МНЕ НРАВИТСЯ, МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ
1. Уроки физики 2. Читать о животных 3. Посещать музеи и выставки 4. Читать произведения классиков литературы 5. Читать и смотреть о путешествиях 6. Организовывать людей на выполнение работы 7. Читать о проблемах воспитания 8. Знакомиться с достижениями техники 9. Готовить обеды 10. Понимать экономические процессы и законы
11. Уроки математики 12. Уроки биологии 13. Регулярно читать газеты и журналы 14. Слушать классическую музыку 15. Читать и смотреть о различных странах мира 16. Обсуждать текущие дела и события в стране и мире 17. Объяснять другим ученикам, как решить трудную задачу 18. Знакомиться с устройством и чинить различные приборы 19. Заботиться о красоте помещения, в котором живу и работаю 20. Копить деньги на крупную покупку
21. Уроки химии 22. Знакомиться со способами лечения разных болезней 23. Читать и смотреть об исторических событиях 24. Петь в ансамбле или заниматься в драматической студии 25. Читать о моряках или летчиках 26. Руководить досугом среди сверстников или младших 27. Заниматься с маленькими детьми 28. Учиться работать с разными рабочими инструментами 29. Организовывать питание во время походов и экскурсий 30. Читать и смотреть о жизни богатых людей
31. Решать сложные математические задачи и головоломки 32. Наблюдать за работой хирурга 33. Писать рассказы или стихи 34. Хорошо играть на музыкальных инструментах или рисовать 35. Читать или смотреть об истории географических открытий 36. Наблюдать и анализировать поведение людей 37. Помогать в работе или самому работать воспитателем 38. Знакомиться с устройством механизмов и машин 39. Шить одежду 40 Обмениваться вещами или книгами
41. Наблюдать за течением химических реакций 42. Оказывать помощь пострадавшим 43. Работать со словарями или литературными источниками 44. Знакомиться с историей развития искусств 45. Путешествовать по стране 46. Выступать с сообщениями о политических и других событиях 47. Помогать в работе учителю 48. Изготавливать разные предметы домашнего обихода 49. Давать советы знакомым при покупке одежды и других вещей 50. Подрабатывать деньги
51. Заниматься в астрономическом кружке 52. Выращивать животных 53. Участвовать в читательских конференциях и обсуждениях 54. Ходить в театр, иногда по несколько раз на одну пьесу 55. Собирать камни или минералы изучать их происхождение 56. Участвовать в раскрытии преступлений 57. Учить детей знанию жизни 58. Делать модели автомобилей, самолетов или судов 59. Оказывать людям различные услуги 60. Играть в азартные игры
61. Проводить физические опыты 62. Помогать врачу в лечении больных 63. Описывать и анализировать события нашей жизни 64. Обсуждать достоинства книг, пьес, концертов 65. Учиться летать на планере или самолете 66. Работа судьи или адвоката 67. Дрессировать животных 68. Разбираться в чертежах и технических схемах 69. Знакомиться с дизайном и моделями одежды 70. Быть руководителем, менеджером
71. Выполнять работу, требующую знания математики 72. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений 73. Изучать происхождение разных слов и выражений 74. Художественно изображать характеры людей 75. Совершать длительные походы 76. Читать о жизни выдающихся политических деятелей 77. Давать и разъяснять людям нужную им информацию 78. Пользоваться сложными измерительными приборами 79. Чаще общаться со многими людьми 80. Быть первым в соревнованиях и делах
81. Читать или смотреть о разработке крупных физических проектов 82. Читать или смотреть о жизни знаменитых врачей 83. Вести дневник с описанием своих переживаний и мыслей 84. Красить или расписывать стены или поверхности изделий 85. Работа, связанная с космонавтикой 86. Анализировать и оценивать поступки знакомых 87. Тренировать других в выполнении каких-либо упражнений 88. Проектировать что-то, делать чертежи и расчеты 89. Посещать выставки различных товаров 90. Уметь убедить других вступить в новое предприятие
91. Наблюдать за небесными светилами, изучать их поведение 92. Выслушивать жалобы и просьбы людей, стараться помочь им 93. Изучать историю и особенности разных народов 94. Выступать на сцене, принимать участие в концертах 95. Изучать географию или геологию нашей планеты 96. Разбирать споры и ссоры людей находить в них выход 97. Организовывать посещения разных мероприятий 98. Уметь обслуживать и ремонтировать автомобиль 99. Ремонтировать жилище и бытовую технику 100. Участвовать в конкурентной борьбе
В плане профориентационных консультаций молодежи важны качественные параметры симпатий и антипатий испытуемого, то есть, какие именно группы профессий выбирает испытуемый. В то же время, в плане установления взаимосвязи данных результатов с мотивационными характеристиками - как факторами творческой активности, более информативными оказываются такие количественные показатели, как широта и интенсивность профессиональных симпатий S(+)и антипатий S(-). Широта профессиональных интересов отражает степень разнообразия этих интересов, и определяется по числу выбранных шкал S ( + ) из общего числа 10. Широта профессиональных антипатий отражает степень разнообразияпоследних, и определяется по числу отвергнутых шкал S ( - ). Интенсивность интересов отражает их степень; определяется отношением общего числа плюсов по всем 10 шкалам к широте интересов. Интенсивность антипатий определяется, соответственно, отношением общего числа минусов по 10 шкалам к широте антипатий. Для того, чтобы сопоставить эти показатели с мотивационными характеристиками, по отраженным ранее результатам были выделены мотивационные группы: М(+) и М(-). В первую входили представители прогрессивного и экспрессивного мотивационных профилей, во вторую – представители регрессивного и уплощенного МП.
Результаты показывают, что группа школьников М(+) характеризуется более высокими показателями широты и интенсивности положительных выборов, то есть они обладают большей разносторонностью и глубиной профессиональных интересов по сравнению с полярной им группой М(-); последнюю, в свою очередь, характеризует большая широта и интенсивность отрицательных выборов. Конечно, сами по себе широта и глубина профессиональных интересов или отвержений не гарантируют творческой или рабочей отдачи; в то же время, их от-сутствие или отвержение представляют собой, несомненно, антитворческий момент, во всяком случае, у молодых людей, только собирающихся выбирать свой жизненный путь.
ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ.
Сравнительный анализ, проведенный в предыдущей главе был основан на поперечном срезе соответствующих характеристик, который предполагает относительно одновременное и независимое обследование разных возрастных контингентов и сопоставление соответствующих результатов при том, что мы не знаем, как конкретно, до этого развивалась каждая из групп и, соответственно, влиянию каких факторов они подвергались. Специфика и преимущество продольного анализа состоит в возможности прослеживания динамики мотивационной сферы в течение определенного времени у одного и того же контингента. В результате, мы получаем реальную, а не статистически выправленную динамику. С 1991 по 1996 год ежегодно проводилось обследование мотивационной структуры личности у учащихся двух классов одной из московских школ (всего более 60 человек); за это время они прошли путь с 6-го по 11класс. Естественным преимуществом продольного, лонгитюдного прослеживания является возможность анализировать индивидуальные и групповые данные среди общей массы. Естественно, что эти данные очень различаются между собой и в то же время поддаются типологизации. Следуя простейшей логике, можно выделить четыре основных типа эволюции мотивационной сферы личности:
1. "Позитивная". В ходе эволюции (в нашем случае за 5 лет) мотивационный профиль прогрессирует, то есть изменяется в сторону более благоприятную отношении учебной и творческой активности. 2. "Негативная". Мотивационный профиль регрессирует, изменяется в сторону менее благоприятную относительно тех же факторов. 3. "Неизменная". Характер мотивационного профиля в ходе эволюции суще- ственно не изменяется. 4. "Амбивалентная". Динамика мотивационного профиля носит неустойчивый, противоречивый характер.
Учитывая все приведенные ранее соотношения характерных мотивационных и эмоциональных профилей с различными проявлениями рабочей, учебной и творческой активности, можно вывести их балльную оценку относительно этих проявлений: Мотивационные профилиЭмоциональные профили
"Прогрессивный" +3 "Стенический" +2 "Прогрессивно-экспрессивный" +2 " Смешанный стенический" 0 "Прогрессивно-импульсивный" +2 " Смешанный астенический" -1 "Экспрессивный" +1 " Астенический" -2 "Импульсивный" 0 "Уплощенный" -1 "Регрессивно-экспрессивный" - 2 "Регрессивно-импульсивный" - 2 "Регрессивный" -3
Эти количественные характеристики позволяют оценивать характер динамики соответствующих мотивационных структур.
Степень изменения, сдвига можно оценивать в соответствии с тем "расстоянием" (в баллах), которое отделяет текущий МП от прошлого, исходного. Максимально возможный сдвиг – 6 баллов: от мотивационного профиля "прогрессивного" типа к "регрессивному", или наоборот ; но таких случаев практически не наблюдалось, ни в положительную, ни в отрицательную сторону.
Приведем два характерных, достаточно полярных примера мотивационной эволюции - позитивного и негативного типов.
Пример 1. Учащ. Кр. 11 кл.
Ож Рб(Уч) “Э - Ф” 12___________________________ 12 ___________________________ 12 ______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 0 ___________________________ 0 ___________________________ 0 ______ П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД Э Ф
"У" ___________ 1993 "У" "А – С" "Пг" ___________ 1996 "Пг" "С - С"
Рисунок МП в общежитейской сфере в 1993 носит "уплощенный" характер (-1 балл) со спадом по шкале социального статуса (С). В 1996 он преобразуется в профиль "прогрессивного" типа (+3), за счет снижения шкал потребительного характера (П,К,С) и заметного повышения шкал производительного ряда (Д,ДР,ОД). Позитивный сдвиг прошедшей эволюции, таким образом, можно оценить в +4 балла. Примерно то же происходит в учебной сфере, хотя выглядит, может быть, несколько менее отчетливо. Эмоциональный профиль также изменяется в положительную сторону – от смешанного стенического (0 баллов) к чисто стеническому (+2), в первую очередь, за счет роста показателя стенической эмоциональности, то есть стремления испытывать эмоции активности, напряжения, ответственности. К отмечавшимся им ранее занятием плаванием добавляется стремление мастерить что-то дома. Классный руководитель в своей характеристике отмечает повышение уверенности в его поведении. В целом, достаточно характерный случай позитивного развития мотивационной сферы личности.
Пример 2. Учащ. Сд. 11 кл.
Ож Рб(Уч) “Э - Ф” 12___________________________ 12 ___________________________ 12 ______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 0 ___________________________ 0 ___________________________ 0 ______ П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД Э Ф
"Э" 1993 ________ 1993 "У" "А - С" "РгЭ" 1996 ___________ 1996 "Рг" "А - А"
Сопоставление графиков личностного профиля (МП и ЭП) в 1993 и 1996 годах, то есть в 8 и 11 классах, показывает изменение типов мотивационного и эмоционального профилей не в лучшую сторону. В 1993 ученик в общежитейской сфере имел МП "экспрессивного" типа (+1), который сменился в 1996 на "экспрессивно-регрессивный" (-2), за счет заметного снижения уровня мотивов развивающего ряда (Д, ДР,ОД). В учебной сфере МП "уплощенного" типа в 1993 (-1 ) эволюционировал в резко выраженный "регрессивный" (-3), также за счет резкого понижения мотивов развивающего ряда. В эмоциональном профиле видны заметные изменения: "смешанный стенический" ЭП 1993 года (отражен синим) превратился в отчетливый "астенический" (отражен красным). Характерны также следующие данные: если в 1993 школьник отметил в шкале коррекции увлечение теннисом, то в 1996 не было отмечено ничего. В опроснике конкретных мотивационных установках на учение классная руководительница отметила снижение интереса к учебе, чувства долга, стремления к похвале и поощрению. В целом, отчетливый пример негативной динамики мотивационной сферы.
Не будем приводить примеры мотивационной эволюции неизменного и амбивалентного типов. Скажем только, что в аспекте математических критериев начальная и завершающая стадии прослеженной динамики в этих случаях значительно не различаются. Но в случае неизменной эволюции мотивационный профиль характеризуется достаточно однотипным профилем в целой динамике; при амбивалентной эволюции эта динамика может претерпевать разные зигзаги, часто вполне противоречивого характера. Например, в первой половине "пути" мотивационный профиль может прогрессировать, а во второй – столь же заметно регрессировать. Другой вариант: в рабочей сфере совершается значительный мотивационный прогресс, а в общежитейской – столь же отчетливый регресс. Среди участвовавших в работе в течение 5 лет 64 школьников распределение выделенных типов динамики мотивационной сферы было следующим:
"Позитивная" – 4 ( 7%), "Негативная" – 20 (31%), "Неизменная" – 24 (38%), "Амбивалентная" – 16 (24%).
В целом, из этого распределения можно сделать вывод об отрицательном относительно рабочей, учебной и творческой активности характере общей эволюции мотивационной сферы обследованного контингента учащихся. Примерно тот же вывод дает анализ пятилетней динамики отдельных типов мотивационного и эмоционального профиля личности тех же учащихся.
Табл. 3.Динамика процентных соотношений разных типов МП и ЭП у школьников в продольном исследовании. Условные обозначения: МП –мотивационный профиль: "Пг" – прогрессивный, "Рг" – регрессивный, "Э" – экспрессивный, "И" - импульсивный, "У" – уплощенный. ЭП –эмоциональный профиль: "СС" – стенический, "АА" – астенический, "АС" – смешанный стенический, "СА" – смешанный астенический.
Так же, как и в предыдущем случае (поперечное исследование – табл.1,2) заметна мотивационная эволюция, которую в определенном аспекте можно оценить как негативную, конкретно – в аспекте мотивации учебной и творческой активности. От 6 к 11 классу отчетливо уменьшается удельный вес МП "прогрессивного" типа и, соответственно, увеличивается представительство "регрессивных" МП; аналогичные изменения характеризуют и другие типы мотивационного и эмоционального профилей. И это связано, повидимому, не только с особенностями возрастного развития. Данные отраженного в предыдущей главе поперечного анализа у школьников были получены в 1989-1990 годах, поэтому в них анализировался чисто возрастной срез. Продольный анализ проводился в самые бурные годы рыночных реформ, влияние которых никак нельзя не учесть в соответствующем анализе, хотя возрастное развитие учеников совершалось одновременно, и его также нельзя игнорировать. Попытаемся сопоставить результаты поперечного (стр. 62) и лонгитюдного анализа.
Поперечный срез 1989-1990. (из табл. 2)
Продольный анализ 1991-1996. (из табл. 3).
В таблицах отображены разности процентной представленности "прогрессивного" и "регрессивного" мотивационных профилей в соответствующих выборках. Для упрощения обзора и облегчения анализа отобразим эти данные непосредственно в самих значениях разностей. Напомним, что положительное значение, то есть превышение удельного веса "прогрессивных" МП над "регрессивными", представляет собой признак, положительный в смысле отношения к рабочей, учебной и творческой активности; соответственно, отрицательные значения – наоборот: чем больше, тем сильнее.
Поперечный срез 1989-1990.
Продольный анализ 1991-1996.
Из таблиц видно, что плюсовых значений очень мало, а в продольном срезе практически нет вообще. Отрицательные значения, то есть мотивационные показатели групп, связанные с негативными симптомами творческой, рабочей и учебной активности, в обоих случаях заметно нарастают к 11 классу, при этом, во втором случае – значительно интенсивнее. Это должно означать, что в продольном срезе к влиянию чисто возрастного фактора, присутствовавшего в поперечном срезе, добавился и другой – как предполагаем, фактор социально-экономических перемен девяностых годов.
ВЫВОДЫ.
1. Мотивационными полюсами, определяющими отношение человека к учебе, работе и творчеству являются "прогрессивный" и "регрессивный" мотивационные профили личности. "Прогрессивный" МП коррелирует со школьной успеваемостью, интеллектуальной активностью и одаренностью, социальной активностью и взаимодействием, активным рабочим настроем, творческой установкой и достижением успеха в своей деятельности. Соответственно, "регрессивный" МП с этими параметрами деятельности коррелирует скорее отрицательно, в то же время, может быть очень распространен среди некоторых профессиональных групп, таких как работники бюрократической сферы и торговли.
2. Эволюция мотивационной сферы личности школьников с этой позиции име-ет, в целом, негативный характер: отмечено снижение мотивационных факторов учебной и творческой активности Это зафиксировано как в поперечном срезе 1989-1990 гг., так и в продольном исследовании 1991- 1996, в последнем случае – значительно более отчетливо, что должно говорить об отрицательном влиянии на мотивационную сферу личности учащихся социально-экономических реформ девяностых годов.
Литература.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов, 1983. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. 2002. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.“ Психологич. ж-л", 1988, № 3. Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность. – "Эмоции в физическом воспи тании учащихся". Воронеж. 1986. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. – "во просы психологии", 1987, № 3. Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности – "Практикум по психо- диагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции", М. МГУ, 1990. Мильман В.Э., Московкина А.Г. Мотивация и фрустрация у подростков. – "Психология подростка", М. МПУ, 1993. Мильман В.Э. Структура мотивации и творческая активность учащихся.- "Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества." М. 1996. Вып. I.т.2. с. 116. Мильман В.Э. Эволюция мотивационной сферы личности школьников "Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества." Материалы 3 съезда психологов России. М. 2003. т.5. с. 286-289.
Глава 6.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |