Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пророк или руководитель?



2015-11-27 395 Обсуждений (0)
Пророк или руководитель? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Порой мы оказываемся на распутье, и оба пути представляются нам достойными и правильными. Например, проповедник, у которого есть дар руководства людьми, вынужден решить, стать ли ему известным руководителем или оставаться посредственным проповедником. Эмзи Кларенс Диксон столкнулся с подобной дилеммой:

 

Каждый проповедник должен в первую очередь быть пророком Божьим и говорить то, что повелевает ему Господь, не думая о последствиях. Когда проповедник понимает, что он занял руководящее положение в своей церкви или в своей деноминации, он достигает переломного момента в своем служении. Теперь ему нужно избрать один из двух путей: быть пророком Божьим или поводырем людей. Если же он хочет быть и пророком, и руководителем одновременно, то, скорее всего, он потерпит поражение и в том, и в другом. Если он примет решение быть пророком лишь в той мере, чтобы не помешать своей карьере руководителя, он становится дипломатом, но совершенно перестает быть пророком. Если он постарается сохранить положение руководителя любой ценой, то рискует встать на один уровень с политиком, передергивающим веревочки тайных связей в стремлении занять или сохранить за собой какую‑либо должность7.

 

Диксон несколько преувеличивает различия между руководителем и пророком; в действительности же эти роли частично совпадают. И все же могут возникнуть обстоятельства, при которых руководителю придется выбирать между духовным служением и руководящей должностью, которая помешает ему в достаточной мере посвятить себя этому служению. В этом и заключается основная трудность.

Рубен А. Торри, который на рубеже веков по воле Божьей стал вестником возрождения для половины человечества, тоже был вынужден сделать выбор. Диксон пишет о нем:

 

Тысячи людей, слышавших д‑ра Торри, знают, какой это человек, и знают, о чем он проповедует. Он полон любви к Священному Писанию и уверен в его непогрешимости как Слова Божьего, а потому проповедует его со всем рвением и горячей убежденностью. Никогда он не идет на компромисс. Он избрал свой путь, приняв решение стать Божьим пророком, нежели просто руководителем людей, и в этом заключается секрет его влияния в Божьем царстве и на земле8.

 

 

Непригодность

 

Несмотря на свои успехи в качестве миссионера и руководителя, апостол Павел никогда не избавлялся от здравого, бдительного опасения. Он всегда помнил о том, что, проповедуя другим, сам может оказаться недостойным (1 Кор. 9:27). Для него такая возможность была постоянным предостережением от самодовольства и удовлетворенности своими достижениями. Таким же предостережением это должно быть для всех, кто облечен духовной ответственностью.

Греческое слово, переведенное в ст. 27 как «недостойный» (в других переводах – «отверженный», «негодный»), использовалось для обозначения металлов, непригодных для чеканки монет. Эти металлы не проходили испытания; процесс очистки показывал, что они не соответствуют предъявляемым требованиям. Здесь апостол Павел указывает на потерю желанной награды по причине невыполнения правил состязания.

Метафора, которую использует апостол Павел, представляет его в двух различных ролях. Он выступает и как участник соревнования, и как глашатай, который перед началом соревнования разъясняет правила и указывает, когда бегунам следует занять свои места на стартовой линии. Павел опасался, что после того, как он выступит в роли глашатая (проповедуя другим), самому ему не удастся соблюсти те правила, которые он объявил, что он не сможет соответствовать стандартам, о которых проповедовал. В этом случае его роль глашатая еще более усугубит его личную вину, обречет его на позор и унижение.

Неудача, которой опасается апостол Павел, имеет отношение к несостоятельности физического тела, и предотвращение провала требует суровой самодисциплины. Чарлз Ходж утверждает, что тело есть «вместилище и орган греха, [имеет отношение] ко всей нашей греховной природе. Не только свою плотскую природу стремился Павел привести в покорность, но и все порочные наклонности своего сердца»9.

Апостол Павел считал, что он может оказаться недостойным не только по причине ошибочных доктрин или неправильного понимания этических норм, но и по причине страстей его собственного тела. Павел старался совладать с аппетитами своей плоти, соблюдая умеренность: с одной стороны, это не был аскетизм, при котором человек наносит себе вред, игнорируя основные нужды своего тела, а с другой стороны, он и не потакал своим желаниям, как делают те, кто набирает вес из‑за своего беспечного отношения к диете. Павел не собирался уступать желаниям своего тела, они не руководили им. Апостол настаивал на том, чтобы управлять желаниями и потребностями своего тела. Вот как А. С. Уэй передает своими словами содержание первой части ст. 27: «Я укрощаю свою животную природу и отношусь к ней не как к господину, но как к рабу».

 

Примечания

 

1. Robert Louis Stevenson, in The Reaper, July 1942, 96.

2. Stephen Neill, in The Record, 28 March 1947, 161.

3. Helmut Lhielecke, Encounter with Spurgeon (Philadelphia: Fortress, 1963).

4. W. Y. Fullerton, F. B. Meyer (London: Marshall, Morgan & Scott, n.d.), 172.

5. Quoted in Lhielecke, 219.

6. N. G. Dunning, Samuel Chadwick (London: Hodder & Stoughton, 1934), 206.

7. H. C. A. Dixon, A. C. Dixon (New York, Putnam, 1931), 277. Эмзи Кларенс Диксон (1854–1925) нес служение пастора в церкви имени Мооди и в церкви «Metropolitan Labernacle» в Лондоне.

8. Ibid., 158. Рубен Арчер Горри (1856–1928) – служитель конгрегационалистской церкви, занимал должность первого директора Библейского института Мооди (тогда носившего название Чикагского Евангелизационного сообщества) и пастора церкви имени Мооди (в то время именовавшейся «Chicago Avenue Church»). Горри руководил евангелизационными кампаниями в Европе, Азии и в восточных странах. Позднее он занимал должность президента в Библейском институте Лос‑Анджелеса (ныне Университет Биола) и пастора Церкви Открытых Дверей в центре Лос‑Анджелеса.

9. Чарлз Ходж (1797–1878), чью цитату автор приводит без указания на источник, работал профессором теологии в Принстонской семинарии. Занимая консервативную пресвитерианскую позицию по вопросам доктрин, он был также убежден, что в Библии разрешается рабовладение, а осуждается только жестокое обращение с рабами. Такая точка зрения стала причиной того, что на пике своей карьеры профессор был вовлечен в яростные дебаты по этому вопросу.

 

Глава 22

Руководитель Неемия

 

Помяни меня, Боже мой, во благо мне!

Леем. 13:31

 

Неемия – один из самых вдохновляющих примеров руководителя, которые только можно найти в Библии. Порой его действия кажутся нам чересчур решительными, но все, что он делал, Бог использовал для того, чтобы чудесным образом изменить образ жизни всего народа за необычайно короткий промежуток времени. Внимательное изучение личности Неемии и приемов, которыми он пользовался, дает нам понять, что эти приемы оказали такое влияние только благодаря его личностным качествам.

 

Личность Неемии

 

Прочитав откровенный рассказ о Неемии, читатель сразу же начинает представлять его себе как мужа молитвы. Для Неемии молитва была неотъемлемой частью жизни и труда. Услышав о затруднительном положении евреев, вернувшихся в Иерусалим, он в первую очередь помолился. Неемия в своей жизни нередко припадал к трону благодати (1:4,6; 2:4; 4:4,9; 5:19; 6:14; 13:14,22,29).

Перед лицом опасности Неемия вел себя мужественно: «Может ли бежать такой человек, как я? Может ли такой, как я, войти в храм, чтобы остаться живым? Не пойду» (6:11). Такая решительная смелость способна вселить надежду даже в самых запуганных людей.

Его чистосердечная забота о благе других была столь очевидна, что даже его враги ее приметили (2:10). Свою заботу он проявлял в посте, молитве и слезах за народ (1:4–6). Неемия отождествлял себя с израильтянами в их горестях и в их грехах: «Исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – и я и дом отца моего» (ст. 6).

Неемия показал себя исключительно дальновидным руководителем. Он знал, что появятся противники, и потому позаботился о письмах от царя, обеспечивающих свободный проход и снабжение необходимыми для выполнения работы материалами (2:8). Он все тщательно спланировал.

Во время всех описанных событий, несмотря на все бесстрашие Неемии, его отличает постоянная осторожность. Он не бросился работать сломя голову, как только прибыл на место, но посвятил три дня тому, чтобы оценить ситуацию (2:11). Да и когда он все же принялся за дело, он не устроил открытую пресс‑конференцию, но свои намерения держал в глубокой тайне, даже разведку проводя под покровом ночи.

Неемия был способен принимать ясные решения. Он не откладывал на потом сложные вопросы, но принимал ситуацию близко к сердцу и выносил свое суждение. И в своих решениях Неемия был беспристрастен: у него не было любимчиков. Когда возникала необходимость в критике, он вел себя одинаково с представителями власти и с рабочими (5:7).

Неемия был необыкновенно чутким человеком. Он выслушивал жалобы и вносил необходимые коррективы (4:10–14; 5:1–13). Он позволял людям «плакаться ему в жилетку». Он проявлял сочувствие по отношению к окружающим.

Неемия реально смотрел на вещи: он хорошо представлял себе, как устроен этот мир. «И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них» (4:9).

Принимая на себя ответственность, Неемия был полон решимости следовать до конца, выполняя как приятные, так и неприятные обязанности, пока не будет достигнута поставленная цель.

Неемия был энергичным администратором, хладнокровным министром по чрезвычайным ситуациям, бесстрашным инициатором и настойчивым руководителем, способным мужественно принимать решения. Угрозы не могли его поколебать, его бдительность не допускала предательства – Неемия стал руководителем, сумевшим завоевать и сохранить полное доверие своих последователей.

 

Как действовал Неемия

 

Неемия умел поднять боевой дух своих сотрудников, что является немаловажной частью работы любого руководителя. Их веру он укреплял, помогая им сосредоточить внимание не на «невозможном», а на величии Божьем. В повествовании о Неемии часто встречаются вдохновляющие слова Неемии: «Бог небесный, Он благопоспешит нам» (2:20); «радость пред Господом – подкрепление для вас» (8:10).

Вера производит веру. Пессимизм разрушает веру. Главная задача духовного руководителя – укреплять веру в других.

Неемия не скупился на слова одобрения и поощрения. Когда он прибыл в Иерусалим, народ был совершенно неорганизован и лишен мужества. Сперва Неемия зажег в них надежду, торжественно заявив, что у него есть видение и Божье провидение содействует им; затем он заручился поддержкой народа: «И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: „будем строить“, – и укрепили руки свои на благое дело» (2:18).

Ошибки и неудачи можно исправить, но вот методы, которыми пользуется руководитель, способны все изменить. Неемия смог указать людям на то, чего им недоставало, и вселить в них надежду на то, что настанут лучшие времена. Таким образом, его вера и превосходная духовная дисциплина помогли ему завоевать доверие народа и добиться признания его авторитета.

Практически сразу же Неемия убедился, что в его плане есть и скрытые недостатки. Это можно увидеть на примере двух ситуаций.

Народ находился в унынии и был утомлен. Противники делали все, чтобы усугубить ситуацию (4:10–18). Скапливавшийся мусор мешал производить работы. Первым делом Неемия направил внимание народа к Богу, затем вооружил людей и распределил их по стратегическим позициям. Он сумел наилучшим образом использовать преимущества семьи как единого организма, повелев, чтобы половина членов каждой семьи работала, пока другая стоит на страже и отдыхает. Благодаря тому, что Неемия с помощью решительных действий разрешал действительные затруднения, народ вновь обрел утраченное мужество.

Во второй ситуации люди стали подозревать в алчности своих собственных братьев, которые были побогаче остальных (5:1–15). Большинство евреев жили на земле, отданной в залог, некоторые даже продали в рабство своих детей, чтобы свести концы с концами. «Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других» (5:5). Какая запутанная ситуация: дети неимущих евреев стали жертвой такого типа экономики, где блага находятся в руках немногих, которые не собираются ослаблять своей хватки.

Неемия выслушал все, что рассказали ему люди, и проявил участие к их страданиям. Он сделал выговор представителям знати за их бессердечное ростовщичество (5:7), призвав их немедленно возвратить все людям и простить им долги (ст. 11). Так убедительно прозвучали его слова, что ответ знатных людей был лаконичным: «Сделаем так, как ты говоришь» (ст. 12).

Неемия восстановил авторитет Божьего Слова в жизни людей (8:1–8). Реформы, которые он осуществил, вряд ли бы прижились, а то и вовсе были бы невозможны без этого. Неемия возродил Праздник кущей, который евреи не отмечали со времени Иисуса Навина. Он привел людей к покаянию перед Богом путем чтения Священного Писания (9:3–5). Он очистил храм от языческого влияния (13:4–9). Неемия призывал народ отдавать десятину, установил субботний отдых, запретил браки с иноплеменниками, вернув таким образом особое самосознание Израиля как богоизбранного народа.

Неемия мог организовать любое мероприятие и привлечь людей к сотрудничеству. Перед тем как разработать подробный план, он тщательно изучал ситуацию (2:11–16). Внимательно он оценивал возможности имеющегося персонала. Не чуждался Неемия и непривлекательной канцелярской работы. Затем он определял главные задачи, давал поручения ответственным руководителям (мужам веры и благочестия) и отправлял их трудиться (7:1–3). Неемия отдавал дань уважения всем руководителям, которые трудились под его началом, упоминая их имена и место, где каждый из них работал (3:1–32). Его подчиненные чувствовали, что они не просто винтики в огромном механизме. Неемия мудро распределял обязанности: «Тогда я поставил во главе Иерусалима брата моего Ханани и начальника дворца Хананию»[9](7:2). Ктем, кому Неемия давал поручения, он предъявлял высокие требования: например, Хананию он избрал, потому что «он более многих других был человек верный и богобоязненный». Все это помогало раскрыть у других способности руководить, использовать имеющийся у них потенциал.

Неемия был готов встретить противодействие, не давая повода к открытому бунту. Он терпел обидные выпады, намеки, угрозы и вероломство. Через все испытания он прошел с высоко поднятой головой, широко открытыми глазами и с постоянной молитвой (4:9). Когда это было возможно, он просто игнорировал недоброжелателей. Всякий раз он принимал меры предосторожности (ст. 16). Никогда не позволял недовольным и противникам отвлечь его от главной задачи. Всегда сохранял веру в Бога (ст. 20).

Чтобы оценить деятельность духовного руководителя, следует взглянуть, достиг ли он поставленной цели. В случае Неемии оценка недвусмысленна: «Стена была совершена» (6:15).

Перевод с английского (KJV). – Примеч. пер.

 

 

Вопросы для изучения

 

Книга «Духовное руководство» может оказаться полезной каждому кто желает развить свои собственные способности руководителя. Но изучение и обсуждение этой книги в небольшой группе, с близкими друзьями может принести еще больше пользы. Это пособие для изучения было разработано с таким расчетом, чтобы в небольших группах можно было обсудить основные идеи книги в течение шести занятий. Каждое занятие состоит из трех разделов.

1. Начало занятия:в этом разделе вы найдете вопросы, относящиеся к повседневной жизни, которые смогут помочь вам вовлечь всех присутствующих в дискуссию. Если ваше занятие длится один час, уделите этим вопросам не более пяти минут.

2. Обсуждение прочитанного:здесь внимание сосредоточено на главном содержании трех или четырех глав книги, а также на дальнейшем обсуждении ключевых отрывков из Библии. Эти вопросы, как правило, занимают 40–45 минут.

3. Применение:этот раздел посвящен тому, чтобы вовлечь участников занятия в обсуждение конкретных действий, позволить им самим предложить, как можно применить изученное в своей жизни. Оставьте на эти вопросы около 10–15 минут.

Пусть каждый член группы прочитает необходимые главы и приготовит свои ответы заранее, чтобы поделиться ими на собрании группы. Обязательно начинайте и заканчивайте ваше занятие молитвой.

 

 

Занятие первое

 

Прочитайте гл. 1–3, затем подготовьте ответы на следующие вопросы, чтобы обсудить их в группе.

Начало занятия

1. Расскажите о том, когда вы стремились стать руководителем в какой‑либо области. Ккакой должности вы стремились? Что произошло?

___

___

___

___

___

___

 



2015-11-27 395 Обсуждений (0)
Пророк или руководитель? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пророк или руководитель?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)