Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники финансового нрава



2015-11-27 382 Обсуждений (0)
Источники финансового нрава 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники финансового права –это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти, в которых содержимся нормы, регулирующие финансовуюдеятельность государства.

Основным и важнейшим источником финансовогопра­ва в Республике Беларусь является нормативный право­вой акт.

Согласно Чакону от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»нормативныйпра­вовой акт -- официальныйдокумент установленной формы,принятый (изданный) в пределах компетенции уполномо­ченного государственного органа (должностного лица) или путем референдумас соблюдением установленнойзаконо­дательством РеспубликиБеларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный крут лиц и неоднократное применение.

А). Финансово-Правовыенормы содержался в законодательных актах Республики Беларусь. В соответствии с За­коном «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декре­ты и указы ПрезидентаРеспублики Беларусь.

1) Конституция Республики Беларусь - Основной За­кон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нор­мы правового регулирования важнейших общественных отношений.

2) Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных обще­ственных отношений. В число законов Республики Бела­русь входят чисто финансовые законы. Это, например, за­коны «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»; «О бюджетом клас­сификации Республики Беларусь»; «О подоходном налоге с физических лиц».

Наиболее важное место в системе источников права за­нимают кодексы.

В 2002 г. принят Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), устанавливающий систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основ­ные принципы налогообложения, регулирующий властные отношения по установлению, введению, изменению, прекра­щению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, воз­никающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливающий права и обязанности платель­щиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

3) Согласно части третьей ст. 101 Конституции в силу особой необходимости Президент по своей инициативе ли­бо по предложению Правительства может издавать времен­ные декреты, имеющие силу закона.

Б). К источникам финансового права относятся решения Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросам, касающимся государственных и местных финансов.

В). Постановления. Правительства Республики Беларусь являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Таких постановле­ний Правительства по вопросам финансовой деятельности государства достаточно много. К ним, например, относятся ежегодно принимаемые постановления о мерах по реализа­ции закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год; постановления, регулирующие основные условия вы­пуска и обращения государственных ценных бумаг, уста­навливающие ставки акцизов, государственной пошлины, экологического налога и т.д.

Г). Особое значение для регулирования финансовых от­ношений имеют ведомственные нормативные правовые ак­ты. Основное место среди них занимают нормативные акты Министерства финансов Республики Беларусь, Министер­ства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государст­венного таможенного комитета Республики Беларусь, На­ционального банка Республики Беларусь. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских орга­нов государственного управления принимаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или но­сящие межведомственный характер, принимаются респуб­ликанскими органами государственного управления колле­гиально в форме постановлений.

Д). К источникам финансового права, относятся норма­тивные правовые акты органов местного управления и са­моуправления, содержащие финансово-правовые нормы. К ним, например, относятся решения местных Советов депу­татов: о местном бюджете на очередной год, о введении местных налогов и сборов на территории соответствующей административно-территориальной единицы; решения ме­стных исполнительных и распорядительных органов о по­рядке предоставления и возврата бюджетных ссуд, бюд­жетных займов, выданных за счет средств соответствую­щих местных бюджетов.

Е). После приобретения Республикой Беларусь своей независимости и суверенитета источником финансового права стал выступать международный договор.

 

5. Финансово-правовая норма.

Финансово-правовая норма - это установленное го­сударством правило поведения сторон по поводу моби­лизации денежных средств в централизованные фонды, распределения и использования денежных средств из этих фондов.

Финансовые правовые нормы характеризуются как об­щими, так и специфическими признаками.

Общие признакифинансово-правовой нормы, как и любой правовой нормы, заключаются в том, что она:

1) устанавливается государством в лице уполномочен­ных органов;

2) обеспечивается принудительной силой государства;

3) обращена к широкому кругу участников обществен­ных отношений, регулируемых данной нормой;

4) возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

5) выражается в нормативном правовом акте: законе, декрете, указе, постановлении, инструкции, принятом ком­петентным государственным органом либо органом местно­го управления или самоуправления.

Финансово-правовые нормы подразделяются на сле­дующие виды: обязывающие, запрещающие и уполномо­чивающие.

Среди финансово-правовых норм в большинстве при­сутствуют обязывающиенормы. Это такие нормы, которые обязываютк совершению определенных действий (напри­мер, уплатить налог). Они регулируют активное поведение субъектов.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов. Эти нормы предписывают не совершать каких-либо действий в области финансовых отношений. Например, в соответствии с п. 4 ст. 48 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь не допуска­ется взимание платы за прием банками и иными уполномо­ченными организациями наличных денежных средств от физических лиц, в том числе зарегистрированных в качест­ве индивидуальных предпринимателей, при уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты.

Среди финансово-правовых норм незначительное место занимают уполномочивающие нормы, которые предостав­ляют субъекту возможность действовать в рамках требова­ний нормы по своему усмотрению, то есть дают право вы­бора.

По характеру финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы определяют виды и объем денежных обязательств организаций и физи­ческих лиц перед государством, виды и объем расходов го­сударства, устанавливают бюджетное устройство и закреп­ляют бюджетную систему, т.е. определяют материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавли­вают порядок применения и действия норм материального права. К ним, например, относятся нормы, устанавливаю­щие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

 

 

6. Финансово-пра­вовые отношения.

 

Финансовое правоотношение - это общественное от­ношение, возникающее в процессе финансовой деятель­ности государства и урегулированное нормами финан­сового права.

Финансовое правоотношение является разновидностью правового отношения, поэтому ему свойственны все при­знаки, которые характерны для любого правоотношения.

Однако финансовое правоотношение имеет особенно­сти, которые выделяют его из системы правовых отноше­ний. Так, финансовое отношение:

1) возникает исключительно в области финансовой дея­тельности государства;

2) возникает на основе нормы финансового права;

3) является, по существу, экономическим, т.е. непосред­ственно зависит от уровня развития экономики;

4) является имущественным (денежным) отношением;

5) одним из участников этого отношения всегда высту­пает само государство либо уполномоченные им государст­венные органы. Эти органы наделены определенными властными полномочиями в отношении других субъектов - организаций, физических лиц.

С учетом функций права финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализа­цию регулятивной функции права. В финансовом праве ре­гулятивных правоотношений большинство, поскольку фи­нансовое право направлено на позитивное регулирование отношений, в процессе которых происходит мобилизация финансовых ресурсов в централизованные фонды государ­ства и распределение этих финансовых средств.

Охранительные финансовые правоотношения обеспе­чивают реализацию охранительной функции права. Эти финансовые правоотношения выполняют вспомогательную функцию и возникают в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе финансовой (экономической) санкции. К финансовым охранительным отношениям отно­сятся, например, отношения, связанные с нарушением бюджетного законодательства, налогового законодательст­ва, с нарушением правил ведения кассовых операций и др.

В зависимости от характера финансово-правовой нормы финансовые правоотношения подразделяются на матери­альные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения реализуют права и обязанности субъектов по собиранию, распределе­нию и использованию соответствующих централизованных финансовых ресурсов. Примером материальных финансо­вых правоотношений служат правоотношения, содержани­ем которых являются: обязанность налогоплательщика уп­лачивать налог, и соответственно право налогового органа требовать его уплаты.

Процессуальные финансовые правоотношения являются формой проявления порядка реализации прав и обязанно­стей субъектов финансового права. Процессуальные финан­совые правоотношения вторичны по отношению к матери­альным, служат гарантией их реализации. К числу процес­суальных финансовых отношений можно отнести, напри­мер, правоотношения по бюджетному процессу.

По видам финансово-правовых институтов различают следующие финансовые правоотношения: по поводу финан­сового контроля; бюджетные; по поводу формирования и исполнения государственных внебюджетных фондов; нало­говые; по неналоговым платежам; по государственному кредиту (государственному внутреннему и внешнему долгу); по государственномуобязательному страхованию; по поводу сметно-бюджетного(финансирования; по бюджет­ным ссудим и займам; в сфере денежного обращения и рас­четов; в сфере валютного регулирования.

 




2015-11-27 382 Обсуждений (0)
Источники финансового нрава 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники финансового нрава

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)