Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификационные признаки трудовой деятельности



2015-11-27 1127 Обсуждений (0)
Классификационные признаки трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Мир профессий и специальностей очень многообра­зен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчиты­вается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным класси­фикационным признакам.

По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации тру­довых задач выделяют физический и умственный труд.

По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового про­цесса умственный труд подразделяется на:

· оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., не­стандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведе­ний и др.), эвристический(изобретательство);

· динамический и статический;

· однообразный(монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);

В зависимости от условий деятельности выделяют труд:

· в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений),

· в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное дав­ление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.),

· в экспериментальных условиях (при по­вышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техни­ки, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

· регламентированный (с определенным распорядком работы),

· нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

· индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность — это организованная система трудовой активности со­вокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельно­сти, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием состав­ляющих ее индивидуальных деятельностей.

Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаи­мосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необ­ходимо выделить:

· целенаправленность,

· мотивированность,

· уровень целостности,

· организованность (управляемость),

· результативность (продуктивность),

· простран­ственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

Е. А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», ко­торая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объект­ных систем:

1) человек—живая природа (Ч-П) — агроном, микробиолог и т. п.;

2)человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;

3)человек—человек (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.;

4)человек—знаковая система (Ч-З) — математик, редактор и т. п.;

5)человек—художественный образ (Ч-Х) — дирижер, художник, артист и т. п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч.знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2)преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;

3)изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-кон­структор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п

2) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических
и автоматизированных систем
(А) — оператор станков с пpограммным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), актер, акробат и т. п.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1. работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;

2. работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. г

3. работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. г

4. работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсад учитель, следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет,

во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и,

во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

 



2015-11-27 1127 Обсуждений (0)
Классификационные признаки трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификационные признаки трудовой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)