Аттестация – один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Аттестация позволяет:
¾ Определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) – без этого аттестация не имеет смысла;
¾ Провести диагностику персонала;
¾ Выявить «болевые точки»;
¾ Определить ценность сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации;
¾ Обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений.
Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места. Важно, чтобы руководители организации на всех уровнях стали союзниками, вовлеченными в процесс и, следовательно, заинтересованными в успешном проведении аттестации и разделяющими ответственность.
Процесс аттестации представляет собой последовательность 4 этапов, на каждом их которых выполняется строго определенный набор действий (таблица 3).
Таблица 3. Этапы процесса аттестации и набор действий, соответствующий конкретному этапу.
|
|
Постановка цели
| Анализ ситуации в которой существует организация:
¾ цели и задачи организации
¾ темпы роста организации
¾ определение возможностей роста сотрудников внутри организации
|
|
|
| Постановка целей аттестации персонала:
¾ постановка цели процесса аттестации персонала
¾ определение выхода процесса (что будет получено по окончании)
¾ сопоставление цели аттестации и ситуации, в которой находится организация
¾ определение периода, за который проводится аттестация
¾ согласование цели с сотрудниками, вовлеченными в процесс аттестации
¾ разбиение цели на непротиворечивые подцели (возможно наличие специфических целей для разных групп аттестуемых)
¾ организации сбора, обобщения и хранения результатов (место хранения результатов)
|
Анализ ситуации
| Проверка готовности организации к аттестации:
¾ готовность различных регламентирующих документов (положение об аттестации и т.д.)
¾ подготовленность руководства к проведению аттестации
¾ расчет финансовых затрат на процесс аттестации
¾ анализ результатов предыдущих аттестаций (если проводились)
|
Выбор аттестуемых и аттестующих
| Определение работников подлежащих аттестации
¾ определение групп аттестуемых в соответствии с целью аттестации
¾ внесение в график аттестации всех членов группы без исключения (всего отдела, уровня управления и т.д.)
Определение аттестующих
¾ определение аттестующих в соответствии с целью аттестации
¾ определение состава аттестационной комиссии (если принято решение применять аттестационную комиссию)
|
Выбор критериев и стандартов
| ¾ анализ должностных инструкций аттестуемых сотрудников
¾ выявление ключевых факторов для должности
¾ подбор критериев оценки, соответствующих ключевым факторам
¾ описание критериев оценки
¾ выбор шкалы выраженности критерия
¾ описание шкалы критерия (если цифровая градация, описать какой цифре какая выраженность критерия соответствует)
¾ проверка выбранных критериев на однозначность толкования и сложность восприятия, разбиение сложных критериев на более простые
¾ разбиение критериев по степени важности, определение доступности информации по критериям, группировка критериев
¾ повторная проверка оставшихся критериев на однозначность толкования и сложность восприятия.
|
|
|
Выбор метода
| ¾ выбор метода
|
Подготовительные мероприятия
| Формирование пакета документов
¾ четко описанные цели и процедуры аттестации (Положение об аттестации или Политика по проведению аттестации)
¾ перечень критериев, по которым будет осуществляться оценка (Аттестационный лист)
¾ информация о том, кто и каким образом будет оказывать консультационную помощь при проведении аттестации
¾ план работ
Собрание линейных руководителей
¾ разъяснение целей аттестации
¾ разъяснение смысл предстоящей процедуры
¾ разъяснение пользы, которую даст аттестация линейным руководителям
Формирование окончательного пакета документов
¾ передача пакета документов на рассмотрение линейным руководителям
¾ рассмотрение замечаний линейных руководителей, внесение изменений
|
План работ
| ¾ разработка подробного план работ с указанием участников процесса;
¾ определение временных рамок прохождения этапов;
¾ расчет необходимых ресурсов;
¾ составление списка ответственных лиц за отдельные этапы и весь процесс в целом.
|
Проведение
| ¾ сбор данных
¾ оценка аттестуемых сотрудников
¾ регистрация результатов
|
Анализ и посредствующие действия
| ¾ оценка достижения целей аттестации
¾ организация хранения полученной в ходе аттестации информации
¾ составление плана действий (формирования списка сотрудников направляемых на обучение, подготовка документов и увольнение не прошедших аттестацию и т.п.)
|
2. Анализ системы управления и аттестации персонала
ООО «Лорейн»