Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА



2015-11-27 1460 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

 

Рынок – это определенный тип хозяйственных связей.

Рынок – это форма взаимосвязанных отношений между отдельными самостоятельно принимающими решение субъектами с целью решения 3 основных экономических проблем.

Рыночная экономика – это рыночные механизмы стихийной координации действий производителей и потребителей через систему цен, прибыли, убытков и конкуренции, при этом действия этих субъектов координируются и регулируются экономическими законами.

Характерные черты рынка, типичные для всех способов хозяйствования:

1. Достаточное число продавцов и покупателей для свободного выбора партнеров по хозяйственным и коммерческим связям.

2. Самостоятельность экономических субъектов и их материальная ответственность за свою деятельность.

3. Прямые связи производителей и потребителей без диктата одной из сторон, т.е. равноправные партнерские коммерческие связи.

4. Конкуренция за потребителя и его рубль.

5. Свободное ценообразование – право хозяйствующего субъекта самостоятельно договариваться о цене.

6. Для формирования свободной конкуренции рынка требуется многообразие форм собственности: частной, акционерной, кооперативной, государственной, смешанной.

7. Создание рыночной инфраструктуры (рынок товаров и услуг, рынок капитала, финансовый рынок и т.д.)

ФУНКЦИИ РЫНКА

Современный высокоразвитый рынок выполняет 6 взаимосвязанных основных функций.

1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров и услуг, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли – продажи. Без рынка практически невозможно определить насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая или экономическая связь между конкретными участниками рыночного производства.

2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

3. Информационная функция – сложившиеся цены информируют о состоянии экономики. В частности через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе и какао), через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т.д. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

4. Регулирующая функция действует через механизм свободных рыночных цен. Из менее выгодных отраслей с низкими ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых – растет. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

5. Стимулирующая функция тоже осуществляется с помощью рыночных цен. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Через рыночные цены стимулируется эффективность экономики и НТП. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции , поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных областей.

6. Оздоравливающая функция довольно жесткая, но экономически оправдана. Рынок очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и “наказываются” банкротством. И, наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

ПРИНЦИПЫ РЫНКА

1. Свобода выбора видов и форм экономической деятельности.. Каждый субъект может избрать любые формы хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом.

2. Всеобщность рынка. Он охватывает рыночными отношениями все многообразие ценностей, созданных природой и человеком.

3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

4. Саморегулирование деятельности. Самосоздание и самозакрытие предприятия, при ведущем финансовом контуре управления.

5. Принцип договорных отношений. Он распространяется и на взаимные поставки, закупки и на обязательства, выступает также в форме трудовых контрактов.

6. Свобода ценообразования. Рыночная цена отражает себестоимость продукции, ее обменный курс по отношению к другим товарам ,ее потребительские свойства.

7. Самофинансирование. Рынок порождает чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства, учит добывать деньги, упорядочивает учет и контроль финансовых средств.

8. Децентрализация управления и самостоятельность. Однако, во-первых, экономика не может быть децентрализованной полностью, и, во-вторых, необходима система правил экономического поведения.

9. Экономическая ответственность. Нарушение договорных условий ведет к финансовым санкциям и лишает статуса надежного партнера.

10. Государственное регулирование. Без него рыночная экономика невозможна. Формирование свода правил рыночной деятельности через законодательство, государственное планирование и систему государственного налогообложения.

11. Конкуренция. Соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.

12. Механизм социальной защиты. Принцип социальной защиты включает в себя ограничения опасного уровня рыночных эффектов. Например, установление минимальной заработной платы, максимального налога и социальные компенсации (льготы, субсидии и т.д.).

Условия возникновения рынка

1. Общественное разделение труда и специализация.

2. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства.

3. Допустимая величина трансакционных издержек.

4. Свободный обмен ресурсами.

КЛАССИФИКАЦИИ РЫНКОВ

Рынок классифицируется:

1. По соответствию действующему законодательству:

­ Легальный (законный) рынок

­ Нелегальный (теневой) рынок – является частью теневой экономики и включает в себя:

ü подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований.

ü скрытое предпринимательство, нацеленное на уклонение от налогов.

ü экономическую деятельность, связанную с запрещенным производством, наркобизнесом, коррупцией и т.д.

2. По пространственному признаку:

­ Местный – рынок какого- либо города, села, региона.

­ Национальный – внутренний рынок той или иной страны.

­ Международный региональный – общий рынок ряда стран (например, рынок стран Евросоюза).

­ Мировой рынок – охватывает либо мировые товарообменные связи в целом, либо рынок того или иного товара в мировом масштабе ( например, мировые рынки кофе, нефти, золота и т.д.).

3. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

­ Потребительский рынок - рынок товаров и услуг.

­ Рынок капитала – рынок средств производства, включает в себя рынки земли, кормов, станков, оборудования и т.д.

­ Рынок рабочей силы – купля – продажа услуг всех работающих, в том числе неквалифицированной рабочей силы.

­ Рынок информации - рынок научно-технической разработок, ноу-хау , патентов и др.

­ Финансовый рынок – рынок ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

­ Валютный рынок

4. По отраслевому признаку:

автомобильный рынок, нефтяной рынок, рынок легкой промышленности, сельскохозяйственный, рынок услуг здравоохранения и т.д.

5. По характеру оборота:

­ Мелкооптовый рынок;

­ Крупнооптовый;

­ Розничный рынок

6. По степени ограничения конкуренции:

а). Свободный рынок – характеризуется большим числом участников обмена, свободной конкуренцией, свободным ценообразованием. Он характерен для рынка потребительских товаров и услуг. Такой рынок практически не управляем.

б). Монополизированный рынок – характерно доминирование поставщика, рост цен, жесткий контроль со стороны государства, конкуренция отсутствует либо ограничена. Такой рынок типичен для добывающей промышленности, для ряда отраслей машиностроения, где трудно избежать монополизма.

в). Регулируемый рынок – число основных производителей невелико, они способны конкурировать друг с другом, производство на заказ (гос. заказ), сильная служба информации о товарах и производителях, наличие сильных служб прогнозирования, мощное оптовое звено.

ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на 3 группы: домашнее хозяйство, бизнес (предприниматели), правительство.

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей, а не для наращивания прибыли.

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство – представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Таким образом, современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и т.д.



2015-11-27 1460 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)