Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы налогообложения в РФ



2015-12-04 370 Обсуждений (0)
Принципы налогообложения в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

· федеральные налоги и сборы;

· региональные налоги;

· местные налоги;

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

В РФ установлены следующие виды налогов и сборов:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

 

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Устанавливаются и вводятся в действе законодательством соответствующего субъекта РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и НПА представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В Севастополе, Санкт-Петербурге и Москве полномочия органов местного самоуправления по установлению и введению налогов переданы субъектам, т.е. Москве и С-Петербургу,Севастополю.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Региональные налоги (платятся в бюджет субъектов РФ) (ст.14 НК РФ):

1. Налог на имущество организаций (движимое и недвижимое имущество)

2. Налог на игорный бизнес (игровой автомат, игровой стол, касса тотализатора и т.д. – объект налогообложения)

3. Транспортный налог

Местные налоги (ст.15 НК РФ):

1.Земельный налог;

2.Налог на имущество физических лиц.

3. Торговый сбор.(может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего ФЗ)

 

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Однако далеко не во всех случаях, когда законодателем определены объекты налогообложения и порядок расчета налоговой базы, принцип обязательности экономического основания налога воплощается в жизнь. В рамках статьи на основе анализа налогового законодательства и судебной практики исследованы проблемы, касающиеся критериев определения экономического основания налога, в контексте реализации конституционных принципов.

Концентрируя внимание на фискальных соображениях, законодатель в ряде случаев пренебрегает базовыми принципами налогообложения, что в конечном счете приводит к деформации налогово-правовых норм, выражающейся в появлении двойного (в экономическом смысле) налогообложения, а также во множественности понимания и толкования правовой сущности отдельных видов налогов.

Вопрос о законности и обоснованности установления налогов широко исследуется в судебной практике и в рамках налогово-правовой доктрины. Однако позиции судов и ученых сводятся в основном к оценке соответствия предписаниям налогового законодательства механизма установления и введения того или иного налога. Вместе с тем далеко не во всех случаях экономическое основание налога адекватно и последовательно воплощено в юридический механизм его установления и взимания.

Полагаем, что принцип экономической обоснованности налогов и сборов не совсем корректно сформулирован законодателем, поскольку ни в НК РФ, ни в налогово-правовой доктрине нет ответов на вопросы, какие налоги и сборы можно считать произвольными, а какие непроизвольными, какие налоги и сборы препятствуют реализации конституционных прав граждан, а какие не препятствуют.

5.

 

Большое значение в решении социально-экономических проблем играет малый бизнес, который имеет неоспоримые преимущества перед крупным. К таким преимуществам, в частности, относятся большая мобильность и приспособляемость к потребностям рынка. Однако малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям сложно конкурировать с крупным бизнесом, особенно в странах, где велика монополизация многих видов экономической деятельности.

Эти и иные причины привели к тому, что во всех развитых странах одним из основных направлений государственной экономической политики является поддержка малого и среднего предпринимательства. Не является исключением в этой связи и Российская Федерация, о чем свидетельствуют такие программные документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года

.

С 01 января 2008 года вступил в действие новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ [10]. Он установил ряд принципиальных отличий от действовавшего ранее законодательства в плане определения субъектов малого предпринимательства и критериев отнесения к ним. В указанном законе среди особенностей нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства названы такие меры, как специальные налого-вые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых пред-приятий.

Действующая в современной России система налогообложения является существенным фактором сдерживающим развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям:

– предоставление отдельных налоговых льгот в рамках традиционной

действующей налоговой системы;

– возможность применения специальных налоговых режимов субъектами

малого предпринимательства.

В качестве недостатка поддержки традиционной налоговой системы можно выделить минимальное количество налоговых льгот и низкую эффективность их использования в интересах малого бизнеса. В настоящее время Налоговый Кодекс Российской Федерации предусматривает следующие специальные налоговые режимы: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции, патентная система налогообложения.

 

Возможность выбора системы налогообложения, учета и отчетности играет важную роль в развитии малого предпринимательства. Для вновь зарегистрированных организаций и предпринимателей предусмотрено право перехода на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления деятельности

Налог, взимаемый при упрощенной системе налогообложения, необходимо зачислять в местные бюджеты, для повышения уровня их наполнения и увеличения степени заинтересованности местных органов власти в развитии малого и среднего предпринимательства на их территории. Таким образом, совершенствование специальных налоговых режимов позволит стимулировать развитие малого предпринимательства и устранить внутренние противоречия в указанных налоговых режимах, исходя из практики их применения.

Тема 4. Налоговые органы и налоговое администрирование.

1. Понятие «система налоговых органов»: Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

2. Структура налоговых органов: Система налоговых органов в РФ имеет иерархическую структуру, высшим звеном в которой выступает Федеральная налоговая служба (ФНС), которой подчиняются территориальные налоговые органы, являющиеся, в свою очередь, нижестоящими звеньями.

Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, кᴏᴛᴏᴩый подчиняется Министерству финансов. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и оϲʙᴏбождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач. Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и оϲʙᴏбождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы. Территориальные органы ФНС- управления ФНС Рос­сии по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России (II уровень); инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня (III уровень). Они выступают в роли исполнительных налоговых органов. Территориальные органы ФНС России осуществляют контролирующие функции на местах и подчиняются вышестоящим элементам.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:
• для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
• для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
• для проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
1. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
2. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
3. производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
4. электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
5. производство и реализация продукции металлургической промышленности;
6. оказание транспортных услуг;
7. оказание услуг связи.

3. Основные функции налоговых органов:

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
• за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
• за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
• за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
• за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
• за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
• ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
• государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
• представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Функции контроля уплаты налогов осуществляют рай­онные, городские и межрайонные налоговые инспекции. Основными задачами и функциями этих инспекций являются;

1)проведение учета и регистрации налогоплательщиков (по категориям, видам налогообложения, роду деятельнос­ти и т. д.);

2)прием и проверка бухгалтерской и налоговой отчетно­сти предприятий, деклараций физических лиц;

3)проведение проверок правильности исчисления и уп­латы налогов;

4)формирование отчетности в вышестоящую налоговую службу;

5)контроль поступления налоговых платежей и анализ их динамики;

6)информирование органов государственной власти о поступлении налогов;

7) информирование налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;

4. Понятие «налоговое администрирование»: налоговое администрирование – это деятельность уполномоченных органов власти, связанная с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц. налоговое администрирование в широком смысле – это управление налоговой системой и налогообложением в целом, а в узком – деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплатой налоговых платежей.

5. Правовой статус налоговых органов:Единая централизованная система налоговых органов представлена: ФНС России - межрегиональные инспекции ФНС России – управления ФНС по субъектам РФ – территориальные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления. А также межрайонные налоговые инспекции.

Различают права и обязанности этих органов:

Так, налоговые органы обязаны:

- соблюдать нормы законодательства РФ о налогах и сборах;

- осуществлять контроль за соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;

- вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

- бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с нормами нормативных правовых актах. Порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Правовых и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или измене взысканных сумм налогов, пений и штрафов в порядке. Предусмотренном НК РФ;

- соблюдать налоговую тайну;

- направлять налогоплательщику иди налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа. А также в случаях, предусмотренных НК РФ. налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы вправе:

-требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов

-проводить налоговые проверки

-контролировать исполнение банками обязанностей

-производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены

-вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой

-приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

-требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований

-взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы

-требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации

-привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков

-вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля

-заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности

6. Органы содействующие налоговому администрированию:налоговому администрированию содействуют органы регистрации и банки. К органам регистрации относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы; органы осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности связанной с пользованием этими ресурсами (ст. 85 НК РФ). Основной обязанностью органов регистрации является предоставление налоговым органам информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля.

Банки фактически обязаны контролировать постановку налогоплательщиков на учет в налоговых органах, так как могут открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими соответствующего свидетельства. Банки также обязаны сообщать об открытии или закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия

такого счета. Кроме того, банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней с момента получения соответствующего мотивированного запроса (ст. 86 НК РФ).



2015-12-04 370 Обсуждений (0)
Принципы налогообложения в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы налогообложения в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)