Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мифологические и религиозные концепции происхождения государства



2015-12-04 725 Обсуждений (0)
Мифологические и религиозные концепции происхождения государства 0.00 из 5.00 0 оценок




В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья. ( Древнегреческая теория, Древнекитайская, Древнеиндийская, Теологическая).

2) Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства. (Патерналистская теория, Патриархальная теория)

3) Органические концепции происхождения государства.

В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения. (Теория Огюста Конта, Теория Герберта Спенсера).

4) Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства.

В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические). (Теория Гуго Гроция, Теория Томаса Гоббса, Теория Джона Локка, Теория Жан-Жака Руссо).

5) Насильственные концепции происхождения государства.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. (Теория Евгения Дюринга, Теория Карла Каутского).

6) Психологические концепции происхождения государства.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д. (Теория Николая Коркунова и т.д.)

7) Марксистская концепция происхождения государства.

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. (Государство по Энгельсу, Государство по Ленину и т.д.)

8) Иные концепции.

Сущность государства.

Под государством подразумевается политическая общность, политическое единство людей, организованное под началом государственной власти.

Сущность — главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, опре­деляющее, что обусловливает его объективную необходи­мость в обществе, уяснить, почему общество не может су­ществовать и развиваться без государства. Сущность госу­дарства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.

Различают два основных подхода к сущности государ­ства:

· классовый;

· общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рас­сматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью наси­лия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественно­го компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

При рассмотрении государства в развитии прослежива­ется закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной. Наряду с этими двумя подходами к сущности госу­дарства можно еще выделить национальный, религиоз­ный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по раз­ному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу. Другие утверждали, что государство является носите­лем политической власти. Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом. Распространена также точка зрения, что государство выступает прежде всего как средство социального компро­мисса, как механизм управления делами общества. В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Иногда государство изображают как надклассовое обра­зование. Государство на самом деле выступает как инстру­мент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и ох­раняет личные и общественные интересы всех граждан общества (общесоциальная функция). Именно в этом плане государство как историческое явление имеет двойственную природу. Этот момент подчеркивал К.Маркс. Он писал, что государство выступает: как политическая форма организации обще­ства и как орудие элитарно-классового господства. Следо­вательно, существуют социальная, общечеловеческая и клас­совая стороны государства. В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает пере­растание государства в организацию всего общества, в пол­ностью правовое государство (например, в некоторых пере­довых странах Запада).

Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учи­тывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:

· это территориальная организация людей;

· им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

· создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

 



2015-12-04 725 Обсуждений (0)
Мифологические и религиозные концепции происхождения государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)