Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и задачи психологии труда



2015-11-27 830 Обсуждений (0)
Предмет и задачи психологии труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет и задачи психологии труда.

Связь психологии труда с другими науками.

Методы психологии труда.

Предмет и задачи психологии труда.

Одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, актуальной на всех этапах его развития, явля­ется совершенствование способов и форм, которыми оно про­изводит необходимые для своего существования и развития средства, продукты. Существуют два принципиально раз­ных, хотя и взаимообусловленных пути ее решения.

Первый — технологический, состоящий в неуклонном техноло­гическом совершенствовании, в прогрессе средств труда как таковых. Это базисный процесс развития производительных сил общества.

Второй — организационный, связанный с со­вершенствованием уже не столько технической стороны трудовой деятельности (т. е, ее объекта), сколько с познани­ем особенностей самого субъекта труда — человека, с необ­ходимостью раскрытия и учета его физиологических, биоло­гических, социальных, психологических и других свойств. Часто организация труда, базирующаяся на учете особеннос­тей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация. Система субъективных особенностей очень разнообразна; в нее входят не только психологические характеристики человека, но и иные его особенности. Их ком­плекс обозначается понятием человеческого фактора трудо­вого процесса. Поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин, среди которых важное место занимает и психология труда. Трудовая деятель­ность является общим объектом изучения для таких дисцип­лин, как, например, физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки, организационная психология и др. Каждая из них, используя свои специфические средства, методы и знания, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию трудовой деятельности, ее гуманизацию, на повышение ее эффективности. Психология труда использует в этих целях всю систему данных, которой располагает современная психология, как общая, так и «от­раслевая».

Психология труда – одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде.

Предметом психологии трудаявляются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулиру­ют трудовую активность субъекта и реализуют ее в испол­нительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется(Карпов А.В.).

Предмет психологии труда -это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности (Пряжников, Пряжникова).

Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с иными психологическими дисциплинами достаточно ус­ловны. Психология труда — это, по существу, конкретиза­ция всей психологии по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия — труду.

Перед психологией труда стоят две основные задачи, или макрозадачи. Во-первых, повышение производительности, эффективности трудовой деятельности. Во-вторых, гумани­зация трудовой деятельности и содействие развитию личнос­ти в ней. Решение этих задач возможно лишь в том случае, если будут созданы теоретические и практические предпосыл­ки для решения иных — более частных, но также очень зна­чимых — задач психологии труда. В настоящее время суще­ствует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии тру­да на теоретические (исследовательские) и прикладные (тер­минальные, т. е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

Первая группа задач обусловлена одновременно и психо­логическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии труда с общепсихологической про­блематикой. К числу основных исследовательских задачпсихологии труда относят:

• исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памя­ти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельнос­ти и их развития в деятельности;

• изучение основных психических свойств субъекта тру­довой деятельности и их структуры как факторов организа­ции трудовой деятельности и ее эффективности;

• изучение особенностей и структуры функциональных со­стояний в трудовой деятельности (так называемых праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

• исследование закономерностей развития личности в тру­довом процессе; раскрытие особенностей взаимной детерми­нации (обусловленности) личности и профессии;

• изучение проблемы мотивации трудовой деятельности; рас­крытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности; установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности; разработка на этой базе психологичес­ки обоснованной системы стимулирования труда;

• изучение эмоционально-волевой сферы личности как ре­гулятора трудовой деятельности; раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности — ее стрессоустойчивости;

• раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности;

• разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой дея­тельности; установление закономерностей структуры спо­собностей субъекта и их развитие в процессе овладения де­ятельностью;

• исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «орга­низационной среды» деятельности и влияющих на эффек­тивность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе пси­хологического изучения и оптимизации трудовой деятель­ности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

• разработка теоретико-психологических основ и конкрет­ных прикладных процедур профессионального отбора;

• развитие исследований и разработок по важнейшей при­кладной проблеме — проблеме профессиональной ориента­ции личности;

• оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;

• психологическая рационализация и оптимизация содер­жания и условий профессиональной деятельности на основе

раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;

• разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональ­ной аттестации, осуществляемой в различных целях (про­фессиональный отбор, подбор, набор, «вербовка»);

• разработка психологических основ и конкретных требо­ваний, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда; определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники;

• разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;

• определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;

• разработка психологических средств мотивационного обо­гащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивацион­ного потенциала» и содействие тем самым гуманизации тру­да, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;

• разработка норм, правил и процедур техники безопас­ности; содействие снижению профессионального травматиз­ма и профессиональной заболеваемости.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь яв­ляются основными. Наряду с ними, существует, например, и категория традиционных задач, которые являются погра­ничными между двумя рассмотренными выше категориями. В частности, это разработка в рамках психологии труда спе­циального направления — профессиографического, суть ко­торого — психологическая характеристика основных про­фессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом. Это и так называемая карьеровая психология, точнее — та ее часть, которая рас­сматривает психологические закономерности процесса про­фессионализации личности, начиная от этапов профессио­нальной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанны­ми, существуют и еще более специальные задачи, сформу­лированные в различных направлениях «частной» психоло­гии труда.



2015-11-27 830 Обсуждений (0)
Предмет и задачи психологии труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и задачи психологии труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (830)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)