Основные направления работы практического психолога
Круг проблем, которыми занимается психолог в школе сводится к 3 моментам: 1) выявлению причин различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста; 2) преодолению и профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников; 3) к помощи в решении сложных вопросов, конфликтных ситуаций. Дубровина Ир. Владимировна провела исследование по изучению вопроса о том, нужен ли там психолог, и если нужен, то какую помощь от него ждут учителя, ученики и родители. 1. Администрация школы и учителя считают, психолог может помочь в выявлении причин неуспеваемости и недисциплинированности; в составлении программ работы с трудными детьми; в выборе средств и методов работы с детьми с неблагополучных семей; в преодолении конфликтов; в налаживании взаимодействия между школой и семьей; в развитии ответственности учащихся, их интереса к учебной и другим видам деятельности. Молодые учителя хотели бы, чтобы психолог помог им приобрести профессиональные умения и навыки, сформировать личные качества, необходимые для педагога. 2. Родители обеспокоены плохой успеваемостью ребенка, формированием негативных личных особенностей, состоянием психического здоровья, его жизненными перспективами. Ждут от психолога помощи в установлении благоприятного контакта с собственным ребенком, в налаживании внутрисемейных отношений, в установлении взаимопонимания с учителями и др. 3. Учащиеся ждут от психолога ответов на вопросы о том, как овладеть определенными учебными навыками и умениями, как преодолеть сложности в общении со сверстниками и взрослыми, как развивать те или иных качества, как составить программу самовоспитания, какую профессию выбрать в будущем и др. На современном этапе существует 2 направления деятельности психолога: 1) актуальное – ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формирование личности; 2) перспективное – нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к жизни в обществе. Исходя из этого, основная задача – создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Эти 2 направления неразрывно связаны между собой: психолог решает перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам и их родителям. Таким образом, научный аспект работы школьного психолога задается главной целью его работы: максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников. Основные задачи психолога, раскрывающие главную цель: 1) выявить психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью улучшения адаптации младших школьников к школе; 2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителем или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе; 3) держать под особым контролем переходные моменты в жизни школьников; 4) осуществлять диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками; 5) диагностировать интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию; 6) выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителями, со сверстниками, с родителями, и др.; 7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей; 8) проводить индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам обучения, воспитания, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; 9) вести профориентационную работу – в ходе которой осуществляется работа с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки и т.д. Эффективность работы школьного психолога определяется прежде всего тем, насколько он может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся: 1) максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов развития. Практический психолог должен способствовать активному формированию возрастных особенностей; 2) развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся на каждом возрастном этапе – интересов, склонностей, способностей, самосознания, направленности, ценностных ориентаций и т.д. 3) создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата. Основными видами работы школьного психолога: 1) психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям; 2) психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащегося; 3) психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к нему обращаются учителя, ученики и их родители; 4) психодиагностика; 5) психокоррекция; 6) работа по развитию способностей ребенка, по формированию его личности. В зависимости от специфики учреждения каждый из видов работы может быть основным. Психолог, работающий в психологических центрах образования, выполняет следующие виды работ: 1) организация циклов лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры; 2) проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи; 3) осуществление углубленной работы в школьном классе с целью помощи классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, определение совместно с учителями возможных форм коррекции поведения и развития учащихся; 4) помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов; 5) организация постоянно действующего семинара для учителей района по психологии развития и педагогической психологии, психологии личности и социальной психологии; 6)участие в наборах в 1-ые классы для определения уровня готовности детей к обучению в школе.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |