Тема 1. Литературная эпоха XX века
Понятие литературной эпохи. Важнейшие исторические события эпохи и их роль в развитии литературного процесса XX века. Проблема определения «верхней» и «нижней границы» литературной эпохи XX века. Литература XX века в контексте мировой литературы. Координаты развития культуры XX века. Философское и художественное сознание. Формы художественного мышления. Художественные системы эпохи: художественная система реализма и художественная система модернизма. Неправомерность жесткого противопоставления модернизма и реализма. Различная интенсивность освоения новых средств и форм художественной изобразительности писателями разных поколений и различной эстетической ориентации. Процессы объективизации и субъективизации в литературе модернизма. Мифотворчество, «поток сознания», «поток подсознания», монтаж, художественное претворения категорий пространства и времени в литературе XX века. Значение интуитивизма А.Бергсона, психоанализа Фрейда, учения К.Г.Юнга об архетипах для специфики художественного исследования человека. Литературный авангард. Экспрессионизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Художественные манифесты авангарда. Поиски новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего «я». Вызов традиции и разрыв с традицией. Авангардизм и модернизм. Движение от дадаизма к «абсурдизму», к созданию «антидрам» и «антироманов». Тема 2. Литература Англии. Специфика развития.Специфика развития литературы в Великобритании. Традиции и новаторство. Взаимодействие литературных эпох: опора «высокого модернизма» на традицию и существо полемики с нею. Тема 3. Классики реализма в Англии XX века.Новые явления в творчестве писателей старшего поколения. Фантастика и политическая сатира в романах Г.Уэллса и пьесах Б.Шоу. Шоу и Чехов: взаимодействие русской и английской литератур. Жанровое своеобразие «экстраваганцев» Шоу. Завершение фортсайтовского цикла Голсуорси. Полемика Голсуорси с модернистами. Тема 4, Т.С.Элиот.Т.С.Элиот. Гарвардские годы и школа «нового гуманизма» (И.Бэббит). Парижские уроки А.Бергсона и Ф.Г.Брэдли. Эмиграция. Первые поэтические опыты. («Любовная песнь Дж.Пруфрока»). Деятельность журналиста и редактора - собирателя культурных сил послевоенной Европы и Америки. Элиот - эссесист, литературный критик, теоретик культуры. Развитие теоретико-литературной мысли: эзотерика поэтического языка и методология «новой критики». Переосмысление английской литературной истории. «Метафизические поэты». Содержание понятий «классика», «традиция», «индивидуальный талант» в наследии Элиота. «Бесплодная земля» - средоточие поэтических исканий автора. Нищета современной цивилизации и устойчивость культурного порядка. Язык поэмы. Поэма и автокомментарий к ней. От «Бесплодной земли» к «Четырем квартетам». Тема 5. Художественный мир Джойса. Жанровое своеобразие романа «Улисс»: «Улисс» как модернистский эпос, как реализация обращения писателя к всеобъемлющим формам изображения бытия, созданию «универсалии» жизни. Джойс - мифотворец XX века. Эстетика и художественная система Джойса — поэта, прозаика, драматурга. Развитие эстетико-теоретическои мысли: программные статьи об искусстве «Драма и жизнь», «Новая драма Ибсена», «День толпы». Джойс и Ибсен, Джойс и Метерлинк: динамика литературного взаимодействия. Понимание драмы и драматического как передачи «бессмертных страстей и человеческой сущности». Путь Джойса к «Улиссу». Стихи сборника «Камерная музыка». Рассказы сборника «Дублинцы». Роман о становлении художника «Портрет художника в юности». Тема и образ Ирландии в творчестве Джойса. «Улисс» - энциклопедия модернизма. Анализ художественного текста: проблематика и структура романа. Поэтика мифа в романе. Духовно-интеллектуальная суть мифологемы поисков отца. Современность при свете истории. Связь с предшествующей литературой: аналогии с гомеровской «Одиссеей» и поток сознания. Культурные пласты романа. Леопольд Блум, Стивен Дедалус и Мэрион - триединая сущность человечества. Временные и пространственные координаты романа. Понятие «епифании» и ее художественная реализация в творчестве Джойса. «Поминки по Финнегаиу» как попытка экпериментального прорыва в искусство будущего. Джойс в восприятии современников, в оценке критики XX века. Взаимодействие литератур: воздействие Джойса на творчество писателей различной эстетической ориентации (О'Кейси, В.Вулф, Фолкнер, Хемингуэй, Дос-Пассос, Кеппен и др.) Восприятие Джойса в России. Тема 6. Вирджиния Вулф- теоретик английского модернизма.Статьи «Современная литература» и «Миссис Беннет и миссис Браун». Вулф и группа «Блумсбери». Вулф о литературной классике и задачах современной литературы. Взаимодействие литератур: Вулф о русской литературе и ее значении для писателей XX века. Импрессионистическая проза Вулф: структура художественного мышления в «рассказовых» историях В.Вулф. Романы «Миссис Дэллоуэй» и «К маяку». Психологизм романов Вулф: проблема характера и приемы его изображения в творчестве В.Вулф. Тема 7. Герберт Лоуренс. Романтическая традиция в творчестве Лоуренса. Рассказы «Солнце», «Запах хризантем», «Денщик и офицер», «Дочь барышника». Философия чувства в романах Лоуренса «Сыновья и любовники», «Любовник леди Чаттерли». Традиции руссоизма: конфликт естественного, природного и неестественного, «механического» в романах Лоуренса. Утопизм «естественной жизни». Сочетание конкретности видения с обобщениями и символами философского плана, движение от натурализма к символу, от реальности к мифу - характерная особенность творчества Лоуренса. Тема 8. Антиутопия в литературе XX века.«Прекрасный новый мир» Хаксли, «Скотский хутор» и «1984» Оруэлла, У.Голдинга «Повелитель мух» в их соотношении с романами Замятина «Мы», Платонова «Чевенгур», Набокова «Приглашение на казнь». Антиутопии - философско-художественный комментарий к общественно-политической ситуации в современном мире. Личность в условиях технического прогресса, тоталитаризма, утраты духовных ценностей. Тема 9. Олдингтон. Роман «Смерть героя».Мировоззренческий кризис в Великобритании после первой мировой войны. Олдингтон и имажинизм. Роман-джаз «Смерть героя». Тема «потерянного поколения» в романе и его антивикторианский пафос. Тема 10. Литература Франции.Поиски героя во французской литературе 20-40-х гг. Эксперимент во французской литературе. Противостояние и взаимодействие авангарда и реализма. Формы эпического осмысления действительности во французской литературе. Творческая эволюция Л.Арагона и П.Элюара: от сюрреализма к реализму. Тема 11. Модели романного сознания в творчестве Р.Роллана и Действенный гуманизм Сент-Экзюпери, противопоставление «цивилизации торгашей» романтики героического поступка. Тема 12. Марсель Пруст: поиски способов раскрытия индивидуального сознания человека.«В поисках утраченного времени» как субъективная эпопея. Пруст и Бальзак. Отход от традиции создания «социальных типов» и обращение к форме романа «потока сознания». «Все в сознании, а не в объекте» - исходный принцип эстетики Пруста. Пруст и Бергсон. Передача психологии восприятия и работы памяти в романах Пруста. Своеобразие преломления пространственно-временных представлений. Импрессионизм прозы Пруста. Художественный мир романов Пруста. Своеобразие воссоздания жизни французского общества на рубеже XIX- XX веков. Тема 14. Экзистенциализм Сартра.Философия и эстетика Сартра. Наследие Достоевского и экзистенциализм. Роман Сартра «Тошнота», своеобразие жанра, проблема личности. Драматическое действие «Мухи». Художественное мышление Сартра. Тема 15. Альбер Камю: писатель и его герои.Проблематика творчества Камю. Тема абсурда. Герои Камю: проблема выбора. «Миф о Сизифе». Сизиф - мифологический прототип современной личности. «Нулевая степень письма» в романе «Посторонний». Вторая мировая война и эволюция мировоззрения Камю. Императив моральной ответственности человека. «Коричневая чума» как аллегория состояния мира в романе «чума». Христианский гуманизм Достоевского и атеистический гуманизм Камю. «Бунтующий человек». Тема 16. Литература Германии и Австрии.Социально-исторические и Тема 17. Австрийская литература. Творчество Ф.Кафки.Кафка и «пражская школа». Художественный мир Кафки и понятие «кафкианство». Проблема отчуждения человека в антигуманном мире. Романы, новеллы, притчи, эпистолярное наследие Кафки. Романы «Процесс», «Замок», новелла «Превращение», притчи «Деревья», «Проходящие мимо», «Мост». Образ абсурдного мира. Тема 18. Кафка и Музиль.Социальная конкретизация абсурдной реальности в творчестве Музиля. Дешифровка кафкианства. «Человек без свойств» - сатирическое разоблачение действительности австро-венгерской империи, бюрократического общества. Осознание исторического тупика и попытки выбраться из него; утопизм Музиля, идея «возможностей», ставка на человека. Смысл освобождения от «свойств», от качеств дискредитировавшего себя общества. Самокритика индивидуалистического понимания свободы.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |