Раздел 4. Методические рекомендации для преподавателя дисциплины «Налоги и налогообложение»
Дисциплина «Налоги и налогообложение» стала сегодня основой высшего экономического образования. Спрос на изучение этой учебной дисциплины постоянно растет на всех формах обучения студентов, и в системе второго высшего образования, и в программах повышения квалификации и переподготовки кадров. В курсе «Налоги и налогообложение» изучаются сущность налогов, сборов и других платежей обязательного характера, основные принципы построения налоговых систем, действующая налоговая система Российской Федерации, элементы налогообложения, организация налогового контроля, налоговая политика государства, реформы в сфере налогообложения, важнейшие категории и понятия, используемые в России и в ведущих странах с развитой рыночной экономикой. Иначе говоря, предмет изучения- отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера. Цель изучения дисциплины- понимание, углубление и систематизация знаний в области налогообложения, четкое представление о налогах, их видах и налоговой системе РФ, значение и роль налогов в системе международных экономических отношений. В методических рекомендациях учебно-методического комплекса раскрывается содержание важнейших тем курса «Налоги и налогообложение»; предлагается методика их проработки, рекомендуется соответствующая литература. В УМК также сформулированы вопросы, задания и тесты для самостоятельной работы и проверки усвоения полученных знаний.
Тема 1. Понятие и экономическая сущность налогов. Функции налогов и их взаимосвязь. Принципы и методы налогообложения Методические рекомендации: Данная тема открывает изучение курса и представляет экономическую категорию «налог» как основной источник формирования бюджета государства. В связи с этим на первом занятии необходимо уделить внимание понятию налога и сформулировать его основные признаки: обязательность платежа; индивидуальная безвозмездность; отчуждение его в денежной форме и другие. Далее необходимо сформулировать понятие сбора и его основные признаки. При этом, важно отметить существенные отличия между этими двумя понятиями согласно Налогового кодекса РФ, т.к. до принятия части первой НК РФ (с 1 января 1999 г.) понятие налога и сбора в российском налоговом законодательстве использовались как синонимы. Сущность налогов как экономической категории, их роль и общественное назначение могут быть раскрыты на основе их функций, которые показывают, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц. Выделяют фискальную, экономическую и контрольную функции налогов. При этом необходимо обратить внимание слушателей на то, что фискальная функция – основная, экономическая включает в себя ряд подфункций (регулирующую, распределительную, стимулирующую и др.), контрольная позволяет осуществлять контроль за экономической деятельностью субъектов налоговых отношений. Вторая часть темы посвящена принципам и методам налогообложения. Здесь необходимо рассмотреть сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления: экономические, юридические и организационные. А. Смит сформулировал основные принципы налогообложения, завоевавшие абсолютное признание и ставшие фундаментальными. Разработка принципов налогообложения долгое время опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов и представляла собой рекомендации государству учитывать интересы налогоплательщиков. Таким образом, общая цель занятия состоит в изучении налогов и сборов как важнейших экономических категорий, выделении их основных сущностных признаков и принципов налогообложения. Основные вопросы, рассматриваемые на занятии, включают:
Лекционная подача материала по данной теме предполагает два академических часа и логично разбивается на два блока: понятие и функции налогов; принципы и методы налогообложения. Литература к теме 1. а) нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19 июля 2009 г.) // СЗ РФ.[2] 1998. № 31. Ст. 3824; 2009. № 29. Ст. 3632. 3. Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 27 июля 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1991. № 15. Ст. 492; СЗ РФ. 2006. № 31 (часть 1). Ст. 3436.
б) основная литература: 1. Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М., 2007. 2. Налоги и налогообложение: Учебник / под ред. Д.Г. Черник. 3-е изд. М., 2006. 3. Налоги и налогообложение: Учебник / под ред. М.В. Романовского. 6-е изд. СПб., 2007. 4. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 5. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М., 2007. 6. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |