Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Решение конфликтных ситуаций в системе «учитель – класс»



2015-12-04 12039 Обсуждений (0)
Решение конфликтных ситуаций в системе «учитель – класс» 4.91 из 5.00 11 оценок




Опираясь на социально-психологические закономерности жизнедеятельности коллектива, самостоятельно решите следующие педагогические ситуации и сравните Ваш вариант с решением учителей-практиков (см. ответы на с. 95)

Дайте практическое обоснование способам успешного решения педагогических ситуаций, найденных учителями и Вами лично.

Ситуация 1.

... Молодая учительница, впервые вошедшая в класс к шестиклассникам, увидела, что дети приветствуют ее, стоя на стульях. Замешательство длилось несколько секунд...

Ситуация 2.

... Однажды ко мне в кабинет вошла взволнованная учительница биологии и заявила, что она больше не пойдет в 8-«б» класс, так как ее оскорбили учащиеся этого класса. Она рассказала, что в начале урока они тряслись от смеха, глядя на плащ учительницы, который висел на скелете человека. Его повесил туда ученик этого класса на перемене (плащ учительницы висел на гвоздике в этом классе).

Я попросила успокоиться учительницу и пойти со мною в класс. При моем появлении учащиеся замерли. Они ожидали, что я начну выяснять, кто это сделал. Но...

Ситуация 3.

... Исходная позиция: учитель приходит в класс, учащихся нет, все они залезли под столы. Потом с улыбкой оттуда выползают. Ушло 2 минуты урока...

Ситуация 4.

... Молодая учительница после окончания педагогического училища получила 1-й класс, в котором было 38 человек. Еще с детского сада эта группа славилась излишней подвижностью, оригинальными поступками, иной раз небезобидными. Особо выделялся один - Сергей. Уже в 1-м классе у него явно обнаружились способности в области изобразительного искусства. Со второго полугодия он уже адресовал дружеские шаржи учителям, изображая их с натуры; правда, не открыто; демонстрировал попытки нарушить дисциплину. Так же тихонечко притащил он собаку в класс, запихал в парту, наказал сидеть тихо. Учительница сразу почувствовал, войдя в класс, что в классе что-то готовится: «Мордашки» у ребят были такие, что трудно подобрать слова, они все ждали, что что-то сейчас будет, когда можно долго веселиться. Что делает учительница?

Ситуация 5.

... Учительница математики, войдя в класс, увидела на столе спортивный кубок, который ребята «взяли» со стенда...

Ситуация 6.

... Учительница входит в класс на урок. В 8-м классе за равнодушие к предмету физики учительницу ребята звали между собой «селедка». Войдя в класс, она заметила на доске нарисованную рыбу...

Ситуация 7.

... В нашей школе работает учитель химии Муза Ивановна, которая отличалась чрезмерной строгостью к малейшим нарушениям дисциплины. Однажды перед началом химии учащимися 8 класса на доске было написано большими буквами слово «МУЗА».

Все учащиеся ожидали, что она будет на это бурно реагировать, но получилось вот что...

Ситуация 8.

... Школа имеет надворные туалеты. Летом их ремонтируют обычно рабочие-шефы. Но стояли в нормальном состоянии только в первую неделю сентября. Потом выбирались кирпичики, образуя дыру, чтобы быстро уйти в случае проверки туалетов дежурным учителем, администрацией. Но санэпидстанция требует, чтобы в туалетах сквозняков не было. Для директора каторга: ремонтировать заставляют в любое время года. Стали подозревать в разборе туалетов, конечно тех, кто стремился уйти с уроков, кто курит. Но заставить их восстановить разрушенное невозможно. Ответ один: «А Вы меня застали?»

Ситуация 9.

... В 6-м классе урок математики вместо заболевшего коллеги пришла провести учительница. Учащиеся встретили ее стоя и вроде доброжелательно. Но когда учительница предложила сесть, ни один из 40 не пошевелился, каждый как бы застыл в своей позе. Создалась неприятная ситуация, грозившая сорвать урок, тем более что учительница молодая, еще без должного опыта. Как после утверждала она, появилось желание уйти из класса и не проводить урок. Это длилось недолго...

Ситуация 10.

... Это произошло в начале моей работы в школе, которой я сейчас руковожу. Веду урок истории в 8-м классе. Замечаю: парень за последним столом ведет себя неспокойно, выражение лица открыто лукавое. 15 минут опроса отвлекли меня от мысли о приготовленном сюрпризе. Прошло минут 10. Я увлеклась рассказом, повернулась к карте, а когда вновь обратилась к классу, остолбенела: посередине класса сидела собака. Маленькая - еще бы куда ни шло, а то большая, серая и, как мне от страха, наверное, показалось, злая. Ноги приросли к полу: дело в том, что две недели назад меня эта собака покусала, и я инстинктивно испугалась. В классе - мертвая тишина. Продолжать объяснение - язык не поворачивается; умом понимаю - и ребят рассмешу, и собаку разозлю. А ей, видите ли, сидеть надоело, и она побрела по классу. Какое уж тут объяснение, когда и моим, и вниманием классе эта злополучная собака завладела. В следующий раз, когда она подошла к двери, я сказала...

Ситуация 11.

... В годы моей работы старшей пионервожатой в базовой школе учительского института в школу прибыла группа студентов для прохождения педпрактики.

На урок пришла студентка. Учащиеся знали о том, что урок будет вести студентка, и решили сорвать его. Не обращая внимания на присутствующих, они кричали, толкали друг друга. Студентка 1-2 минуты ждала, пока они успокоятся, ребята кричали...

Ситуация 12.

... В 10-м классе учащиеся решили подшутить над учительницей, которую не очень уважали. Стул, на котором она должны сидеть, они разобрали и потом собрали, не закрепив. Но вместо учительницы немецкого языка на урок пришел учитель истории, так как расписание изменилось. Поприветствовав класс, он легко пододвинул стул, сел и, взмахнув руками, оказался на полу...

Предупредить было нельзя. Это значило себя разоблачить...

Ситуация 13.

... Конфликтная ситуация. С 1 сентября в восьмилетней школе стала работать по совместительству молодая учительница музыки.

С первых дней у нее начался конфликт с учащимися 7 класса.

В конце первой четверти, когда учительница пришла на урок, она увидела, что все учащиеся стоят, повернувшись спиной к двери, и тихо поют песню «Летка-Енка»...

Ситуация 14.

... Идет урок иностранного языка. Учительница повернулась к доске, чтобы записать предложение.

Раздается смех. Она поворачивается и видит, что у ее ног - ковер из белых бумажных «самолетиков». «Самолетики» летели с последних парт.

Учительница просит прекратить это безобразие. Просьба не действует. Учительница удаляет шалунов, но и это не помогает...

Ситуация 15.

... Молодой учитель пришел в первый раз в 8-й класс. Ученики решили «проверить» его: все делают вид, что не замечают учителя, и продолжают ходить по классу.

Учитель сел, открыл журнал и стал его заполнять. Это удивило ребят, но они продолжали задуманное...

Ситуация 16.

... Урок физики в 8-м классе. Тема «Невесомость». Учитель начал объяснять новый материал. В кабинет входит ученик класса (из категории «трудных»). На одном из кед у него привязан маленький колокольчик. Учитель, чтобы отвлечь внимание класса от этого ученика, а многие уже обратили внимание на его кед...

Ситуация 17.

... Директор, обходя вокруг школы, встречает ученика 4-го класса с сигаретой во рту, причем ученик, увидев директора, еще на расстоянии, бросает сигарету на землю. "Саша, твои родители знают, что ты куришь?" - говорит директор. "Я не курю», - отвечает Саша. "А сейчас? Ты ведь курил», - говорит директор. "Нет, Владимир Иванович, я не курил», - говорит Саша...

Ситуация 18.

... Молодая учительница ведет урок биологии в 10-м классе, ученик ловит муху, втыкает в нее травинку с ниточкой и пускает. Учитель вел объяснение и не заметил этого. Учащиеся поднимают смех, учитель не понимает, в чем дело. В конце концов замечает муху с приделанным хвостиком...

Ситуация 19.

... Школа-интернат, где дети из неблагополучных семей. Урок математики в 5-м классе должна вести молодая, недавно пришедшая в эту школу, учительница и видит: ее приветствуют дети, все до одного разрисованные мелом в вертикальную полоску. Секунда молчания...

Ситуация 20.

... Во время воскресника старшеклассники, выполнив задание, отказались подобрать картофель из распаханных борозд, мотивируя свой отказ нормой. Классный руководитель...

Ситуация 21.

... Будучи директором школы-интерната, войдя в шестой класс на урок математики в качестве учителя, я услышал мяуканье котенка. Ученики уже настороженно и вопросительно смотрели на меня...

Ситуация 22.

... В школе введена сменная обувь. Ребята, придя на занятия, переобуваются, кладут обувь в специальные мешочки, которые из-за нехватки места в раздевалке, вешают сбоку парты в своем классе. Двое учащихся 4-го класса, чтобы первыми уйти домой, тайком переобувались во время урока. Некоторые стали подражать им. Чтобы пресечь это, классный руководитель, учительница биологии, поступила следующим образом...

Ситуация 23.

... Ученик 9 класса Женя Д. принес в школу мышь. На перемене, перед уроком химии, он завернул мышь в бумагу и положил на верхнюю планку доски.

Прозвенел звонок. Учитель вошел в класс. Ученики напряженно наблюдали за доской. Мышь выползает, в классе возбуждение...

Ситуация 24.

... Перед уроком русского языка в 6-м классе (молодой учитель) девочки нанюхались порошка, который вызвал чихание. Учитель вошел в класс. Все девочки чихают без перерыва. Он внимательно посмотрел и сказал...

Ситуация 25.

... К моему уроку русского языка (когда я работал учителем) учащиеся натерли доску салом. Я об этом догадался, так как доска блестела. Класс с нетерпением ждал, когда я начну писать на доске...

Ситуация 26.

... В одной школе, до поступления в институт, я вела «физкультурный» кружок. Дети занимались с удовольствием, особенно удачно прошла тренировка упражнения «стойка на голове». Случайно, проходя по коридору, когда прозвенел звонок на урок, я увидела, что все мальчики стоят на голове прямо на полу и таким образом собираются приветствовать учителя математики! Я опередила приход учителя, быстренько вошла в класс и сказала...

Ситуация 27.

... 8 «в» класс считался в школе самым «трудным» и недисциплинированным. Не проходило дня, чтобы тот или иной учитель не жаловался на ребят.

Урок истории проводила молодая, энергичная, знающая свой предмет учительница. Начало урока было хорошим, но потом ребята зашевелились, захихикали. Учительница сразу поняла, в чем дело. Оказалось, что кто-то из учащихся вымазал мелом край стола, и эта полоса отпечаталась на платье учителя. Что же предпринял педагог?

Ситуация 28.

... Когда я работала первый год, был такой случай. По звонку на урок я вошла в класс. Учащиеся приветствовали меня с улыбкой, взгляды их были направлены на стену выше доски. Поздоровалась, посадила их, но они таинственно продолжали смотреть вверх. Я почувствовала, что рабочего настроя не получится, но не могла разобраться в причине их поведения. Стала проверять домашние работы в тетрадях и заметила свою фотографию (смогли сфотографировать меня как-то незаметно), прикрепленную к стене. Я...

Ситуация 29.

... Классный руководитель 6 класса, беседуя с учащимися после летних каникул, вынула из своего дипломата пачку новых 12-цветных фломастеров и сказала: «Я оставлю их в нашем классе, мы будем красиво и быстро оформлять стенгазеты, не нужно ходить из класса в класс и попрошайничать».

Прошла неделя и ... они пропали. После уроков ребята обнаружили пропажу, очень расстроились и сообщили об этом учителю. Что делать? Кого-то подозревать, допрашивать? Учитель...

Ситуация 30.

... Звонок на урок. Учительница французского языка заходит в 4-й класс, знакомство с которым состоялось только несколько уроков назад. В классе тишина, все дети спрятались под парты. Никто не шевелится. Что делать?

Ситуация 31.

... Учитель входит в класс. Учащиеся сидят в темноте, сославшись на то, что в классе что-то случилось с выключателем. Учитель догадался, что это их рук дело и решил...

Ситуация 32.

... Хочу очень простым примером из собственной практики подтвердить мысль, что «лучшим способом борьбы с носителями вредной привычки в коллективе является осмеяние».

Учительский институт я окончил в 24 года. В сельской школе мне пришлось вести не только историю, но и физкультуру, немецкий язык и классное руководство в 7-м классе. Ребята сразу же решили испытать меня «на прочность». На первом уроке второй недели работы я обратил внимание, что удобно поставленный стул у учительского стола составлен из частей и не закреплен. Расчет был прост: я сажусь, стул разваливается, а дальше - моя реакция...

Интуиция помогла мне...

Ситуация 33.

... Придя на урок в 10-й класс, учитель истории заметил, что карта висит вверх ногами. Как быть?

Ситуация 34.

... 7-й класс. Урок истории. Учитель рассказывает о русско-турецкой войне, события показывает на карте. В это время к ногам учителя падает бумажный самолетик. Ученики ждут ответной реакции учителя. Но учитель, наклонившись, берет самолетик и...

Ситуация 35.

... Войдя в класс на урок, я обнаружила на доске карикатуру на себя. Ребята ждали срыва урока. Думали, что буду искать виновника, читать нотации и т.д., но я...

Ситуация 36.

... Ученики собирались уйти с дополнительного урока алгебры, причем, учителю попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно отказываются об учителе. Что делать?

Ситуация 37.

... Молодой учитель истории. Урок в 10-м классе. Класс совершенно неуправляем. Перед уроком учитель волнуется, заглядывает в дверь - галдят. Он заходит, здоровается - на него ноль эмоций. тогда он вышел из класса, подумал и поступил следующим образом...

Ответы к решению педагогических ситуаций учителем в процессе взаимодействия с коллективом учащихся класса

Ситуация 1.

Затем пришло неожиданное решение: учительница, встав на свой стул, здоровается с классом.

Напряжение было снято.

В классе воцарилась доброжелательная обстановка.

Ситуация 2.

Улыбнувшись учащимся, я сказала: "Предполагаю, что вам вместе с Галиной Александровной хотелось повеселиться над видом «человека» в плаще.

«Уверена в том, что вы не хотели обидеть Галину Александровну. Ваше желание понятно, но вот урок пострадал...»

Ребята, смутившись, извинились перед учительницей. Урок начался, и я ушла к себе. Задумалась.

Ситуация 3.

Решение: учитель удивился, засмеялся, дети засмеялись еще громче, а потом учитель сказал: «Пошутили, а теперь за дело». Дети, довольные реакцией учителя, начали урок.

Ситуация 4.

Собрав всю выдержку, она ведет урок по плану, хотя ребята плохо следят за ходом урока и шушукаются: мысль о собаке не дает им покоя.

Урок окончен. Сергей не унимается. Как же так? Собака себя не обнаружила, просидела весь урок тихо, урок не был сорван, учительница - в окружении его сотоварищей, и никто не обращает на него внимания. Тогда он вытаскивает из парты собаку, сажает ее рядом с собой, приговаривая: «Молодец. Дымок, умеешь хорошо сидеть».

Учительница, увидев собаку, поняла, что это и есть тайна сегодняшнего урока. Она подошла к собаке, погладила ее, поинтересовалась ее привычками и ушла из класса.

Следующий урок прошел при большой активности ребят.

Прохоров Сергей закончил уже 10 классов. На протяжении всех лет обучения был шутником, кумиром класса, состоял в редколлегии. К счастью, шутки были в большинстве добродушные. На выпускном вечере он подарил своей первой учительнице портрет - рисунок своего Дымка, причем без лишних слов. И по тому, как ученик и учительница дружно засмеялись, было видно, что их связывает что-то, ведомое им одним.

Ситуация 5.

Она вызвала к доске предполагаемого нарушителя и за ответ на посредственную отметку вручила ему кубок. Он заявил, что кубок принес не он. Тогда учительница спокойно сказала: «Если не ты, то он не тебе и принадлежит, отнеси и поставь на место. Конфликт был исчерпан».

Ситуация 6.

«Кто сегодня дежурный у нас?» - спросила она. Дежурные встали. «Вытрите доску, - сказала учительница, - будем решать задачу». Класс замер: как она отреагирует на выходку. Подавив нахлынувшее смущение, учительница вызвала к доске самого развязного юношу, который мог нарисовать рыбу, и он с трудом стал решать задачу. После этого случая селедку уже никто не рисовал, а затем эта кличка вообще исчезла.

Ситуация 7.

При входе она увидела написанное на доске слово. Сообщив, что Аполлон был покровителем муз, она рассказала легенду об Аполлоне. Затем продолжила урок.

Ситуация 8.

В это (прошедшее) лето во время прохождения трудовой практики она собрала подозреваемых в разрушении туалета, сказала, что им поручается очень ответственное дело - отремонтировать туалеты. Сделали раствор, поднесли кирпич, положили стенку. Но погода резко изменилась. Пошел ливень, раствор еще не сцепился, стенка размылась и завалилась. Но ребята пришли и на второй день, сделали все заново, побелили раствором извести. На линейке вынесла благодарность ребятам. Пока туалеты целы.

Ситуация 9.

Учительница взяла себя в руки, внимательно посмотрела на учащихся и сказала: «Хорошо, продолжим урок стоя». Вызвала двух учеников к доске и уверенно продолжила урок. Это было для учащихся неожиданностью, они ждали от учителя другого решения. Через несколько минут учащиеся попросили учительницу разрешить сесть. На этом конфликт был исчерпан. (Потом учащиеся признались, что хотели проверить учительницу, «испытать ее», применив игру: «Кто первый сядет, тот дурак». «Дураком» никому не хотелось быть.

Ситуация 10.

«Саша, собакам тяжело на уроке. Сами подумайте: 45 минут - мыслимо ли? Вам легче: вы хоть понимаете, о чем я говорю, а ей каково? Проводи ее на улицу». Потом, на перемене, долго сидела в учительской, преодолевая напряжение и досаду.

Ситуация 11.

Тогда она заложила пальцы в рот и свистнула. Все замерли. Студентка спокойно начала вести урок.

Ситуация 12.

Быстро встав, учитель просит дежурного отнести этот стул завхозу и продолжает урок.

Ситуация 13.

Учительница прошла к окну и стала аккомпанировать им на баяне. Затем она показала их ошибки и как нужно исполнять данную песню.

Ребята осознали свой неправильный поступок. Между учителем музыки и учениками класса установились нормальные отношения.

Ситуация 14.

Тогда она говорит: «Давайте и я попробую заняться делом!» В классе поднимается такой шум, что никто не замечает, как в дверях появился директор. Он с удивлением смотрит, как учительница с учениками весело запускает «самолетики». На вопрос директора она ответила, что они спрягают глаголы. После ухода директора ребята собрали все «самолетики», и урок вошел, если можно так сказать, в свое русло. С тех пор дисциплина в этом классе была идеальной.

Ситуация 15.

Заполнив журнал, учитель посмотрел на ребят и рассмеялся: «Вам еще не надоело испытывать меня?». Ребята притихли и сели. Учитель не стал проводить урок, познакомился с ребятами, рассказал о себе.

С этого момента ребята привязались к учителю, на уроках царила доброжелательность и взаимопонимание.

Ситуация 16.

Бросает портфель на пол. Ученики сразу переводят внимание на портфель, а учитель говорит: «Был ли портфель при падении в состоянии невесомости?» .В классе оживление. Ученик, стоящий у двери, спокойно садится по знаку учителя.

Ситуация 17.

Директор, не настаивая на своем, достала из кармана коробочку, сказала: «На кружке физики ребята нашей школы изготовили прибор, который определяет, курит ли ученик или нет. Достаточно лишь дыхнуть вот на это место. Давай, Саша, проверим, как работает прибор».

При этом Саша покраснел и признался. С родителями ученика была беседа.

Ситуация 18.

Она не растерялась, а попросила одного из учеников поймать муху. Когда муха оказалась у нее, по красной ниточке, привязанной к травинке, определила ученика, который запустил этот «самолетик». Долгое время она скрывала, как ей это удалось. Среди учащихся пошел разговор, что у нее «глаза сзади» и она все видит. А на самом деле все было просто: ниточка была красная, и ученик был в красной рубашке.

Ситуация 19.

Учительница: «Дежурный, подать мне перо, ленту и мел. Я ваша предводительница и у меня на голове должен быть знак отличия. помните, как у индейцев? Только быстро. Класс, здравствуйте, садитесь».

Лица вытянулись от разочарования, урок прошел в обычном ритме. На перемене дружно чистились, смеялись, но больше не было попыток сорвать урок.

Ситуация 20.

Наклонился и стал убирать картофель.

Через некоторое время учащиеся старательно приступили к работе, как будто ничего не было.

Ситуация 21.

Прислушавшись и примерно определив место нахождения ребят, я доброжелательно попросила одного из учеников принести котенка к столу учителя. Медленно, с некоторым недоверием, он положил на стол учителя пушистый, дымчатый комочек... Погладив его рукой, улыбаясь, я сказал, что возьму этого прелестного котенка домой, если они, конечно, не возражают. Облегченно вздохнув, ребята дружелюбно заулыбались.

В чьей-то ученической шапке ребята отнесли «Дымка» ко мне в кабинет. Я начал урок.

Ситуация 22.

Шел урок природоведения (последний по расписанию). Учительница заметила, что Витя и Саша начали переобуваться. Выждав паузу (достаточную, чтобы надеть только один ботинок), учительница обратилась к ним с просьбой отнести в лабораторию коллекцию минералов. Когда они встали, в классе раздался дружный смех. Они вынуждены были срочно переобуваться, а затем выполнили просьбу. Больше такого не повторялось.

Ситуация 23.

Учитель, увидев мышь, говорит: «Кто же угадал мое желание? Мне очень нужна мышь на уроке. Хозяина прошу быть моим ассистентом на уроке в 7-м классе». Все смотрят на Женю. Женя снимает мышь, завертывает в бумагу и кладет в карман.

Ситуация 24.

«Девочки, пожалуйста, пойдите в коридор, прочихайтесь и после этого тихо войдите в класс». Они спокойно выполнили указание учителя.

Ситуация 25.

Однако я предложила написать сочинение на тему: «Моя любимая книга». Учащиеся писали сочинение (притихшие и виноватые). На перемене они тщательно оттирали доску, мыли ее порошком и к следующему уроку все привели в порядок.

Ситуация 26.

«Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили это упражнение. А сейчас вам потребуется голова не для того, чтобы на ней стоять, а решать задачи. Поэтому приготовьтесь к этому». Они быстро приняли соответствующее положение, все закончилось хорошо.

Ситуация 27.

«Ребята, - сказала она, - что же вы наделали? Платье-то у меня новое. Как же я его теперь отчищу»" Девочки сразу нашли чистое полотенце и щетку. Хоть и не совсем, но платье отчистили.

Учительница продолжила урок. На следующий день двое учащихся (мальчиков) пришли в учительскую и извинились перед учительницей. Конфликтов в этом классе больше не было. Ребята "приняли" ее и полюбили, тем же она отвечала им.

Ситуация 28.

Поблагодарила ребят за фотографию и попросила подарить ее мне на память. После этого урок продолжался в рабочей обстановке.

Ситуация 29.

Оставил своих шестиклассников после занятий, внимательно посмотрел каждому в глаза и сказал: «Думаю, что кто-то из вас взял фломастеры и присвоил их себе. Очевидно, кому-то нужно было порисовать дома. Я вам верю и надеюсь, что завтра они снова появятся у меня на столе, потому что они вообще принадлежат всему классу». Через день все было на месте. Классный руководитель был несколько удивлен и обескуражен тем, что фломастеры взяла одна из активисток, чистосердечно признавшаяся во всем через три месяца своему учителю.

Ситуация 30.

Учительница обращается к классу: «Ну что же, поиграем, ребята, сейчас проверим, хорошо ли я вас запомнила и как вы понимаете французскую речь. Условие такое: подхожу к каждой парте и называю по-французски имена тех, кто спрятался за этой партой».

В ходе игры учительница двух-трех человек не угадала умышленно (по ее мнению, «создателей» этой ситуации). Урок продолжается по плану. Класс работает хорошо. Вдруг учительница говорит: «Кто подскажет, только по-французски, кого я не угадала. А то им придется весь урок сидеть под партой». Дети с радостью принимают предложение. Напряженность снята.

В конце урока учительница обращается к классу: «У меня к вам просьба: кто придумает интересную игру, сообщите мне об этом заранее, чтобы мы решили вместе, на каком уровне эту игру провести. Согласны?»

На следующих уроках французского языка все работали дружно, с интересом. Конфликтов больше не наблюдалось.

Ситуация 31.

Проводить урок в темноте. Это был урок иностранного языка. Учитель сказал ребятам, что будет заниматься разговорной речью. Ребята долго не выдерживают: подсмотреть-то в книгу нельзя! Один из них встает и говорит: «Я посмотрю, возможно, лампочка перегорела». Встал на стул, открутил лампочку, достал из патрона бумажку. Свет загорелся.

Ситуация 32.

Остановиться на одном, да он еще и дежурным оказался. Я попросила его подойти к столу и сесть на стул. Его заминку я преодолела, взяв его легко за плечо и усадив на уготовленный для меня стул. Раздался треск - и мой Игорек оказался на полу. Класс хохотал вместе со мной, а он стоял очень смущенный.

Сейчас, уже в Калуге, в моей школе, учатся его дети. Иногда мы вспоминаем об этом случае и смеемся.

Ситуация 33.

Не обращая внимания на класс и зная, что это сделано специально, учитель сказал дежурному, что, по-видимому, тот второпях повесил карту неверно и что такое может быть, если быть невнимательным.

Ситуация 34.

Объясняет, что в ХVIII в. еще не было авиации. На это он затратил две минуты. Учащиеся узнали, что самолет будет использован в военных операциях значительно позже. Затем, положив самолеты на свой стол, учитель продолжает освещать тему урока. Ожидаемого учениками взрыва не произошло, хотя учителю всего 22 года. О самолетике учитель не сказал никому. Узнали коллеги о нем только на выпускном вечере. А рассказал о нем сам ученик. И обосновал цель поступка. Но молодой учитель оказался на высоте. За все годы работы в школе у него не было сколько-нибудь серьезного конфликта.

Ситуация 35.

Улыбнулась, подошла к доске, подправила рисунок и начала урок. Ребята были огорчены и удивлены. Урок прошел нормально. Но больше такого не повторялось.

Ситуация 36.

Учитель демонстративно, на глазах у класса, прочел записку и сказал, что он теперь в курсе их подготовки ухода с урока, что его волнует их мнение о нем, но он не собирается мстить, а хочет разобраться, почему так произошло. Учитель хочет выслушать детей, но просит и их выслушать его. В итоге ученики и учитель находят взаимопонимание и, довольные друг другом, продолжают урок.

Ситуация 37.

Влетел в класс (не вошел, а именно влетел) и, совершенно не обращая внимания на класс, стал чертить на доске. Разговоры стали потихоньку исчезать. А он всю доску уже разрисовал. Все затихли и сидят, смотрят. Тогда он и говорит: «Кто сейчас выйдет и расскажет мне, что это за схема, тому ставлю пятерку и до конца года не спрашиваю». Схему, естественно, никто не знал, однако все сидели тихо. И не только на этом уроке, но и на всех последующих. (Учитель смог показать, что он стоит уважения хотя бы тем, что начал урок необычно. Ну и, конечно, раз нарисовал такую схему, значит и в предмете - не профан, - так говорили об этом случае сами школьники).

 



2015-12-04 12039 Обсуждений (0)
Решение конфликтных ситуаций в системе «учитель – класс» 4.91 из 5.00 11 оценок









Обсуждение в статье: Решение конфликтных ситуаций в системе «учитель – класс»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (12039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)