Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Акты применения права: понятие, структура, классификация



2015-11-27 1088 Обсуждений (0)
Акты применения права: понятие, структура, классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность по применению правовых норм завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему характер официальности и властности. В юридической деятельности значение правоприменительного акта вряд ли возможно переоценить. В нем не только фиксируются основные этапы и существо рассматриваемого дела, законность и обоснованность принятых решений, но и отражается общая и правовая культура юриста, умение профессионально решать возложенные на него задачи.

Акт применения права – это особая разновидность юридических актов. Он характеризуется рядом специфичных признаков: а) принимается компетентными субъектами (органами и должностными лицами); б) содержит индивидуальное решение по конкретному юридическому делу; в) устанавливается в предусмотренной нормативными актами юридической форме (указ, постановление, определение, приказ и т.п.); г) является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Таким образом, акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу.

С учетом изложенного, акты применения права необходимо отличать от нормативных и интерпретационных актов. Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, содержащий в себе нормы права. Он имеет общий характер, обращен к неопределенному кругу субъектов, регулирует определенные виды (вид) общественных отношений и его действие не ограничивается однократным использованием. Правоприменительный же акт имеет индивидуальное значение (поэтому его называют еще индивидуальным актом), регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным субъектам и имеет разовое значение. Если нормативным актом устанавливаются определенные общеобязательные правила поведения (нормы), то при помощи актов применения права эти нормы реализуются к конкретным обстоятельствам и субъектам.

Зачастую реализация той или иной нормы бывает затруднена в силу, например, ее неясности. В таком случае специальными субъектами (например, Конституционным Судом РФ, или Пленумом Верховного Суда РФ) дается толкование таких норм. Его результатом является издание акта официального толкования права (интерпретационного акта). Вопрос о природе таких актов в литературе остается спорным. Но в данном случае важно понять, что основное назначение таких актов состоит в разъяснении смысла толкуемой нормы, с целью ее наиболее правильной последующей реализации.

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, по функциям в механизме правового регулирования выделяют: акты-регламентаторы и правоохранительные акты. Первые применяются при регулировании социальной деятельности, складывающейся правомерно (например, приказ о зачислении в вуз, официальная регистрация брака и т. п.). Правоохранительные же акты имеют место в случае совершения правонарушения, либо иных действий, нарушающих права и законные интересы физических и юридических лиц (например, постановление о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу).

По форме внешнего выражения выделяют акты-документы и акты-действия. Последние, в свою очередь, делятся на словесные и конклюдентные. Словесные это, например, устный приказ начальника подчиненному. Конклюдентные акты правоприменения совершаются путем использования определенных жестов, движений и т. п. Например, жесты милиционера-регулировщика. В правоприменительной практике первостепенное значение имеют, безусловно, правоприменительные акты-документы, то есть решения, для которых характерна письменная форма внешнего выражения.

Правоприменительный акт-документ состоит из вводной, описательно-мотивировочной (иногда эти части выделяются в качестве самостоятельных) и резолютивной частей, которые образуют его структуру.

В вводной части указывается название правоприменительного акта, место, дата и время его принятия, должность и фамилия лица, издавшего акт, дело, по которому он принят и т. п.

В описательно-мотивировочной части излагаются фактические обстоятельства дела, а также обосновывается их юридическая квалификация. По существу, она содержит в себе в концентрированном виде информацию, которую удалось получить правоприменителю на стадии установления фактических обстоятельств дела, а также результат его интеллектуальной деятельности на стадии установления юридической основы дела.

В резолютивной части правоприменительного акта указывается решение компетентного субъекта по конкретному делу, которое заверяется его подписью.

Правоприменительные акты можно также классифицировать по субъектам, осуществляющим правоприменительную деятельность. В данной связи можно выделить: акты федеральных органов власти, акты органов власти субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, акты негосударственных органов и организаций, управомоченных государством осуществлять правоприменительную деятельность. В свою очередь, правоприменительные акты органов государственной власти Российской Федерации могут быть подразделены на акты главы государства, акты органов судебной власти, акты исполнительной власти, акты органов прокуратуры, органов надзора и контроля и т.д.

По отраслям права (предмету правового регулирования), различают правоприменительные акты: конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, принимаемые в сфере семейного, трудового и других отраслей права.

Акты применения права классифицируют также по их юридическому значению, выделяя основные и вспомогательные акты. Основные являются итогом всего правоприменительного процесса по конкретному делу. Так, например, в рамках рассмотрения определенного уголовного дела основным правоприменительным актом буде окончательное решение суда, приговор. Все остальные акты (постановление о возбуждении дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого и т.п.) являются необходимыми этапами, подготавливающими окончательное решение и в этом смысле имеют вспомогательное значение.

Правоприменительные акты могут быть классифицированы и по другим основаниям.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена на основе такого критерия, как эффективность, то есть с позиций их результативности в механизме правового регулирования. Ценность правоприменительных актов состоит в том, что при их помощи достигаются определенные социальные цели, реализуются задачи правового регулирования, обеспечивается охрана наиболее важных общественных отношений, прав и свобод личности. Полная и всесторонняя оценка эффективности правоприменительного акта представляет достаточно сложную задачу, ибо предполагает комплексный анализ его места и назначения не только в конкретном правоприменительном производстве, но и в механизме правового регулирования в целом, учет тактических и перспективных задач, на решение которых он направлен, а так же морально-психологических, политических, социально-экономических и собственно юридических издержек, с которыми было сопряжено принятие данного акта. Наиболее эффективным будет тот правоприменительный акт, который позволяет достигать целей правового регулирования (ближайших, отдаленных и конечных) в сжатые сроки и при минимальных издержках.

4. Толкования норм права: понятие, содержание, цели и функции

В процессе правоприменения достаточно часто возникает необходимость установления детального и по возможности точного содержания нормы права. Для достижения этой цели используется толкование (интерпретация) права.

Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению и разъяснению подлинного содержания правовых актов в целях их правильной реализации и совершенствования.

Толкование права, как особый вид юридической деятельности, отличается рядом особенностей:

1. Толкование прав это вид процесса познания, в результате которого приобретается знание о праве и его содержании. Этот процесс есть совокупность действий в их последовательном наборе, имеющий своей конечной целью познание и осознание содержания нормы права.

2. Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность, характеризующаяся осознанием смысла и содержания нормы права, содержащегося в нормативно-правовом акте, а также разъяснением истинного значения и действия этой нормы другим субъектам.

3. Толкование права, в случае необходимости придание ему обязательности и официальности, осуществляется специальными государственными органами, обладающей соответствующей компетенцией. Результаты толкования закрепляются в интерпретационных актах.

4. Объектом толкования в «широком» смысле выступает юридическая деятельность и ее результаты, а в «узком» - различные источники права (нормативно-правовые акты, юридические прецеденты и договоры) и содержащиеся в них правовые предписания.

Процесс толкования права включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение – процесс понимания, осознания содержания норм «для себя». Уяснение является необходимым и даже обязательным условием реализации права во всех ее формах (соблюдение, исполнение, использование и применение).

Разъяснение – это объяснение, доведение усвоенного содержания до других субъектов. При разъяснении происходит процесс объективизации права, выраженный либо в виде акта официального толкования права, либо в устной форме в виде рекомендации или совета. Уяснение и разъяснение две диалектически связанные стороны единого процесса толкования права.

Сущность толкования, как специфической юридической деятельности, заключается в особенностях самого права как общественного явления, в том, что право отличается нормативностью, общеобязательностью, системностью, формальной определенностью и государственно-волевым характером.

Интрепретация права не вносит, и не может вносить каких-то поправок, изменений или дополнений в действующий нормативный акт, толкование служит только объяснению и уточнению норм права, содержащихся в правовых актах. Интерпретация права направлена на выявление и разъяснение воли государства, содержащейся в правовом акте.

Толкование права, как специфический вид юридической деятельности, имеет определенные конечные цели, то чем вызвана необходимость интерпретации правовых норм. К целям толкования права относятся следующие:

1. Толкование права, как мыслительная деятельность, необходима для понимания смысла и значения понятий, специфических терминов, юридических конструкций и слов, содержащихся в норме права.

2. Толкование права служит объяснению смысла и значения всей нормы в целом. Через разъяснение текста нормы достигается точность и однозначность отдельно взятой правовой нормы, которые в совокупности своей образуют нормативно-правовые акты.

3. Толкование права имеет своей целью установление связей определенной нормы права с другими для выявления истинного содержания толкуемой правовой нормы.

Толкование права, воздействуя по разным направления на общественные отношения и поведение людей, обладает и рядом характерных функций.

Выделяют следующие функции толкования права: познавательную, разъяснительную, регулирующую, правообеспечительную и сигнализаторскую.

1. Познавательная функция интерпретационной деятельности характеризуется тем, что посредством толкование происходит познание права через осознание содержания правовых предписаний.

2. Разъяснительная функция толкования права заключается в том, что в процессе интерпретации происходит объяснение и разъяснение смысла нормы права, заключенного в ее словесном выражении.

3. Регулирующая функция интерпретации права определяется тем, что толкование в форме официального разъяснения является составляющей частью процесс правового урегулирования общественных отношений.

4. Правообеспечительная функция толкования права выражается в том, что отдельные официальные акты толкования принимаются и издаются для обеспечения эффективности и единства правоприменительной практики.

5. Сигнализаторская функция толкования права характеризуется тем, что толкование нормативно-правовых актов позволяет обнаружить и исправить их недостатки, устранить пробелы и противоречия в праве.

Особое значение толкование права имеет для правоприменительных органов, так как применение права является для них основной деятельностью и от правильного, точного и единообразного толкования права зависит законность всей правоприменительной деятельности.

 



2015-11-27 1088 Обсуждений (0)
Акты применения права: понятие, структура, классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Акты применения права: понятие, структура, классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1088)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)