НОВЕЛЛА Х.Л.БОРХЕСА «ВАВИЛОНСКАЯ БИБЛИОТЕКА» (1944)
План: 1. Поэтика заглавия новеллы «Вавилонская библиотека». Характер аллюзий. 2. Принцип «игры», «классификации», «лабиринта» в тексте новеллы. 3. Метафора Вселенная — библиотека и ее смысловое поле. 4. Философская проблематика новеллы «Вавилонская библиотека». 5. Метафорическая природа текста новеллы «Вавилонская библиотека». Вопросы: 1. Новелла «Вавилонская библиотека» входит в сборник «Вымыслы», признаваемый многими критиками и исследователями Борхеса лучшей книгой писателя. Понятие вымысла у Борхеса тесно соотносится с трактовкой фантастического. Борхес писал: «Литература началась с фантастики, а не с реализма; к фантастике относятся космогонии; мифология, отражающая народное миро-видение». Также и в истории литературы, как отмечал Борхес, мы наблюдаем бесконечное повторение нескольких тем. К ним относятся: тема превращений, тема двойничества или страха или страха утраты личности; тема талисманов, магических причинно-следственных связей, противопоставленных реальным; смешение яви и сна, бредовых видений и обыденности, а также самая распространенная тема путешествий во времени. Неоднократно Борхес также подчеркивал, что философия (которую он относил к разряду фантастической литературы) и литература тождественны для него и многолетний интерес к Каббале, христианской теологии, буддизму, суффизму, даосизму продиктован поисками новых возможностей для художественного выражения фантазии. Борхес довольно часто называл себя агностиком. Среди наиболее почитаемых им философов Гераклит, Беркли и Шопенгауэр. Отказавшись от «визуальных» метафор, преобладавших в юношеских поэтических опытах, Борхес в прозе, а затем и в своих поздних стихотворениях обращается к метафоре иного рода — сложной многосоставной интеллектуальной метафоре. Метафоричность - это уже не свойство отдельного предмета или образа, всего текста в целом. Метафорическая природа текста многих новелл Борхеса переводит создаваемый автором мир в стихию тотального вымысла, в которой гоподствуют умозрительные хитросплетения тех или иных идей. Основное «действие» в новеллах Борхеса совершается за счет движения, перерождения идей. Этим определяется и основной композиционный прием писателя: демонстрация множественности взаимоисключающих точек зрения, среди которых абсолютно рациональные соседствуют с иррациональными. Множественность у Борхеса в конечном итоге парадоксально приводит не к некоей смысловой точке как точке центра, точке истины, а, напротив, подобное «полифоническое присутствие» человека в мире свидетельствует о полной непознаваемости бытия. Борхес предлагал оценивать религиозные и философские идеи по их эстетической значимости, поскольку и философия, и религия как системы для Борхеса всего лишь гипотезы. В новеллах Борхеса гармонично соединяются парадоксальность и безупречная логика, математическая точность и мистический порыв. Эта особенность стиля Борхеса заставила критиков говорить о своеобразной «борхесовской алгебре», то есть точнейшей выверенности и сбалансированности элементов текста. «Борхесовская алгебра» очень многим обязана Зенону, чье огромное влияние на Борхеса прослеживается уже в раннем эссе писателя «Аватары черепахи», где представлена попытка создания новой алгебры по принципу нисходящих прогрессий Зенона. В новелле «Вавилонская библиотека» ярко выражен метафорический фон, проявляющийся уже в самом названии. Какие ассоциативные смысловые планы включает в себя сопряжение слов-образов «Вавилонская» и «библиотека»? 2. В «Вавилонской библиотеке» Борхес предпринял попытку очертить 3. Как знакомит герой-рассказчик читателя с устройством библиотеки? Есть ли схожие элементы между эти устройством и принципом лабиринта? 4. Мотив книги и его вариации в тексте новеллы. Что отражает, на ваш взгяд, меняющееся представление о книгах и Книге Книг? 5. Мотив книги, лабиринта и зеркала в новелле. В чем заключается принцип их взаимодействия? 6. Обратите внимание на последний абзац новеллы, где употребляется понятие периодичности. Число у Борхеса отрицает саму идею числа, так как оказывается бесконечной иррациональной дробью. Как следует трактовать в этой связи утверждение автора о том, что «Библиотека безгранична и периодична»? Литература: 1. Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у Х.Л.Борхеса // В сб.: Текст в тексте: Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. 2. Степанов Г.В. Поучительный эксперимент у Х.Л.Борхеса // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988. 3. Фейен Дж. Неоднозначности в поисках симметрии: Борхес и другие // Узоры симметрии. М., 1980. 4. Ямпольский М.Б. Метафора Борхеса // Латинская Америка. 1989. № 6.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |