1. Личность
| 2. Индивидуальность
|
2.Целостная, структурная характеристика психической жизни человека как социального явления;
10.“Устремленность человека в будущее”
3.“Способность ставить перед собою большие задачи и выходить за их пределы”
4.Умение жить среди людей, “способность приказывать и подчиняться”
5.Способность оценивать и управлять своими чувствами, влечениями, поведением
6.Ведущее влияние на все стороны психической жизни: мышление, память, воображение, эмоции и чувства, темперамент и т.д.
| 1.Сочетание психических свойств, присущих только данному человеку
7.Неповторимость, оригинальность и самобытность
8.Проявляется в плане решения задач, не включающих в значительной мере межличностные отношения
9.Требует особого подхода со стороны педагога, т.к. определяет особый стиль деятельности (особенно учебной).
|
3. Направленность активности личности
Цели
| Потребности
| Мотивы
|
11.Большие - малые;
13.Перспективные – фрустрирующие;
14.Устойчивые – неустойчивые;
17.Просоциальные – асоциальные;
| 12.Духовные – биологические
15.В общении, в новых впечатлениях (познавательные)
30.В самоутверждении
25.В персонализации
31.В труде
| 20.Положительные (внутренние) – отрицательные (внешние)
16.Любознательность
24.Увлеченность процессом труда
26.Страх
27.Подражание
28.Прагматизм
29.Самореализация.
|
4. Самосознание личности
| 5.Рразвитие личности
|
21.Ощущение себя субъектом своих физических и психических состояний
22.Выделение себя как “Я”, противостоящим “другим”, но с ними связанное
23.“Образ - Я” как относительно устойчивая, достаточно осознанная и переживаемая система представлений о себе
32.Проявление адекватности “Я –образа” через самооценку и взаимооценки и уровень притязаний
| 33.Участие в изменении окружающего мира в ходе предметной деятельности
34.Действие по снятию противоречия между потребностью в персонализации и позицией группы
18.Совершение поступков
35.Сочетание свободы, достоинства и ответственности.
|
| | | |
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 191-230.
Тема 7: «Человек как субъект деятельности»
Признаки деятельности
| Признаки поведения
|
4.Включает 2 подструктуры:
мотивационную (желание) и операциональную (умение)
8.Вызывается потребностью, а направляется целью
11.Является ведущим фактором развития личности и имеет высокую социальную значимость
5.Изменяет предмет активности в соответствии с наличным планом
6.Освоение требует специального обучения
2.Является высшей формой активности человека
3.Требует достаточно высокого уровня развития общих и специальных способностей
7.Основные виды: игра, учение, труд (иногда включает общение)
| 9.Зримая, хорошо заметная форма социального взаимодействия людей (“верхушка айсберга”)
12.Мотивы скрыты, возможно проявление одинаковых форм при разных мотивах и, наоборот
1.В значительной мере определяется установками, нормами, ролями, традициями и т.д.
10.Имеет выраженную связь с этикой.
|
Психологические характеристики основных видов деятельности:
Игра
| Учение
| Труд
|
18.Необычайно сильное влияние на психическое развитие
26.Легкое перевоплощение в исполнении различных ролей и ситуаций
16.Высокая эмоциональность, заинтересованность
21.Строгое соблюдение правил
19.Много творческой фантазии
| 13.Работа с текстами (со знаковым материалом)
15.Сочетание положительной мотивации (интереса) и дисциплины (ответственности)
20.Согласование образа предмета и понятия о нем
27.Освоение умственных действий
25.Преобладание положительных эмоций
22.Выраженное напряжение психических функций
24.Развитие общих способностей
| 17.Высокая социальная значимость продукта деятельности
29.Выраженность профессиональных способностей
28.Личностное развитие и социальное продвижение личности
14.Роль передовых наукоемких технологий
23.Личностная направленность на совершенствование технологий
30.Организация, нормирование деятельности.
|
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 93-130.
Тема 8: «Человек как субъект общения»
Структура общения
Коммуникативная сторона общения
| Интерактивная
сторона общения
| Социально-перцептивная
|
1.Установление связей
20.Вербальные и невербальные способы связей
2.Роль пространственного положения
3.Диалогический и монологический контакт
17.Высокая культура речи
4.Эмоциональная окраска речи
| 5.Регулирующая функция социальных норм и ценностей
12.“Исполнение комплекса ролей”
6.Такт
14.Изменение поведения другого человека для достижения собственных целей
16.Нормотворчество
15.Конкуренция и кооперация
| 13.Стремление распознать другого человека
19.Идентификация, рефлексия, стереотипизация
18.Эффект “ореола”;
роль установки (особенно в ситуации неопределенности)
8.Стандарты и стереотипы в оценке людей.
|
5.Способы предупреждения конфликтов в общении
| 6. Решение конфликтных ситуаций
|
9.Уважительное отношение к человеку и его имени
10.Способность сочетать собственные интересы с интересами других людей
11.“Не браниться и не раздражаться” (К. Адамецкий)
21.Содействие в самоутверждении другого человека
| 22.Задержка реакции на обиду
23.Перевод реакции на другой объект;
25.Рационализация действий “противника”
24.Парадоксальная реакция.
|
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 130-158.