Раздел 3. Возрастная психология
Тесты: Тест 1: 1.Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов: а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста; в) показателей умственного развития и состояния памяти. 2.В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия): а) неумение встать на чужую точку зрения; б) нерасчлененность детского мышления; в) искусственность, созданость мира; г) одушевленность. 3.К основной закономерности психологического развития относятся: а) интеллект; б) возраст; в) умение и навыки; г)морфофизиологические особенности. 4.Движущими силами психического развития являются: а) интересы; б) задатки и способности; в) морфологические особенности г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности. 5.Автором культурно-исторической теории является: а) Дж. Брунер; б) Л.С. Выготский; в) С.Л. Рубинштейн г) А.Валлон. 6.Динамика психического развития определяется а) возрастными изменениями; б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами; в) ходом созревания органических особенностей; г)стадиями в развитии интеллекта. 7.Психический возраст определяется: а) физиологическими изменениями организма; б) уровнем развития психологической структуры личности; в) умениями и навыками; г) психодинамическими свойствами. 8.Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину а) обучение; б) деятельность; в) способности; г) интроспекция. 9.Предметом возрастной психологии является изучение: а) основных категорий психологии; б) ведущие модальности человека; в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности; г) принципов формирования личности в деятельности. 10.Главным признаком ведущей деятельности является: а) стадийность; б) развитие новообразований возраста; в) доминантность во времени; г) развитие познавательных процессов. 11.Основоположником бихевиоризма является: а) А. Мослоу; б) К. Лоуренс; в) Ж.Пиаже; г) Дж. Уотсон; 12. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется: а) саморегуляцией; б) сензитивностью; в) комфортностью; г) эмпатией; 13. В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа умственного содержания; 2) формирование навыков эффективного общения; 3) развитие навыков совместной деятельности; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании; а) только 1 и 5; б) 2,3,4,5; в) 1,3,5; г) только 2; 14. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям лежит в основе: а) воспитания; б) социализации; в) образования; г) самосознания; 15. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является: а) эмоционально-непосредственное общение; б) орудийно-предметноая деятельность; в) сюжетно-ролевая игра; г) учебная деятельность; 16. Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования психосоциальной идентичности: а) З. Фрейд; б) Э. Эриксон; в) Л.С. Выготский; г) А. Валлон; 17. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие: а) человеческого рода; б) млекопитающих; в) приматов; г) животных; 18. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон: а) метаморфозы; б) оптимального развития; в) развитие высших психических функций; г) неравномерности возрастного развития; 19. Геронтология – это наука о: а) старении, старости и долголетии человека; б) самосовершенствовании человека; в) взрослении человека; г) развитии человека; 20. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение: а) эпигенеза; б) филогенеза; в) эмбриогенеза; г) гетерогенеза; 21. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют: а) революционными; б) эволюционными; в) консервативными; г) кризисными; 22. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется: а) психологией развития; б) акмеологией; в) геронтологией; г) возрастной психологией; 23. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал: а) профессиональному развитию; б) бессознательным переживаниям детства; в) сознательным переживаниям детства; г) интеллектуальному развитию; 24. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием. 25. Материнская депривация – это ………….,……….. материнского ухода. 26. Интропунитивная реакция – это реакция субъекта на …………….. фактор, которая направлена на самого себя с принятием ………………..за исправление возникшей ситуации. 27. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте. 28. Кризисы возрастные – это особые периоды ……………….., характеризующиеся резкими ……………. изменениями. 29. Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к …………………….. и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. 30. Ролевая игра – основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с …………. игры. 31. Самоактуализация – осознание и оценка собственных ………….. особенностей. 32. Сознание – свойственный лишь человеку способ ……………. к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности. 33. Социальная ситуация развития – особое сочетание ……………. процессов развития и ………….. условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает ………….. психического развития. 34. Теоретическое обобщение – мыслительная операция, которая лежит в основе ………………. ………….. вместе с абстракцией и понятием, организация усвоения знаний по принципу теоретического обобщения приводит к появлению таких новообразований, как усвоение всеобщих …………. данного учебного предмета. 35. Фрустрация – состояние, вызванное двумя факторами: наличием сильной мотивированности ……… ……. и преграды, препятствующей этому ……….. 36. Эгоцентризм – в концепции умственного развития ……… – изначальная особенность детского мышления, которая заключается в способности оценивать окружающее только .. …….. …….. ……….. 37. «Я»-концепция – согласованные и зафиксированные в словесных определениях представления человека о …… ……, итог познания и оценки …….. …… через образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение …….. …….. и себя с ними. 38. Самосознание – высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на ……… ……….. 39. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии. 40. В развитии интеллекта Ж.Пиаже выделяет стадии: 1) сенсорного интеллекта; 2) операционального мышления; 3) конкретных операций с предметами; 4) формальных операций; 5) перцептивной психики; 6) сенсорной элементарной психики; 7) сенсомоторного интеллекта; а) 7,2,3,4 б) 1,2,3 в) 2,3,4,5,7 г) 1,2,3,4,6,7 41. Лепет представляет собой: а) стилистическую особенность языка; б) краткий ответ, возражения, замечания на слова собеседника; в) фонетически организованная речь, являющаяся средством выражения ее эмоциональной окраски. г) сочетание звуков неопределенно артикулируемых; 42. Одна из особенностей внимания у подростка: а) произвольность внимания; б) развитый самоконтроль; в) умение управлять внешним выражением внимания; г) волевая регуляция внимания; 43. Основной особенностью развития внимания в юношеском возрасте является: а) медленное развитие произвольного внимания; б) быстрое развитие произвольного внимания; в) высокая возможность контролировать свое внимание; г) непроизвольное внимание умственной деятельности; 44. Развитие элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции и с опорой не внешние вспомогательные средства начинается: а) на 3м году жизни ребенка; б) в пять-шесть лет; в) в младшем школьном возрасте; г) у подростка; 45. По Л.С. Выготскому, онтогенез эгоцентрической речи: а) заканчивается интериоризацией во внешнюю речь к другому; б) заканчивается исчезновением; в) порождается из внутренней речи к себе; г) заканчивается интериоризацией во внутреннюю речь; 46. Л.С. Выготский называл искусственным развитием ребенка его: а) созревание; б) филогенез; в) воспитание; г) онтогенез; 47. Эгоцентризм – тенденция рассматривать мир сугубо с позиции: а) чужой, внешней; б) личной, индивидуальной, внутренней; в) социально-одобряемой; г) социально-нормируемой; 48. Скачкообразное перераспределение постоянно накопляемых изменений в возрастное новообразование называется: а) периодизацией; б) конфликтом; в) кризисом; г) сдвигом; 49. Любое осмысленное действие, которое ребенок самостоятельно выполнять еще не может, но которому он может обучаться под руководством или в сотрудничестве с более опытным человеком, сопровождается: а) подражанием; б) идентификацией; в) импринтингом; г) компиляцией; 50. Переход интерпсихологических отношений в интерапсихологические называется: а) экстериоризацией; б) экстраполяцией; в) интериоризацией; г) эгоцентризмом; 51. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности: а) семантической; б) символической; в) образной; г) культурной; 52. Жизненный путь – необратимое время и пространство в жизни человека от рождения до смерти, в котором осуществляется………….., …………, самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующей стратегии. 53. Психологическая компетентность – система знаний …………как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в совместную деятельность, осуществляющим личностное взаимодействие. 54. Гетеростаз – положение о том, что люди мотивированны стремлением к ………………….., поиску стимулов к развитию и самореализации. 55. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу: а) мотивационно-потребностную; б) эмоциональную; в) мотивационную; г) потребностную; 56. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются: а) базовыми; б) предметными; в) эмоциональными; г) функциональными;
Задания: Задание 1. Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).
Задание 2. Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых. Задание 3. Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно: 1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста. 2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста. 3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность. 4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.
Задание 4. Допишите недостающие понятия:
Задание 5. Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама. Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование. Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме? Задание 6. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии. Вопрос: как называется это явление? укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?
Задание 7. Мама Тамары (девочке 5 лет 9 мес.) хотела, чтобы ее дочь много знала и умела. Она решила заниматься с дочкой систематически. Мама многократно показывала ей, как класть кубики, чтобы построить дом. Рисование сводилось к копированию рисунков, сделанных самой мамой. Даже в игре дочери навязывались определенные действия. Вопрос: проанализируйте методы воспитания мамы.
Задание 8. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?
Задание 9. Мама, одевая Диму (мальчику 1 г. 1 мес.), говорит: «Сейчас оденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай мне колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. А Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы. Вопрос: Согласны ли вы с тем, как поступает мама? О воспитании каких сторон речи заботиться мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |