Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическое понимание труда и профессии



2015-11-27 2040 Обсуждений (0)
Психологическое понимание труда и профессии 5.00 из 5.00 4 оценки




Труд— это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека.

Труд— это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

До­стижение целей труда обеспечивается следующими его функциями:


Реализация функций труда требует создания определенных
предпосылок для успешной реализации:

1. отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;

2. профессиональная подготовка;

3. рациональные условия и организация трудового процесса

4. удобство и эффективность орудий труда;

5. адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам

6. система безопасности труда, сохранения профессионального здоровья и долголетия, психологической поддержки работоспособности.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами.

Психологическое содержание труда.Каждый конкретный вид трудовой деятель­ности реализуется определенным нормативно одобренным способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельно­сти, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внут­ренней стороной овладения профессией является формирование на осно­ве индивидуальных качеств субъекта труда психологической системы деятельностикак совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.

 


структурная схема функциональных блоков психоло­гической системы деятельности. Она включает:

1)мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);

2)цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в кон­кретных ожидаемых результатах;

3)программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее со­держании и процессе;

4)информационная основа деятельности — совокупность информации о ее пред­метных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и об­разов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);

5)процессы принятия решения — выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);

6)психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму об­ратной связи);

7)профессионально важные качества — психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности инди­видуально-психологических качеств, функций.

Позднее Е.А. Климов выделяет конкретные аспекты понятия "профессия":

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Конечно, уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - "говорить публично". Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу "по инструкции".

Т.О. Профессия— это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда.

 



2015-11-27 2040 Обсуждений (0)
Психологическое понимание труда и профессии 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Психологическое понимание труда и профессии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2040)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)