Описание процедуры внедрения контроллинга в организации
Разработаем систему контроллинга – систему управления достижением целей, которая является неотъемлемой частью управления организации. Характеристика элементов системы контроллинга в ОАО «Торгмаш» показана в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Характеристика элементов системы контроллинга
Проанализируем факторы, влияющие на объем реализуемых в организации функций контроллинга [3]. К таким факторам можно отнести: 1. ОАО «Торгмаш» является довольно крупной организацией, выпускающей более 20 видов продукции и оказывающей целый комплекс дополнительных услуг. В связи с этим возникает необходимость координации деятельности всех входящих подразделений. 2. Отсутствие эффективной системы управленческого учета. В ОАО «Торгмаш» требуется построение специальной системы информационного обеспечения управления для получения значимой информации. Служба контроллинга позволит осуществлять планирование, контроль, координацию, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. 3. Понимание Советом директоров важности и полезности внедрения функций контроллинга. 4. Необходимость определения перспектив предприятия. Это позволит сместить акцент с контроля прошлого на анализ будущего. 5. Необходимость продуманной системы действий по избежанию кризисных ситуаций. Это позволит управлять прибылью организации, обеспечивая при этом учет и контроль затрат по всем подразделениям. При создании службы контролинга в организации необходимо будет учитывать следующие требования: 1. Служба контролинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, планово-экономического отдела, отдела маркетинга и сбыта и отдела материально-технического снабжения. 2. Служба контролинга должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе. 3. Служба контролинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства организации. 4. Служба контролинга должна быть не зависимой от бухгалтерии и планово-экономического отдела. Стоит отметить, что информация, которую готовить служба контроллинга, предназначена для заместителя директора по экономике и генерального директора, поэтому целесообразно подчинить службу контроллинга напрямую заместителю генерального директора по экономике, которому также подчинен планово-экономический отдел. Более того, служба контроллинга ставится в привилегированное положение, поскольку приказом заместителя директора по экономике остальные отделы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию. Поэтому не рекомендуется подчинять службу контроллинга начальнику планово-экономического отдела или главному бухгалтеру. В ОАО «Торгмаш» аналитическая работа проводится планово-экономический отдел. В связи с этим планово-экономический отдел будет считать деятельность службы контроллинга «вторжением» на его законную территорию. Однако, основные обязанности планово-экономического отдела – это расчёт затрат и финансового результата по цехам, организации в целом, видам продукции, именно на это уходит большая часть работы, плановый отдел загружен работой и его усилия направлены не на анализ хозяйственной деятельности предприятия. В то же время в организации должна проводиться работа по улучшению экономической деятельности, т.е. должен идти процесс непрерывных улучшений. Однако отслеживать весь этот процесс на практике руководитель планово-экономического отдела не успевает из-за отсутствия времени, загруженности текущей работой. Поэтому для преодоления такой ситуации создаётся служба контроллинга. Принципиальное отличие службы контроллинга от планово-экономического отдела состоит в том, что она решает задачи улучшения экономической работы (стратегические задачи). Кроме того, аналитическая работа – это системная работа, и она требует системного подхода, работы на постоянной основе, ответственности за сроки и результаты. То же самое относится и к процессу непрерывных улучшений. Поэтому с учетом вышеприведенных требований принято решение подчинить службу контроллинга заместителю генерального директора по экономике, а бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел маркетинга и сбыта и отдел материально-технического снабжения должны будут предоставлять всю требующуюся информацию вовремя службе контроллинга. Новая организационная структура ОАО «Торгмаш» показана на рисунке 1.9.
Рисунок 1.9 – Новая организационная структура ОАО «Торгмаш» Цель деятельности службы контроллинга – информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней управления предприятием в процессе принятия ими управленческих решений. Основные функции службы контроллинга: – поддержка процесса планирования и принятия решений; – учет для целей управления; – контроль за реализацией планов; – оценка протекающих процессов; – выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения. В таблице 1.5 представлены задачи службы контроллинга.
Таблица 1.5 – Задачи службы контроллинга
На первом этапе существования служба контроллинга будет представлять собой рабочую группу из 4 человек, которая исполняет роль аналитической службы и обеспечивает заместителя директора по экономике оперативной информацией о состоянии затрат на предприятии. Она периодически составляет развернутые аналитические отчеты, прогнозирует показатели финансово-экономического положения предприятия, проводит экономическую экспертизу управленческих решений, связанных с затратами и прибылью, налаживает методику планирования в планово-экономическом отделе [7]. На рисунке 1.10 представлена структура службы контроллинга.
Рисунок 1.10 – Структура службы контроллинга
На первоначальном этапе работы службы контроллинга нет необходимости привлекать дополнительных сотрудников для сбора информации в цехах, так как заполнение аналитических форм можно возложить на их небольшую группу высококвалифицированных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом ко всей экономической информации. Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние и свой штат, для чего в каждый цех может быть назначен свой контроллер, который будет отслеживать и анализировать отклонение фактических параметров работы (прежде всего, затрат) от плановых. В таблице 1.6 представлена характеристика должностей в службе контроллинга с указанием функциональных обязанностей [8]. Таблица 1.6 – Характеристика должностей в службе контроллинга
Выделим центры финансовой ответственности по объему полномочий руководителей и обязанностей. По данному критерию выделяется 4 вида центров финансовой ответственности: центр нормативных затрат, центр управленческих затрат, центр прибыли и центр инвестиций [4]. В таблице 1.7 показано выделение центров финансовой ответственности.
Таблица 1.7 – Выделение центров финансовой ответственности
Отобразим взаимосвязь между центрами финансовой ответственности и бизнес-процессами организации на рисунке 1.11.
Рисунок 1.11 – Взаимосвязь между ЦФО и бизнес-процессами Рассмотрим этапы внедрения системы контроллинга в ОАО «Торгмаш» [6]. При внедрении системы контроллинга необходимо выполнить работы, представленные на рисунке 1.12.
Рисунок 1.12 – Этапы построения системы контроллинга Для анализа процесса внедрения контроллинга в ОАО «Торгмаш» построим сетевой график разработки системы контроллинга. Сетевой график представлен на рисунке 1.13, а легенда к рисунку показана в таблице 1.8.
Рисунок 1.13 – Сетевой график разработки системы контроллинга
Таблица 1.8 – Легенда к рисунку 1.13
Проведем анализ потребности в трудовых ресурсах по диаграмме Гантта, которая представлена на рисунке 1.14.
Рисунок 1.14 – Диаграмма Гантта
График использования трудовых ресурсов представлен на рисунке 1.15.
Рисунок 1.15 – График использования ресурсов
Из рисунка 1.15 видно, что принятие решения о внедрении службы контроллинга осуществляется тремя членами Совета директоров. Анализ системы учета, планирования, контроля выполняют 2 сотрудника во главе с начальником службы, а анализ информационного обеспечения – сотрудник по автоматизации. Работы Е, Ж, З, И выполняют только 2 сотрудника. Внедрением управленческого учета и отчетности и разработкой системы планирования будут заниматься начальник службы, специалист по управленческому учету и куратор цехов, а разработкой системы контроля – только начальник службы. Автоматизацией системы контроллинга занимаются 2 человека, причем первый – специалист отдела автоматизации. Оценку эффективности проведенных мероприятий будут проводить генеральный директор, заместитель по экономике и начальник службы.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (948)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |