Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЧЕБНОЙ И РАБОЧЕЙ АКТИВНОСТИ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ



2015-11-27 451 Обсуждений (0)
УЧЕБНОЙ И РАБОЧЕЙ АКТИВНОСТИ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Достижение успеха, творчество и мотивация.

 

То, что мотивация созидательного, производительного характера должна способствовать творческой активности и достижению творческого успеха, заявлено уже в теоретических предпосылках создания соответствующей психодиагностической шкалы. Полученные в ходе тестирования конкретные количественные результаты призваны не столько подтвердить то, что ожидается, но выявить качественную специфику проявления этого в разных группах и разных показателях.

Возможно, первым характерным, типическим проявлением успеха в жизни человека является школьная успеваемость, которая, несомненно зависит от мотивации. Это хорошо отражается при сопоставлении мотивационных параметров у хорошо (+) и плохо (-) успевающих школьников 6 и 9 классов.

 

"Пг–Рг" 6 кл.(+) 9 кл.(+) 9кл(фм) "Дозор" МЖ(+)
Ож 13 – 7   8 – 12 56 - 8 36 – 0 37 - 3
Рб(Уч) 13 – 13 19 - 5 60 - 8 52 – 0 40 – 6
               

 

"Пг–Рг" 6 кл.(-) 9 кл.(-) Всп. 9 кл. МЖ
Ож 0 – 35 0 – 21 7 – 46 12 – 35 16 - 14
Рб(Уч) 0 – 17 0 – 36 5 - 42 13 – 35 16 - 12

 

Во всех случаях соотношение "Пг–Рг" выше у хорошо успевающих учеников; при этом, соответствующее различие у шестиклассников выражено сильнее в общежитейской сфере, тогда как у девятиклассников – в сфере учебной мотива-ции. Первоначальные успехи в учебе, видимо, поддерживаются общежитейски-ми мотивами, переходя в дальнейшем "в компетенцию" мотивации учебной.

Одаренные учащиеся физико-математического класса характеризуются са мыми высокими значениями "Пг-Рг" среди всех обследованных групп (см. табл.2), особенно в учебной (рабочей) сфере. Мотивационные показатели учащихся 9 класса вспомогательной школы полностью противоположны, не отличаясь при этом значительно от соответствующих данных обычных девятиклассников. Недостаток творческих устремлений компенсируется усилением потребительных мотивов.

Аналогичные различия мотивационной сферы отличают общую выборку работающих взрослых (30 – 60 лет) от тех из них, кто достиг определенных успехов в своей работе.

Все отмеченные выше данные основаны на сравнении различий в процентной представленности "прогрессивного" и "регрессивного" типов мотивационного профиля в каждой анализируемой выборке. Характерные особенности можно наблюдать также в сопоставлении отраженных в графиках усредненных мотивационных профилей.

Обобщенный профиль "обычного" девятиклассника представляет собой характерный для старшего подросткового и младшего юношеского возраста рисунок импульсивного типа с характерными тремя пиками на шкалах К, О и ДР и, соответственно, завалами на шкалах П, С, Д и ОД.

В то же время профильный рисунок заметно изменяется у учащихся физ-мат класса и участников отряда "Дозор", в котором собрались школьники, увлеченные

поисково-краеведческими задачами, требующими большой самоотдачи и в интеллектуальном и социальном плане. Также как и учеников физ-мат класса их вполне можно считать " продвинутыми" в определенной сфере творческих увлечений и решений.

 

“Ож” “Рб”

12__________________________ 12 __________________________ 12

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

0___________________________ ___________________________ 0

П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД

Усредненный мотивационный профиль из общей выборки девятиклассников:

 

 

“Ож” “Рб”

12__________________________ 12 ____________________________ 12

_ _ _ _

_ _ _ _

_ _ _ _

8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _d _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8

_ d _ _ d _

_ d f f _ _ f _

_ f _ _ d f _

4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4

_ _ _ d _

_ _ _ _

_ _ _ f _

0___________________________ ____________________________ 0

П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД

Усредненные мотивационные профили девятиклассников:

f - одаренные ученики физ-мат. класса, d - участники отряда "Дозор"

 

 

Присущий им, также как и "обычным" школьникам, мотивационный профиль импульсивного типа здесь как бы накладывается на МП "прогрессивного" характера, Это заметно и в общежитейской и в учебной сфере. Что характерно при этом, интеллектуально ориентированные ученики физ-мат класса имеют наивысшие значения в обеих сферах на шкале творческой активности (ДР), а социально ориентированные участники отряда "Дозор" – на шкале социальной полезности (ОД).

 

Мотивационный профиль и интеллектуальная активность.

 

Для сопоставления типов мотивационного профиля и характера интеллектуальной активности использовались полученные Т.И.Данюшевской данные по методике "креативного поля" Д.Б.Богоявленской (3,4). В соответствии с этими результатами испытуемые – учащиеся 11 классов (всего 24 человека) разделились по двум уровням интеллектуальной активности: 1. Неэффективный и стимульно-продуктивный ( - ), 2. Эвристический и креативный ( + ). В каждой группе оказалось по 12 человек. В таблице даны результаты сопоставления.

 

"Ож" + "Р\У"   "Ож" "Р\У"
( + ) ( - ) ( + ) ( - ) ( + ) ( - )
4 16,7 0 % "Пг"
7 29,2 3 14,6 "Э"
3 12.5 4 16,7 "И"
5 20,8 6 22,9 "У"
5 20,8 12 50,0 "Рг"

 

Несмотря на небольшой статистический материал можно отметить некоторые тенденции: 1. Лучшие результаты в решении задач по методике "креативного поля"

показали учащиеся с "прогрессивным" и "экспрессивным" мотивационными профилями (12 случаев "+" против 3 случаев "-"). В свою очередь, представители "регрессивного" МП в 12 случаях присутствуют в группе (- ), хотя встречаются и в группе (+) – 5 случаев. Представители "импульсивного" и "уплощенного" МП показали амбивалентные результаты.

 



2015-11-27 451 Обсуждений (0)
УЧЕБНОЙ И РАБОЧЕЙ АКТИВНОСТИ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЧЕБНОЙ И РАБОЧЕЙ АКТИВНОСТИ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)