Лекция 12. Информационное обеспечение муниципального управления
Любое управление – это процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации для ее превращения в управленческое решение. Информация – это любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях. Информационные ресурсы –это отдельные документы и их массивы в архивах, фондах и банках данных и других информационных системах. Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в том числе средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные процессы – это процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информация есть связующее звеном между субъектом и объектом управления, характеризующая объект в статике и динамике. Она обладает в значительной степени свойством к саморазвитию. Основными элементами любого информационного процесса являются: источник, сообщение, канал и получатель. Источник – это тот, кто создал сообщение и несет ответственность за его полноту и достоверность. Сообщение – это информация, которую источник передает получателю. Канал – это средства связи, с помощью которых сообщение передается от источника к получателю. Информационное обеспечение включает организацию информации на всех этапах ее возникновения, преобразования, передачи и восприятия. Информационное обеспечение управления – это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее предоставления и организации в пространстве и времени, обеспечивающая решение задач в системе управления. Всю информацию, поступающую в органы МСУ можно классифицировать по следующим признакам: 1) По происхождению: официальная и неофициальная; 2) По источникам поступления: внешняя и внутренняя; 3) По периоду использования: переменная и условно постоянная; 4) По направленности применения: универсальная и специальная; 5) По качеству предоставления: качественная и некачественная; 6) По степени готовности для использования в принятии решений: первичная, вторичная и выходная; 7) По видам основных функций управления: планово-прогнозная и контрольно-учетная; 8) По формам носителя: печатная, электронная, письменная, устная, СМИ; 9) По материальным носителям: электронная, телефонная, бумажная; 10) По сферам общественной жизни: политическая, экономическая, социальная (рис.8.4.1.) Рис.8.4.1 классификация информации, поступающей в органы МСУ Особое значение для муниципального управления имеет разделение информации на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация: решение представительного органа МО, постановления и распоряжения Главы администрации, протоколы заседания коллегии, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов. Внешняя информация: местная власть может ограничиться только получением полной информации из различных источников. Основные источники внешней информации для МО (рис.8.4.2.): Рис. 8.4.2. Внешние информационные потоки муниципалитета 1. Население; 2. Общественные объединения граждан; 3. Органы государственной власти РФ и ее субъектов; 4. Союзы и ассоциации МО; 5. Немуниципальные хозяйствующие субъекты на территории МО; 6. Финансовые и кредитные организации; 7. Органы государственного и муниципального контроля и надзора; 8. Органы статистики. Вся поступающая информация фиксируется в виде документа. Совокупность всех операций с документами представляет собой делопроизводство. Документооборот – это движение документов с момента их создания до выполнения. При использовании для принятия управленческих решений учитываются следующие особенности исходной информации: 1) Исходная информация имеет погрешности; 2) Информация не всегда поступает к необходимому моменту времени; 3) Большинство принимаемых управленческих решений на стадии подготовки носит многовариантный альтернативный характер, поэтому информация должна быть достаточной и полной. Информационное обеспечение муниципального управления предполагает использование современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими. Система информационного обеспечения органов МСУ – это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающих информационные процессы в системе управления (рис.8.4.4.) Рис.8.4.4. Схема использования новых информационных технологий (НИТ) в муниципальном управлении. Структура информационных систем МО, внедрение новых информационных технологий, определяется функциями данной системы, а также перспективными задачами. Эффективность принимаемых управленческих решений зависит от их качества. Свойствами, определяющими качество управленческих решений, являются: 1. Целенаправленность; 2. Научная обоснованность; 3. Своевременность принятия управленческого решения – решение должно быть принято в момент наибольшей необходимости; 4. Непротиворечивость – согласованность с ранее принятыми решениями вышестоящих органов государственной власти; 5. Реальность – возможность осуществления на практике; 6. Полномочность; 7. Правомерность. Основная цель управленческого решения должна формулироваться в определенных количественных и качественных показателях. Управленческие решения классифицируются по следующим показателям: 1) По функциональным показателям; 2) По организации разработки; 3) По продолжительности осуществления; 4) По сфере действия; 5) По методам разработки. Письменные управленческие решения органов муниципального управления рассматриваются в качестве правовых актов, которые выражают властные начала. Правовые акты бывают нормативными и индивидуальными. Нормативные акты содержат правила, рассчитанные на неоднократное применение, на основе которых могут возникать конкретные правовые отношения. Они издаются с целью регулирования однотипных общественных отношений. Индивидуальные акты управления издаются органами управления и должностными лицами по оперативным и текущим вопросам, возникающим в процессе исполнительно-распорядительной деятельности. Процесс подготовки и реализации управленческих решений включает следующие этапы: 1. Выявление и формулирование проблемы; 2. Формирование группы по подготовке решения; 3. Сбор информации и анализ проблемы – на данном этапе на основе собранной информации проводится анализ по следующим выводам: какие изменения произошли в объекте управления, какие причины вызвали проблемную ситуацию, какими ресурсами располагает система управления, какие меры следует принять для решения проблемы; 4. Подготовка и обоснование вариантов решения проблемы; Методы выработки вариантов решения: 1) Метод аналогии; 2) Метод эксперимента; 3) Экономико-математические методы; 4) Метод имитационного моделирования; 5) Метод деловых игр; 6) Методы системного анализа. В каждом варианте решения должны определяться основные направления достижения цели, исполнители, ресурсы и сроки. На основе сопоставления предоставленных вариантов решения выбирается оптимальный вариант. Сопоставление вариантов проводится по следующим показателям: · Степень решения проблемы; · Продолжительность реализации решения; · Социальные последствия для объекта управления; 5. Выбор варианта и утверждение решения руководителем; 6. Организация исполнения решения – обеспечивается доведением решения до исполнителей, которые разрабатывают план мероприятий по его исполнению и доводят его до сведения руководителя администрации; 7. Контроль и оценка результатов исполнения решения – для этого копия управленческого решения передается в службу контроля. С помощью контроля руководитель получает информацию, позволяющую ему предупреждать возникающие неблагоприятные ситуации. Причинами корректировок решений в процессе их реализации могут быть: плохая организация исполнения решения, резкие изменения в ситуации, вызванные внешними причинами, или недоработка решения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |