Влияние факторов внешней и внутренней среды на организационную культуру
Для того чтобы осуществить процесс формирования и развития организационной культуры, необходимо провести анализ тех факторов, которые оказывают на нее существенное влияние. Любые усилия, связанные с изменением, совершенствованием культуры, могут быть нивелированы за счет негативного воздействия какого-либо фактора. Отсутствие учета влияния различных внешних и внутренних процессов, явлений и т.д. на организационную культуру может привести к потере затраченных денежных средств, времени, людских ресурсов. Поэтому так важно знать основные факторы, влияющие на культуру фирмы, а также направление их воздействия. Анализ факторов внешней и внутренней среды является одним из первых этапов процесса формирования и развития организационной культуры и осуществляется в следующей последовательности: 1. Выделяются наиболее существенные факторы, которые влияют на организационную культуру. Их перечень будет определяться сферой деятельности фирмы, ситуацией на рынке, ее конкурентным положением, размером и др. 2.Определяется вес (ранг) каждого фактора, Вес или ранг факторов можно определить экспертным путем, например через опрос руководителей, работников организации. 3.Проводится анализ зависимости организационной культуры от каждого фактора (направление воздействия фактора, характер влияния, специфика фактора, возможность его изменения или устранения, степень зависимости и т.п.). Анализ факторов внешней среды. Среди основных факторов внешней среды, оказывающих влияние на организационную культуру, выделяются: • национальная культура и менталитет; • деловые партнеры (поставщики, потребители, финансовые институты и др.); • конкуренты; • акционеры и собственники; • инвесторы; • законодательные акты (федеральные, муниципальные, международные); • международная ситуация (политическая, экономическая, социальная); • внутренняя политическая, экономическая ситуация, социальная ситуация; • научно-технический прогресс. Рассмотрим более подробно, как те или иные факторы внешней среды влияют на организационную культуру. Влияние национальной культуры и менталитета на организационную культуру особенно остро проявляется при работе организации в различных странах (глобально ориентированных организаций В различных странах с разными национальными культурами сложились определенные модели управления организациями. Традиционно выделяют американский и японский стиль управления. Однако идеология управления российскими организациями трже имеет собственные характерные черты. • Во многом на организационную культуру оказывает влияние доминирующая в данном географическом регионе религия и отношение к ней индивида (наибольшее влияние в мусульманских и других восточных культурах). Деловые партнеры по-разному влияют на организационную культуру. Особенности и специфика ведения бизнеса в современных условиях формируют новую культуру взаимоотношений с поставщиками сырья, материалов, оборудования, комплектующих, основанную на доверии, положительной репутации. Это связано с необходимостью точных и своевременных поставок в нужных для бесперебойного производства объемах. Влияние поставщиков трудовых ресурсов на организационную культуру проявляется в том, насколько она может быть воспринята персоналом. Если на рынке труда преобладают низкоквалифицированные кадры, то в условиях дефицита работников высокой квалификации и образования будет сложно ориентировать персонал на проведение исследований, разработок, генерирование идей, творческий подход. Еще одно направление влияния данного фактора лежит в области тех социальных гарантий, которые может предоставить организация, в условиях труда, культуры организации трудового процесса Люди будут стремиться работать в той фирме, в которой организационная культура ориентирована на заботу о своих работниках. Влияние инвесторов на организационную культуру заключается в том, что денежные средства будут вкладываться в организацию, которая не замешана в скандалах, у которой положительная репутация, к которой существует доверие. При формировании организационной культуры следует это учитывать, чем будет создан благоприятный инвестиционный климат в организации. Законодательные акты прямо или косвенно регламентируют определенные положения организационной культуры. Например, в области требований к организации труда, обеспечению питания и мест отдыха, требований к внешнему виду, возможных санкций и поощрений и др. Положения организационной культуры должны быть законными. Международная политическая, экономическая, социальная ситуации оказывают влияние на организационную культуру путем формирования общих направлений и тенденций развития организаций (например, глобализация, информационная экономика), а также путем установления общечеловеческих ценностей. Внутренняя политическая, экономическая, социальная ситуацииопределяют уровень жизни населения, специфику условий функционирования организаций в данной стране; в рамках государственного управления даются основные идеологические установки, сказывающиеся и на экономической политике. Все это влияет на Организационную культуру путем формирования ценностных ориентации, определенной степени социальной защищенности работников, уровня социальной ответственности организации перед обществом. Изменившийся характер научно-технического прогресса — от технической направленности к генной инженерии, биотехнологиям, информационным технологиям и телекоммуникациям — вынуждает организации так же смещать акцент в своей производственно-хозяйственной деятельности. О низком уровне организационной культуры сегодня свидетельствует не только использование в производственном процессе физически и морально устаревшего оборудования, но и морально устаревших методов организации производства, управления персоналом, организации управления предприятием (линейно-функциональные жесткие структуры управления, ограниченные обязанности отдела кадров и т.п.). Анализ факторов внутренней среды.Среди основных факторов внутренней среды, оказывающих влияние на организационную культуру, можно выделить следующие: • личность создателя (основателя) организации; • временной период существования организации на рынке (стадия жизненного цикла); • размер организации; • сфера деятельности организации; • уровень образования и квалификации работников; • располагаемые ресурсы; • технология. Влияние личности создателя (основателя) организациина организационную культуру проявляется в том, что его основные убеждения, мировоззрение, идеалы передаются его сотрудникам и всей организации и впоследствии будут транслироваться через поколения работающих. Так, Э. Шейн считает, что основатель организации «навязывает» ей свои представления о целях, средствах их достижения, ценностях, обусловленных его личностью, собственной культурой. Взаимосвязь организационной культуры и жизненного цикла организации. Любая организация может быть охарактеризована определенной продолжительностью своего существования на рынке — стадией жизненного цикла. Переход организации от одной стадии жизненного цикла к другой сопровождается неизбежным изменением ее культуры. Организационная культура в процессе смены стадий жизненного цикла организации изменяется в сторону усиления индивидуализма работников иуменьшения ориентированности на инновации. Организационная культура в своем развитии также проходит определенные стадии: детства, роста, зрелости и старости. Эти стадии жизненного цикла организационной культуры совпадают со стадиями жизненного цикла организации, так как организационная культура формируется и развивается только в процессе существования и функционирования фирмы. На разных стадиях развития организации возникают разные возможности и механизмы для изменения организационной культуры. В зависимости от стадии жизненного цикла организации ее культура изменяется от гибкой, неформальной к коллективной, семейственной, а затем — к формальным отношениям, ужесточению контроля; на следующем этапе происходит смещение центра внимания с контроля собственных процессов на потребителя, рынок. Размер организации также влияет на организационную культуру. Для крупных предприятий важное место занимает вопрос объединения персонала, иерархии управления, культурной адаптации новых работников и т.д. Влияние сферы деятельности на организационную культуру. Организации, занятые в различных сферах деятельности, будут обладать различными культурами как по основополагающим целям, так и по ценностям, культуре организации трудового процесса, коммуникациям и т.д. Для сферы услуг (торговля, транспорт, консалтинг), а также для топливно-энергетического комплекса характерен акцент на ичном авторитете и доверии, высоком уровне, узкоспециализированном профессионализме. Промышленность и финансовая сфера требуют, кроме этого, умения работать в команде, делегировать полномочия, ответственность. В сфере отдыха и туризма преобладают требования универсализма и возможности сотрудников работать в различных областях. Для связи и строительства личный авторитет и доверие незначительны. Влияние уровня образования и квалификации работников на организационную культуру проявляется в том, какие ценности могут воспринять работники, насколько возможно проявление творческого подхода и инициативности с их стороны, какие и в каком количестве необходимы мероприятия для обучения, ротации, повышения квалификации работников и т.д. Если персонал не понимает создаваемой руководством организационной культуры, не принимает ее, то она остается только декларируемой, а истинная, реально существующая культура будет совсем иной. Среди всей совокупности факторов можно выделить шесть основных, оказывающих наибольшее влияние на организационную культуру: национальная культура и менталитет, личность создателя организации, временной период существования фирмы на рынке, размер организации, сфера деятельности и уровень образования и квалификации работников. Результаты, полученные в ходе анализа факторов внешней и внутренней среды, могут быть использованы руководителями организаций в процессе формирования организационной культуры с целью нивелирования негативного влияния, усиления положительного воздействия факторов, что позволит создать культуру, наиболее соответствующую внутренней среде и внешним условиям.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3403)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |