Рахит, спазмофилия, гипотрофия, атопический дерматит
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области Новокузнецкий филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения Среднего профессионального образования «Кемеровский областной медицинский колледж» Методические рекомендации Для студентов при подготовке к контрольным работам По разделу ПМ 2. «Участие в лечебных и диагностических мероприятиях», МДК 1. «Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии» Для специальности 060501 «Сестринское дело»
Новокузнецк Утверждено на заседании МК Сестринского дела и фармации Протокол № _______ от «____» ____________20__ г.
Председатель ЦК ______________ Н.В.Куртукова
Утверждено на заседании НМС Протокол № _________ от «_____» __________ 20___ г. Председатель _______________ Н.Б.Красина
Составила: преподаватель педиатрии Снежкина Л.А.
Рецензенты: О.Е. Бычкова, педиатр участковый МБЛПУ ГДКБ №4, поликлиника №2.
Н.В.Куртукова, Председатель методической комиссии сестринского дела и фармации, высшая категория
Содержание
Введение В связи с введением в учебный процесс новых ФГОС СПО для специальности 060501 «Сестринское дело», бурным развитием медицины возникла необходимость в переработке и обновлении данных методических рекомендаций. Некоторые разделы пособия были удалены, как неэффективные, некоторые расширены и дополнены, изменен список литературы. Целями создания рекомендаций является организация эффективной самостоятельной работы студентов с литературой, Задачами является систематизация и углубление знаний, содействие развитию логического мышления, формированию профессиональных и общих компетенций, творческого отношения к учебе. Данный раздел модуля характеризуется междисциплинарными связями с такими дисциплинами и модулями, как: «Проведение профилактических мероприятий», «Здоровый человек и его окружение», «Анатомия и физиология человека», «Сестринский уход в акушерстве», «Сестринский уход при заболеваниях в терапии», «Основы сестринского дела», «Латинский язык с терминологией», «Фармакология», «Психология». При работе с методическими рекомендациями студент должен знать: -причины, клинические проявления, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи пациентам детского возраста; -пути введения лекарственных препаратов; -виды реабилитации детей после перенесенных заболеваний, студент должен уметь: -готовить больного ребенка к диагностическим исследованиям, -планировать сестринский уход при различных заболеваниях у детей. Результатом освоения модуля должно явиться овладение профессиональными и общими компетенциями: ПК 1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности В пособии рекомендован порядок подготовки к контрольным работам, предложен перечень основной и дополнительной литературы, в нем содержатся различные по видам тестовые задания, ситуационные задачи с эталонами ответов и задачи для самостоятельного решения, вопросы для самоконтроля. Всего запланировано 9 контрольных работ по следующим темам: 1. Планирование сестринского ухода при заболеваниях новорожденных. 2. Планирование сестринского ухода при заболеваниях детей младшего возраста. 3. Планирование сестринского ухода при заболеваниях дыхательной и сердечно - сосудистой системы. 4. Планирование сестринского ухода при заболеваниях пищеварительной и мочевыделительной системы. 5. Планирование сестринского ухода при заболеваниях эндокринной системы и болезнях крови. 6. Планирование сестринского ухода при инфекционных заболеваниях, сопровождающихся сыпью. 7. Планирование сестринского ухода при инфекционных заболеваниях: дифтерия, менингококковая инфекция, коклюш, эпидемический паротит. Туберкулез у детей. 8. Планирование сестринского ухода при кишечных инфекциях, вирусном гепатите. 9. Планирование сестринского ухода при неотложных состояниях у детей. Контрольная работа проводится после изучения каждого раздела. Для подготовки к контрольной работе по каждой теме необходимо: - найти в словаре толкование термина, законспектировать в тетрадь или в словарик и выучить его; - подготовить ответы на вопросы для самоконтроля; - выполнить тестовые задания, провести самоконтроль, сверив с эталонами ответов; - решить ситуационную задачу, сверить по эталону ответа правильность решения; - решить ситуационные задачи из предложенных, ответ законспектировать в тетрадь; Итоговая оценка за контрольную работу выставляется по результатам оценивания каждого этапа.
Тема 1. Планирование сестринского ухода при заболеваниях новорожденных детей Цели занятия: 1. Систематизировать и углубить знания по данной теме. 2. Обобщить сведения по уходу за новорожденным ребенком. студент должен знать: -причины, клинические проявления, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи пациентам детского возраста; -пути введения лекарственных препаратов; -виды реабилитации детей после перенесенных заболеваний, студент должен уметь: -готовить больного ребенка к диагностическим исследованиям, -планировать сестринский уход при различных заболеваниях у детей. Результатом освоения данного раздела должно явиться овладение профессиональными и общими компетенциями: ПК 1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Основная литература: - Тульчинская, В. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие/ В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 380 с. – (Серия «Среднее профессиональное образование») с. 8 – 37. Дополнительная литература - Севастьянова, Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: в 2-х ч. ч.1,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севастьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»). - Медицинский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.И.Бородулина. – М: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с. - Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3-х т. [Текст] / гл. ред. Б.В.Петровский. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 464 с.
Ход работы: 1. Работа с понятиями: найдите обозначение терминов в словаре, запишите в тетрадь (приложение 1). 2. Дайте ответ на вопросы для самоконтроля: 2.1.Какие факторы риска рождения недоношенного ребенка Вы знаете? 2.2.Каковы внешние признаки недоношенности? 2.3.Перечислить признаки незрелости функциональных систем у недоношенных? 2.4.Как вскармливать недоношенного ребенка? 2.5.Какие проблемы могут возникнуть у родителей при рождении недоношенного ребенка? 2.6.Назовите принципы ухода за недоношенным ребенком в родильном доме, дома? 2.7.Каковы причины рождения детей с асфиксией? 2.8.Каковы клинические признаки асфиксии новорожденного? 2.9.Каковы критерии оценки по шкале Апгар? 2.10.Каков алгоритм оказания реанимационной помощи ребенку с асфиксией? 2.11.Каков уход за ребенком после перенесенной асфиксии? 2.12.Назовите факторы риска развития родовой травмы у детей? 2.13.Перечислите клинические признаки родовой травмы ЦНС? 2.14.Какие гнойно-септические заболевания кожи и пупка Вы знаете? 2.15.Назовите причины развития гнойно-воспалительных заболеваний кожи и пупка? 2.16.Перечислите клинические проявления заболеваний кожи? 2.17.Каковы клинические проявления сепсиса? 2.18.Какое этиотропное лечение проводят при сепсисе? 2.20.Расскажите об уходе за новорожденным при заболеваниях кожи, пупка, сепсисе? 2.21.Какова профилактика гнойно-воспалительных заболеваний новорожденного? 3. Решите тестовые задания для самоконтроля. Сравните с эталоном ответа (приложение 2). 4. Решите ситуационную задачу (приложение 3). Сравните с эталоном ответа. 5. Решите ситуационную задачу (по выбору) самостоятельно (приложение 4). Запишите решение в тетрадь. 6.Вопросы, выносимые на экзамен:
6.1.Недоношенный ребенок- причины, внешние признаки, АФО органов и систем, выхаживание, профилактика. 6.2.Асфиксия- причины, проявления болезни, лечение, уход, профилактика. 6.3.Родовая травма - виды, причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактика. 6.4.Пиодермии новорожденных- причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактика. 6.5.Сепсис новорожденного- причины, клиника, лечение, уход, профилактика. 6.6.Омфалит- причины, клиника, лечение, профилактика.
Приложение 1
Термины 1. Цианоз. 2. Кефалогематома. 3. Гипертонус. 4. Гипотонус. 5. Гиперестезия. 6. Тремор. 7. Нистагм. 8. Птоз. 9. Экзофтальм. 10. Ликвор. 11. Дегидратация. 12. Регидратация. 13. Иммобилизация. 14. Гиперемия. 15. Пиодермия. 16. Микроцефалия. 17. Сурфактант. 18. Микрофтальмия. 19. Омфалит. 20. Остеомиелит. 21. Ателектаз. 22. Лануго.
Приложение 2 Тесты
1. Перечислите критерии оценки состояния новорожденного ребенка по шкале Апгар: а) б) в) г) д) 2. Оценка по шкале Апгар проводится после рождения (выберите несколько ответов) а) сразу; б) в течение 1 мин.; в) в течение 2-ой мин.; г) через 3 мин.; д) через 5 мин. 3. При асфиксии тяжелой степени частота сердечных сокращений (выберите один ответ) а) 120; б) 100; в) 80; г) отсутствует. 4. Первый этап реанимационных мероприятий при асфиксии называется: (выберите один ответ) а) проведение ИВЛ; б) тактильная стимуляция; в) проведение оксигенотерапии; г) коррекция гемодинамических нарушений. 5. Окраска кожи при асфиксии тяжелой степени: (выберите один ответ) а) розовая; б) цианоз; в) бледность; г) желтушная. 6. Сестринский уход при асфиксии включает: (выберите несколько ответов) а) охранительный режим; б) согревание грелками; в) холод к голове; г) кормление через зонд; д) положение на животе; е) проведение массажа. 7. Положение ребенка в кувезе после перенесенной асфиксии: (выберите один ответ) а) с приподнятым головным концом; б) с приподнятым ножным концом; в) на ровной поверхности; г) на животе. 8. В основе внутричерепной родовой травмы лежит: (выберите один ответ) а) родовая опухоль; б) гипоксия мозга; в) кефалогематома; г) кровоизлияние в мозг. 9. Факторы риска развития родовой травмы: (выберите несколько ответов) а) анемия; б) гестоз беременной; в)незапланированная беременность; г) затяжные роды; д) стремительные роды. 10. К очаговым патологическим неврологическим знакам относится: (выбери те несколько ответов) а) тремор подбородка; б) желтуха; в) гипертермия; г) пронзительный крик; д) нистагм; е) птоз; ё) асимметрия лица; ж) экзофтальм. 11. Гемолитическая болезнь новорожденного – это заболевание, в основе которого лежит распад: (выберите один ответ) а) эритроцитов; б) гемоглобина; в) лейкоцитов; г) тромбоцитов. 12. Асфиксия тяжелой степени оценивается по шкале Апгар: (выберите один ответ) а) 8 б; б) 7 б; в) 4 б; г) 0 б. 13. Назовите формы гемолитической болезни новорожденного (ГБН): а) б) в) 14. Сердцебиение более 100 ударов в минуту оценивается по шкале Апгар: (Выберите один ответ) а) 1 б; б) 2 б; в) 3 б; г) 0 б. 15. Для стимуляции сердечной деятельности вводят: (выберите один ответ) а) допамин; б) мезатон; в) натрия гидрокарбонат; г) адреналин. 16. Какой степени тяжести асфиксии соответствуют следующие симптомы - бледность кожи, отсутствие дыхания, брадикардия, сниженный мышечный тонус: (выберите один ответ) а) легкой; б) средней; в) тяжелой. 17. Для профилактики сепсиса необходимо: (выберите несколько ответов) а) своевременное лечение опрелости; б) лечение омфалита; в) лечение гнойно-воспалительных заболеваний кожи; г) все вышеперечисленное верно. 18. Характерный признак гидроцефалии: (выберите один ответ) а) гнейс; б) краниотабес; в) «квадратная голова»; г) увеличение окружности головы. 19. Наиболее частый способ лечения желтушной формы гемолитической болезни новорожденного: (выберите несколько ответов) а) внутривенная инфузия растворов; б) кормление донорским молоком; в) заменное переливание крови; г) антибактериальная терапия. 20. Пиодермия – это: (выберите один ответ) а) гнойничковое поражение кожи; б) поражение костной системы; в) склеротические изменения кожи; г) цианоз кожи. 21. Входными воротами при сепсисе являются: (выберите несколько ответов) а) пупочная ранка; б) легкие; в) слизистая рта; г) кожа; д) все вышеперечисленное верно. 22. Какова тактика медсестры при выявлении гнойно-воспалительных заболеваний кожи в условиях родильного дома: (выберите несколько ответов) а) назначение антибактериальной терапии; б) обильное питье; в) обработка кожи; г) изоляция больного; д) все вышеперечисленное верно. 23. Что вызывает повышенный распад эритроцитов при ГБН: (выберите один ответ) а) антитела матери; б) антитела ребенка; в) бактерии, вирусы; г) антигены эритроцитов плода. 24. Когда можно прикладывать к груди ребенка с желтушной формой ГБН: (выберите один ответ) а) сразу после рождения; б) на 3 – 5 сутки; в) через неделю; г) не прикладывают. 25. У новорожденного ребенка с сепсисом кожные покровы: (выберите один ответ) а) розовые; б) синюшные; в) серовато-бледные; г) желтушные. 26. Факторы, способствующие развитию сепсиса: (выберите один ответ) а) недоношенность; б) иммунодефицитные состояния; в) позднее прикладывание к груди; г) все вышеперечисленное верно. 27. Сестринский уход за ребенком с опрелостями включает проведение: (выберите несколько ответов) а) воздушной ванны; б) ванны с мятой; в) соленой ванны; г) грязевой ванны. 28. Везикулопустулез – это: (выберите один ответ) а) гиперемия, слущивание эпидермиса; б) красные пятна; в) пузырьки с прозрачным и гнойным содержимым; г) крупные вялые пузыри с мутным содержимым. 29. Наиболее частой причиной омфалита является: (выберите несколько ответов) а) высокая перевязка пуповины; б) ранние излития околоплодных вод; в) асфиксия новорожденного; г) нарушение асептики при уходе за новорожденным. 30. Профилактика асфиксии и родовых травм во время беременности: (выберите несколько ответов) а) планирование беременности; б) отказ от секса во время беременности; в) снижение физической активности беременной; г) регулярное наблюдение за беременной. 31. Желтуха при гемолитической болезни новорожденного появляется: (выберите один ответ) а) на 1-е сутки; б) на 2 – 3 сутки; в) на 5 сутки; г) не появляется. Эталон ответа
Приложение 3
Ситуационная задача Ребенок родился с асфиксией средней тяжести, с оценкой по шкале Апгар – 6 б. После реанимационных мероприятий состояние улучшилось: дыхание самостоятельное, стонущее, ЧД – 42 в мин., частота сердечных сокращений – 135 в мин., тонус мышц снижен, кожа бледного цвета. Помещен в кувез. Задание: 1. Выявить нарушения жизненных потребностей ребенка. 2. Выделить проблемы пациента, выявить приоритеты. 3. Составить план ухода, с мотивацией.
Эталон ответа 1. Нарушены потребности: - дышать; - принимать пищу; - удерживать температуру тела; - выделять (соблюдать гигиену); - спокойно спать; - быть здоровым. 2. Проблемы ребенка: приоритетная проблема: - невозможно свободно дышать (стонущее дыхание); настоящие проблемы: - невозможно свободно принимать пищу; - не может удерживать температуру тела; - гипотонус мышц; потенциальные проблемы: - вторичная асфиксия (вследствие аспирации); - переохлаждение или перегревание; - пролежни; - инфицирование. 3. План ухода:
Приложение 4
Ситуационные задачи Задача № 2
Ребенок на 5 сутки после рождения с диагнозом родовая травма ЦНС. Ребенок беспокоится, стонущее дыхание, гиперестезия кожи, монотонный крик, гипертонус мышц, тремор рук и подбородка, симптом «заходящего солнца». Часто срыгивания, рвота. Стул ежедневно. Кормится через зонд. Задание: 1. Выявить нарушение потребностей. 2. Выделить проблемы (приоритетные, потенциальные). 3. Определить цели. 4. Составить план ухода с мотивацией.
Задача № 3 Вы – медицинская сестра детского отделения родильного дома. При проведении утреннего туалета у молочника 3-х дней обнаружили везикулезную, пустулезную сыпь на затылке, в паховых складках. Температура ребенка не повышена, аппетит снижен, сон беспокойный. Медицинский диагноз: Везикулопустулез. Задания: 1. Какова тактика медицинской сестры в отношении этого ребенка. 2. Выявить нарушения потребностей. 3. Выявить проблемы пациента. 4. Определить цели. 5. Составить план ухода. 6. Каковы профилактические мероприятия в родильном доме.
Задача № 4
Вы – медсестра отделения патологии новорожденных. В отделение поступил ребенок 3-х суток с диагнозом: Недоношенность III степени. При осмотре состояние тяжелое: m – 1450 г, постоянно синий, крик слабый. Отмечается гипотонус мышц. Кожа дряблая, подкожно-жировая клетчатка отсутствует. Сосательный и глотательный рефлексы отсутствуют. Мочеиспускание свободное. Стул 1-2 раза в сутки кашицеобразный. Задания: 1. Выявить нарушения потребностей ребенка. 2. Выявить проблемы, приоритеты. 3. Определить цели. 4. Составить план ухода с мотивацией. 5. Как осуществить вскармливание ребенка?
Тема 2. Планирование сестринского ухода при заболеваниях детей младшего возраста. Рахит, спазмофилия, гипотрофия, атопический дерматит.
Цели занятия: 1. Систематизировать и углубить знания по данной теме. 2. Обобщить знания по уходу за детьми при данных заболеваниях. студент должен знать: -причины, клинические проявления, методы диагностики проблем ребенка младшего возраста, организацию и оказание сестринской помощи детям младшего возраста; -пути введения лекарственных препаратов ребенку младшего возраста; -виды реабилитации детей после перенесенных заболеваний. Студент должен уметь: -готовить больного ребенка к диагностическим исследованиям, -планировать сестринский уход при различных заболеваниях у детей младшего возраста. Результатом работы с данным разделом должно явиться овладение профессиональными и общими компетенциями: ПК 1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Основная литература: - Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 380 с. (Серия «Среднее профессиональное образование»), стр. 37 – 66.
Дополнительная литература: - Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»). - Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с. - Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3-х томах [Текст]/ гл.ред. Б.В.Петровский. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 464 с.
Ход работы: 1.Работа с понятиями: найдите обозначение терминов в словаре, запишите в тетрадь (приложение 1). 2.Дайте ответы на вопросы для самоконтроля: 2.1 Назовите основные клинические проявления атопического дерматита? 2.2.Перечислите основные принципы лечения дерматита? 2.3.Дайте определение рахита. 2.4.Перечислите факторы риска развития рахита? 2.5 . Расскажите о рахитических деформациях костей у ребенка. 2.6.Назовите основные принципы лечения рахита? 2.7.Как проводится профилактика рахита? 2.8.Дайте обозначение термина спазмофилия. 2.9.Перечислите клинические симптомы спазмофилии? 2.10.Каковы принципы оказания неотложной помощи при явной спазмофилии? 2.11.Каков прогноз при спазмофилии? 2.12.Дайте определение гипотрофии. 2.13.Каковы причины развития гипотрофии? 2.14.Перечислите клинические проявления гипотрофии. 2.15.Расскажите о лечении гипотрофии. 2.16.Расскажите о диетотерапии при гипотрофии. 2.17.Какова профилактика гипотрофии. 3. Решите тестовые задания для самоконтроля, сравнить с эталоном ответа. (приложение 2). 4. Решите ситуационную задачу (приложение 3). Сравните с эталоном ответа. 5. Решите ситуационную задачу самостоятельно (по выбору), (приложение 4). Запишите решение в тетрадь. 5.Вопросы, выносимые на экзамен: 5.1.Рахит - причины, клиника, лечение, уход, профилактика. 5.2.Спазмофилия - причины, клинические проявления, неотложная помощь, уход, профилактика. 5.3.Гипотрофия - причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактика. 5.4.Атопический дерматит - причины, клинические проявления, лечение, уход, профилактика.
Приложение 1
Термины 1. Краниотабес. 2. Гипокальцемия. 3. Гиперкальцемия. 4. Гиповитаминоз. 5. Гнейс. 6. Строфулюс. 7. Дистрофия. 8. Гиподинамия. 9. Ларингоспазм. 10. Эклампсия. 11. Остеопороз. 12. Остеомаляция. 13. Гепатоспленомегалия. 14. Анорексия. 15. Ацидоз. 16. Алкалоз.
Приложение 2
Тестовые задания
1. Пиодермия – это: (выберите один ответ) а) гнойничковое поражение кожи; б) поражение костной системы; в) склеротические изменения кожи; г) цианоз кожи. 2. Чаще всего атопический дерматит у маленьких детей развивается при употреблении: (выберите один ответ) а) цитрусовых; б) шоколада, какао; в) клубники, малины; г) коровьего молока. 3. Назовите препараты для уменьшения зуда и мокнутия при атопическом дерматите: (выберите один ответ) а) аскорутин; б) супрастин, кларитин; в) раствор риванола, резорцина; г) преднизолон. 4. Симптом «географический» язык возникает при: (выберите один ответ) а) слущивании эпителия языка; б) язвочках на языке; в) трещинах на языке; г) все вышеперечисленное верно. 5. Можно ли кормить ребенка грудью при атопическом дерматите: (выберите один ответ) а) да; б) нет; в) можно, только в период стихания кожных проявлений. 6. Основное питание для ребенка на искусственном вскармливании при проявлениях атопического дерматита: (выберите один ответ) а) адаптированная смесь; б) неадаптированная кисломолочная смесь; в) рисовый отвар; г) гипоаллергенная смесь. 7. Перечислите органы лимфоидной ткани: а) б) в) г) д) 8. Дефицит массы ребенка 20 – 30% соответствует: (выберите один ответ) а) I степени гипотрофии; б) II степени гипотрофии; в) III степени гипотрофии; г) IU степени гипотрофии. 9. Какие продукты рекомендуются для коррекции: 1 – белка, 2 – жиров, 3 – углеводов (выберите несколько ответов) а) сливочное масло; б) растительное масло; в) сахарный сироп; г) конфеты; д) творог; е) фруктовый сок; ё) рыбий жир; ж) рисовый отвар. 10. Ежедневная профилактическая доза витамина Д2: (выберите один ответ) а) 100 МЕ; б) 500 МЕ; в) 1000 МЕ; г) 150-200 тыс. МЕ. 11. В каких продуктах содержится кальций: (выберите один ответ) а) молоко, творог; б) мясной фарш; в) овсяная каша; г) фруктовый сок. 12. К неспецифической профилактике рахита относится: (выберите несколько ответов) а) закаливание; б) массаж; в) загар; г) дача вит. Д2; д) прогулки на свежем воздухе. 13. Чем объяснить симптомы: рахитические «чётки», «браслетки»: (выберите один ответ) а) размягчение костей; б) разрастание остеоидной ткани; в) развитие ацидоза; г) гипокальцемия. 14. Начальные симптомы рахита: (выберите несколько ответов) а) размягчение костей черепа; б) деформация голеней; в) облысение затылка, потливость при засыпании; г)тремор, гипертонус мышц. 15. Причиной развития рахита является: (выберите один ответ) а) недостаточное поступление кальция в организм; б)недостаток железа в пище; в) дефицит вит.Д2 в организме; г)избыток поступления вит.Д2 в организм. 16. Для лечения явной спазмофилии (судорог) применяют: (выберите несколько ответов) а) препараты кальция; б) антигистаминные препараты; в) витамин Д; г) противосудорожные препараты. 17. При спазмофилии в крови развивается: (выберите один ответ) а)гипокальцемия; б) гиперкальцемия в)гипокалиемия; г) гиперкаилемия;
18. С какого возраста начинается профилактика рахита у детей: (выберите один ответ) а) в 1 месяц после рождения; б) на первом году жизни; в) с 3-х недельного возраста; г) с 2-х месячного возраста. 19. Антенатальная профилактика рахита – это: (выберите один ответ) а) прием витамина Д2 во II половине беременности; б) солнечные ванны во время беременности; в) прием витамина Д2 по время кормления грудью; г) дача витамина Д2 ребенку до 2-х летнего возраста. 20. Предрасполагающие факторы развития гипотрофии: (выберите несколько ответов) а) гиповитаминоз; б) искусственное вскармливание; в) недостаток микроэлементов; г) недоношенность. 21. Основной метод лечения гипотрофии: (выберите один ответ) а) антибактериальная терапия; б) витаминотерапия; в) диетотерапия; г) дача ферментов. 22. Уход при гипотрофии включает: (выберите несколько ответов) а) часто брать ребенка на руки; б) дробная термометрия; в) оксигенотерапия; г) тщательный уход за кожей; д) тщательный уход за слизистыми. 23. Ранними признаками развития атопического дерматита является: (выберите несколько ответов) а) упорные опрелости; б) геморрагическая сыпь; в) стоматит; г) гнейс; д) везикулопустулез. 24. Потенциальные проблемы у детей с атопическим дерматитом: (выберите несколько ответов) а) развитие бронхиальной астмы; б) задержка умственного развития; в) задержка физического развития; г) мочевой синдром; д) развитие паратрофии; е) развитие рахита; ё) развитие анемии; ж) гнойно-септические заболевания. 25. Рахитом чаще всего болеют: (выберите один ответ) а) новорожденные; б) дети первых лет жизни; в) дети школьного возраста; г) взрослые. 26. Для определения уровня кальция в моче проводят: (выберите один ответ) а) пробу по Зимницкому; б) пробу по Нечипоренко; в) пробу Сулковича; г) все вышеперечисленное верно. 27. Краниотабес – это: (выберите один ответ) а) размягчение костей черепа; б) жирные чешуйки на голове; в) кровоизлияние в головной мозг; г) лобные и теменные бугры. 28. При развитии рахита физическое развитие ребенка: (выберите один ответ) а) отстает; б) опережает; в) не влияет; г) соответствует возрасту. 29. При развитии III степени гипотрофии нервно-психическое развитие ребенка: (выберите один ответ) а) отстает; б) опережает; в) соответствует возрасту. 30. При спазмофилии в крови развивается: (выберите один ответ) а) ацидоз; б) алкалоз; в) рН крови нейтральная. 31. Рука акушера – это симптом: (выберите один ответ) а) Труссо; б) Хвостека; в) Маслова; г) Пастернацкого. 32. Ларингоспазм развивается при: (выберите один ответ) а) рефлекторном сужении голосовой щели; б) отеке связок и подсвязочного пространства; в) инородном теле голосовой щели; г) пневмонии. 33. Приступ эклампсии начинается с: (выберите один ответ) а) клонических подергиваний; б) тонических судорог конечностей; в) одновременно начинаются тонические и клонические судороги. 34. Обострение атопического дерматита связано с поступлением в организм: (выберите один ответ) а) избыточного количества аллергена; б) любого количества аллергена; в) малого количества аллергена. 35. Чем объяснить симптом «лягушачий живот» при рахите: (выберите несколько ответов) а) увеличением печени; б) гипотонией мышц; в) запорами; г) метеоризмом.
Эталон ответа
Приложение 3
Ситуационная задача
Мальчик 11 мес. находится на искусственном вскармливании с рождения. В массе тела прибавлял плохо. В настоящее время масса тела – 5200, остается в росте. Кожа сухая, дряблая, собирается в складки. Подкожно-жировой слой отсутствует везде. Ребенок безучастен к окружающему. Часто беспричинно плачет. Мышцы дряблые, атрофированы на ягодицах. Температура тела снижена. Стул неустойчивый. Масса тела при рождении – 3250 гр.
Задания: 1. Выявить степень гипотрофии. 2. Выявить нарушение потребностей. 3. Выявить проблемы больного ребенка, выделить приоритетную. 4. Поставить цели ухода. 5. Составить план ухода с мотивацией.
Эталон ответа
Эталон ответа: 1. Степень гипотрофии III ст. дефицит m – 4650 г = 47,2%. Долженствующая m = 9850 г. 2. Нарушение потребностей: - принимать пищу; - удерживать температуру тела; - выделять (соблюдать) гигиену; - спокойно спать; - быть здоровым. 3. Проблемы пациента: - сухая дряблая кожа; - снижение настроения; - снижение аппетита; - беспокойство; - атрофия мышц; - снижение температуры тела; приоритетные: - развитие гнойно-септических заболеваний; - задержка нервно-психического развития; - пролежни; - переохлаждение или перегревание. 4. План ухода:
(0.012 сек.) |