Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ



2015-11-27 482 Обсуждений (0)
И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рыночные реформы и общественное сознание. Изменение мотивационных факторов творческой, рабочей и учебной активности у учащихся в сторону их снижения в 90-е годы – не случайно. Социально-экономические реформы последнего десятилетия и сопутствующие им “рыночные бури”, по общепринятому мнению оказали заметное воздействие на массовое сознание, общий менталитет и формы поведения. В массовых жизненных наблюдениях, социальной публицистике и произведениях искусства отмечены:

- Переориентация систем ценностей, их массовое снижение в духовном и социальном аспекте, при одновременном возвышении материальных, индивидуальных ценностей; ориентация на деньги как на основное средство и критерий жизнесуществования и развития;

 

- Снижение нравственных норм в отношениях между людьми, формирование культа удовольствий, развлечений, вредных привычек, в частности, наркомании, развратных или близких к ним форм поведения;

 

- Увеличение деструктивных форм активности, в том числе преступных,

вандальских; совершаемых как в корыстных целях, так и для развлечения.

 

С чем это связано? С увеличением свободы поведения в результате снятия

идеологической и организационной цензуры, или с внедрением фундаментальных социально-экономических капиталистических принципов, замещающих действовавшие (или , по крайней мере, провозглашавшиеся) ранее принципы “социалисти-ческого общежития и формирования нового человека” ?

Ясно, что имели место влияния и первого и второго рода. Однако, в основе происходящих процессов в психологии людей лежат, в первую очередь, несомненно, произошедшие социально-экономические сдвиги, повлекшие за собой значительное изменение и перераспределение основных форм деятельности.

Внедрение рыночной экономики, перераспределение собственности, необходимо сопровождается в масштабах общества изменением характеристик и соотношения основных видов человеческой деятельности, в основе которых лежат основные экономические процессы общества, выделенные еще в домарксовой политэкономии. В этом контексте выделяются следующие основные виды деятельности, характеризующие как большие социальные группы, так и отдельного индивида (См. стр. 22-29).

Собственно производительная деятельность. Характеризуется совпадением производительной цели с производительным мотивом личности. Сюда относятся любые проявления созидающей активности с чистой заинтересованностью субъекта в ее развитии и конструктивном подключении к более широким сферам социальной активности. Сюда, несомненно, относятся все наиболее характерные виды творческой деятельности. Производительное потребление характеризуется производительной целью и потребительным мотивом. И хотя эта деятельность направлена на получение того или иного продукта, по своему внутреннему строению она подчинена потребительным запросам, так как мотив всегда является ведущим в отношении цели. Сюда относятся все виды наемного и принудительного труда, труда ради насущных и часто - избыточных потребностей. Обменные процессы в наиболее характерном виде воплощаются в таких формах человеческой активности как общение, игра и торговля. В отличие от производительных и потребительных процессов, направленных на создание или присвоение различных человеческих ценностей, в обменных процессах совершается их перераспределение между разными субъектами в соответствии с правилами, в которых непосредственно реализуются или моделируются важнейшие стороны общественной жизни. Распределение, так же как и обменные процессы характеризуется перераспределением произведенных или добытых тем или иным путем ценностей между разными субъектами, реализуясь, при этом, в соответствии с организационными приоритетами и приоритетами собственности. Потребительное производство - естественная природосообразная форма потребительной активности, где потребительная цель направляется производительным мотивом, направленным на поддержание существования различных сторон субъекта. Чистое потребление - потребительный процесс, ведомый потребительной же мотивацией. Это потребление ради потребления, ради эмоционального удовольствия.

 

Характерные для общества социально-экономические условия, характер производственных отношений и отношений собственности формируют определенные пропорции между разными видами человеческой активности. При изменении соответствующих условий происходит переоценка разных видов деятельности в общественном сознании и их перераспределение в общественной практике.

В идеологии и экономической практике дореформенной, социалистической системы в качестве ведущих рассматривались, и в значительной степени реально имели место, процессы производстваи распределения. С развитием рыночных отношений на первый план выходят вообще характерные для капитализма процессы обмена и потребления, так как рынок есть институт осуществления товарно-денежного обмена, обслуживающего в первую очередь процессы потребления, которые в свою очередь поддерживают существование и развитие самого рынка.

Изменение отношений собственности, нивелирование в них роли государства, неизбежно сопровождается изменениями в соотношении разных форм человеческой активности и в характеристиках общественного менталитета. Резкое снижение уровня общественного производства, ориентация на деньги как цель, средство и критерий благополучия вызвали заметное уменьшение в обществе собственно производительных, бескорыстно созидательных форм активности и одновременно – идеологически поощряемое возрастание в массах общего уровня потребительной мотивации и различных форм чистого потребления.

Богатый хочет чувствовать себя всемогущим, но когда говорят, что все продается и покупается, то следует добавлять, что это относится к потребительным ценностям. Производительные, созидательные ценности не покупаются, а достигаются субъектом путем высвобождения человеческих сущностных сил, творческих способностей. Конечно, "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Последняя становится потребительной ценностью, подверженной обмену, а породившая ее созидательная творческая деятельность – активностью типа производительного потребления.

Несомненно, такая активность всегда занимала ведущее место в общественном производстве, включая и социалистическое общество. Все же, доминирующая ориентация на деньги "вымывает" бескорыстные творческие формы активности; их место занимают различные формы производительного потребления, то есть корыстный труд, часто не считающийся с этическими нормами, а часто и с юридическими. Реализация заказных преступлений, требующая обычно больших "рабочих" затрат и приносящая крупные "дивиденды", по соотношению мотива и цели для их субъекта относится к активности типа производительного потребления.

Процессы потребления, включая такие его составляющие, как обладание и накопление, развиваются количественно и качественно, в экономической и идеологической практике, средствах массовой информации, общественном сознании и образе жизни. Количественно – в соответствии с количеством затрачиваемых на это денег; качественно – в соответствии с разнообразием соответствующего ассортимента предметов и услуг. В целом – в соответствии с повышением уровня соответствующей мотивации в массах. При этом средства массовой информации охотно информируют массы о положении дел в этой сфере у известных и богатых людей.

Обменные процессы, занимая промежуточное место между производительными и потребительными, в мотивационном плане направлены на один из них, чаще на потребление. Поэтому они получили особое развитие. То, что стоит за понятием "бизнес, предпринимательство", в основе своей есть инфраструктуры торговли, а то, что в социалистическую эпоху звалось ругательным словом "спекуляция", есть основа бизнеса – сделка, финансовая операция. Предметная основа таких операций, то есть то, что продается и покупается – в законном, полузаконном и незаконном (но если очень хочется, то допустимом) порядке, - практически не ограничена. Можно купить не только рукопись, но и свидетельство об авторстве. Студент покупает экзаменационную оценку, снизив требовательность преподавателя посредством "материализованного уважения", соискатель получает ученую степень, заплатив официальные издержки, связанные с оценкой научных идей. Идейные достоинства покупателя остаются за кадром. Деньги решают все, независимо от того, как они отмыты.

Субъекты общения - процесса, в котором они обмениваются теми или иными ценностями, в мотивационном плане также могут иметь созидательный, либо потребительный настрой - на отдачу, либо присвоение; кооперацию, либо отделение. Социалистическая идеология проповедовала установку человека на кооперацию и отдачу; капиталистическая, может быть и неявно – на присвоение и отделение: так диктуют деньги. Обоюдная потребительная мотивация у субъектов общения в конечном счете неизбежно приводит к скрытому или явному конфликту.

Игра как вид деятельности в своей наиболее явной форме представляет собой общение субъектов, опосредствованное определенными правилами, в результате реализации которых между ними происходит перераспределение ценностей в со-ответствии с заданной платежной матрицей. Природосообразные и социально адекватные "честные" игры приносят их субъектам развивающий эффект, в виде совершенствования знаний, умений, интеллектуальных, социальных и физических

качеств. В новое время чрезвычайно возрос удельный вес нечестных игр, внесших в обиходный язык такой лингвистический хит, как "лохотрон".

Если попытаться отобразить произошедшие изменения в общественной структуре деятельности, представим себе одномерную систему координат, на которой отображается континуум разных типов человеческой деятельности между полюсами "производство" – "потребление"; ситуация на ней отчетливо сдвинулась в сторону второго полюса, повлекши за собой заметный сдвиг в общественном менталитете. Этот сдвиг влечет соответствующие сдвиги в надстроечных структурах.

 



2015-11-27 482 Обсуждений (0)
И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)