматривал преподавание на русском, а не на латинском языке, предоставлял возможность учиться представителям непривилегированных сословий.

Ломоносов вошел в литературу в 1739 г., когда написал зна­менитую оду «На взятие Хотина». В его дальнейшем творчестве русский классицизм достиг наивысшего расцвета. Поэзию Ломо­носова отличали оптимизм, высокая гражданственность, глубо­кая вера в будущее России. Он твердо верил в творческие спо­собности русского народа и был убежден, что может «собствен­ных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Глава XVII.

НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ



2015-11-27 601 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРА РОССИИ В 30—50-х гг. XVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КУЛЬТУРА РОССИИ В 30—50-х гг. XVIII в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)