Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р



2015-12-04 629 Обсуждений (0)
Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р 0.00 из 5.00 0 оценок




Анкетные данные

1.Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Школа, класс.


 

4. Национальность, родной язык, на каком язы­
ке общается в семье.

5. Приходящий или живущий в интернате.

Анамнез •

1. Данные о наличии у родителей и родственни­
ков нервно-психических, соматических заболева­
ний, речевых нарушений, особенно дислексии и
дисграфии.

2. Протекание у матери беременности в первую
и вторую половину. Выявить, не было ли травм,
резус-конфликта, воздействия химических, фи­
зических (особенно облучения) факторов, инфек­
ционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа
и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых забо­
леваний, болезней печени, почек, токсикоза в пер­
вую или во вторую половину беременности, симп­
томов угрожающего выкидыша.

3. Протекание родов у матери (в срок, досроч­
ные: в 8, 7 мес, нормально протекающие, затяж­
ные, стремительные, обезвоженные и др.), исполь­
зование стимуляции во время родов, ее характер,
длительность родов.

4. Состояние ребенка в момент рождения. На­
личие травм во время родов (переломы, кровоиз­
лияния, опухоли, асфиксии — синяя, белая), ког­
да закричал (сразу, через несколько секунд, через
несколько минут). Наличие врожденных пороков.
Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли
кормить, как сосал.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом
и психомоторном развитии ребенка (выписать из
медицинской карты или обследовать ребенка у вра­
чей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появ­
ления гуления, лепета, характер лепета, время по­
явления первых слов и фразовой речи; не было ли у


 




ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграм-матизмов; какие звуки долго произносились непра­вильно, характер неправильного произношения зву­ков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефект­ную артикуляцию в различных условиях:

— при изолированном произношении звуков;

— в слогах: открытых, закрытых, простых и со
стечением согласных;

— в начале, середине и конце слов;

— во фразах;

— в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чисто-говорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется.

Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р

1. Исследование произношения звука Р в слогах. Повторение слогов:

ДОР ТРА АТР

РА

АР

 

РО ОР ЗАР ДРО ОДР
РУ УР ГУР ГРУ УТР
РЫ ИР ВЫР КРЫ ЫДР
РЭ ЮР ЛИР МРЭ ИМР

2. Исследование произношения звука Р в словах.
Называние предметных картинок.
Предлагаются картинки, в названии которых

:шук произносится в начале, середине и конце сло­ва, при этом звук находится в различных фонети­ческих условиях.

Примерные картинки:

рак роза рука рыба

горы карандаш ведро люстра

тигр костёр помидор светофор

3. Исследование произношения звуков во фра­
зах.

Логопед предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение. На­пример:

В саду выросла черная смородина. Строители построили красивый дом. Рома раскрашивает картинку разноцветными карандашами.

Повторение скороговорок.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Карл у Клары украл кораллы.

На дворе трава, на траве дрова.

4. Исследование произношения звука Р в тек­
сте.

Чтение стихотворного текста (по программе 2 класса). Например:

ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ

Прошли дожди, апрель теплеет. Всю ночь — туман. А поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далеких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зеленый, И в серебре лесных озер Еще стройней его колонны, Еще свежее сосен кроны


Пересказ текста. Например: РЫСЬ В темном лесу, у лесной тропинки залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пят-

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?

(Н. А. Некрасов)

Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой.

 

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

 

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

(А. Фет)


нышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом — попадешь в ее когти. Она

с дерева так и бросится на добычу.

(Е. Чарушин)

ЖУРАВЛЬ

Проснулся журавль на болоте, на моховой коч­ке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!

Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмот­релся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тон­кая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, присе­дать, вертеться, в воду глядеться.

(Е. Чарушин)

Поскольку у учеников массовой школы наруша­ется произношение артикуляторно сложных зву­ков, у них прежде всего исследуется произноше­ние звуков С, С, 3, 3', Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л', Р, Р'. Результаты исследования звукопроизношения вносятся в таблицу 1.

Таблица!

 

 

Условия Исследуемые звуки
С С 3' ц III Ж Щ Ч Л Л' Р Р'
При изолиро­ванном произ­ношении                          
В слогах: — открытых без стечения согласных — закрытых без стечения согласных                          

Окончание табл. 1

 

 

Условия Исследуемые звуки
С С 3' Ц ш ж щ ч л Л' р Р'
— со стечением согласных                          
В словах: — в начале — в середине — в конце (кроме звонких)                          
Во фразах                          
В связной речи                          

Отсутствие звука обозначается в таблице про­черком. В случае замены звуков записывается звук-заместитель. В случае искажения звука со­кращенно записывается характер искажения: м/з — межзубное произношение, п/з — призуб-ное, г/з — губно-зубное, бок. — боковое, ув. — уву­лярное, вел. — велирное, шип. — шипящее, г/г — губно-губное и т. д.




2015-12-04 629 Обсуждений (0)
Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)