Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики



2015-12-06 1204 Обсуждений (0)
Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок




Имея ярко выраженный междисциплинарный характер, сравнитель­ная педагогика отражает две диалектически противоречивых тенденции в развитии современного научного знания. Одна из них — растущая интеграция, усиление взаимосвязи и взаимопроникновения различных научных дисциплин, на стыках которых возникают новые отрасли наук и нередко именно там проводятся наиболее плодотворные исследова­ния. Развивается, однако, и другая тенденция. Огромный и все увели­чивающийся объем научных знаний и усложнение методов научного познания исключают возможность "универсализма". Непременным ус­ловием достижения успеха в научной деятельности является специали­зация исследователя, хотя сам характер специализации претерпевает существенные изменения.

Процессы дифференциации и интеграции научного знания протека­ют параллельно. Отпочкование одной науки от другой сопровождается их объединением на более высоком и синтезированном уровне. Это, однако, становится возможным лишь при достижении смежными нау­ками определенной степени зрелости. Междисциплинарные области социального знания приобретают статус самостоятельных наук только тогда, когда складывается значительная сумма фактического материала и теоретических тезисов о той или иной сфере общественной жизни. Эти науки можно называть по-разному — пограничные, комплексные, синтетические, интеграционные. Но главное — они не должны быть механическим объединением разноаспектных сведений. Их задача — получение нового интеграционного знания, имеющего существенное научное и практическое значение. Именно такая задача стоит перед сравнительной педагогикой.

Объективная оценка качества и эффективности образования в той или иной стране требует разработки соответствующих научно обосно­ванных критериев. Без этого сравнительное исследование не может подняться выше либо поверхностных аналогий, либо столь же поверх­ностных контрастных противопоставлений. Решение такой задачи не под силу какой-либо одной отрасли научного знания; тут непременно требуется сотрудничество представителей разных наук, в поле зрения которых оказываются те или иные проблемы образования.

Задачи широкого сопоставительного анализа тенденций развития образования в мире вынуждают компаративиста выходить за рамки традиционно сложившейся внутри педагогики специализации.

Большое место в сравнительно-педагогических исследованиях за­нимает рассмотрение явлений и проблем, относящихся к организации и управлению образованием:формы и методы управления в централизо­ванных и децентрализованных системах образования, финансирование образования, принципы организации сети учебных заведений, функции внутришкольного управления и инспектирования, место частных учеб­ных заведений в системах образования и т.п. Первостепенное значение проблем управления осознается во всем мире, поскольку становится все более очевидным, что стихийно развивающиеся и неконтролируемые социальные процессы несут в себе большую угрозу стабильное общества. На Западе уже два-три десятилетия назад развернулась ( продолжается поныне) так называемая революция менеджмента. Она прежде всего распространяется на экономику, но определенным обра­зом отражается и на решении проблем управления образованием. По­этому сопоставительный анализ попыток их решения в разных странах составляет одну из существенных задач педагогов-компаративистов.

Выявление глобальных и национальных тенденций развития обра­зования непременно требует обращения к проблемам дидактики.В свою очередь, трудно представить себе полноценное современное ди­дактическое исследование, игнорирующее концепции крупных зару­бежных дидактов или опыт модернизации учебного процесса в школах зарубежных стран. В последние годы значительное распространение получили работы, сопоставляющие объем и теоретический уровень учебных предметов в школах разных стран, а также показатели успе­ваемости учащихся. Следует особо отметить деятельность Междуна­родной ассоциации по оценке школьной успеваемости — неправительст­венной организации, объединяющей исследовательские центры 45 стран. Ее работа началась со сравнения учебных успехов школьников разных стран по математике. Первое такое исследование на материале 13 стран проводилось в 1959—1966 гг., второе (по 20 странам)— в 1981 г., в третьем обрабатывались данные за начало 1990-х гг. по 50 странам. На­чиная с сопоставления именно по математике, руководители Ассоциа­ции объясняли это тем, что, во-первых, эта дисциплина использует по­нятный во всем мире язык символов, а, во-вторых, успешность усвое­ния учащимися математики служит, по их мнению, важнейшим показа­телем современного образовательного, культурного и научного, потен­циала любой страны. Проводятся интересные сопоставления и по другим школьным дисциплинам. Такие исследования дают ценный материал, по­зволяющий обоснованно характеризовать качество школьного образова­ния в разных странах мира, что способствует адекватному определению степени эффективности отечественной системы образования.

Важным аспектом сравнительно-педагогических исследований яв­ляется сопоставление систем воспитания и социализациимолодежи в разных странах, выявление как инвариантов, так и национального свое­образия, которое в этой области проявляется особенно выразительно. В сферу интересов компаративистов входят содержание и методы нрав­ственного и гражданского воспитания учащихся, взаимодействие шко­лы, семьи и церкви в процессе социализации, роль средств массовой информации и т.п.

Широкое развитие взаимовлияния национальных культур в совре­менном мире, полиэтнический состав населения ряда государств, рост национального самосознания многих народов со всеми его противоре­чивыми последствиями — все это вызывает естественный интерес ком­паративистов к организации и эффективности деятельности учебных заведений по воспитанию молодежи в духе взаимного уважения пред­ставителей разных культур, толерантности, борьбы против расизма, ксенофобии, эгоистического и агрессивного этноцентризма.

Пристального внимания компаративистов заслуживает семейное воспитание.Роль семьи в формировании и развитии личности ребенка в наше время в известной мере уменьшается вследствие ряда причин экономического и социально-психологического характера. Тем не ме­нее семья остается важнейшим каналом связи между поколениями и существенным фактором социализации молодежи. Современная семья служит объектом исследования многих наук, от психологии и физиоло­гии до социологии и юриспруденции. Каждая из них в границах своего предмета изучает те или иные стороны развития и функционирования семьи и все они касаются так или иначе воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи. Но специально проблемы семейного воспитания изучаются в рамках педагогики с ши­роким привлечением материалов смежных наук. В эволюции семейного воспитания просматриваются некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое. Поэтому анализ соотношения общего и особенного в развитии семейного воспи­тания в современном мире входит в сферу интересов педагога-компаративиста.

Междисциплинарный характер сравнительной педагогики дает воз­можность выявить синергетический эффект совместного влияния шко­лы, семьи и других социальных институтов на формирование личности молодого человека.

По широте проблематики сравнительная педагогика близка к ис­тории педагогики,но в отличие от последней сравнительная педагоги­ка наибольшее внимание уделяет не прошлому, а современным явлени­ям и процессам.

Но если для истории педагогики главное — вертикальные сопостав­ления, т.е. изучение процессов развития образования во времени, в раз­ные исторические периоды, то в центре внимания сравнительной педа­гогики находятся сопоставления горизонтальные, предмет которых — образование в разных странах в рамках одного исторического периода. Сочетание "вертикального" и "горизонтального" подходов позволяет более глубоко и диалектично охарактеризовать рассматриваемую про­блему. Обратимся к примеру, приводимому китайскими компаративи­стами Ханли Шу и Нанчжао Чжоу: «Китайский педагог может быть до­волен значительным приростом числа школьников по сравнению с до­революционным периодом и "стократным" увеличением контингента выпускников университетов, столь ограниченного в недавнем про­шлом. Однако его энтузиазм охладеет, когда он узнает из международ­ных сравнительных исследований, что его страна все еще занимает са­мое низкое положение даже среди стран "третьего мира" по расходам на образование в процентном отношении к ВНП и по числу студентов колледжей, приходящихся на 10 тысяч жителей» [21. С. 70]. Таким об­разом, опираясь на результаты вертикальных исследований, можно го­ворить об огромных успехах в развитии образования в Китае, тогда как горизонтальные сопоставления, т.е. сравнение современной отечест­венной ситуации с другими странами, свидетельствует о сохраняю­щемся серьезном отставании Китая. Такие данные могут способство­вать реалистичному определению основных задач и направления обра­зовательной политики.

Междисциплинарный характер сравнительной педагогики обнару­живается не только в использовании материалов дидактики, теории и практики воспитания, истории педагогики. Педагогическая компарати­вистика связана также с рядом отраслей научного знания, не входящих в круг педагогических дисциплин.

Для педагога-компаративиста безусловно важное значение имеет философское осмысление исследуемых проблем.

В последние десятилетия ряды сторонников "освобождения" педа­гогов от философских влияний редеют и, напротив, все более широкое признание получает мысль, согласно которой педагогические концеп­ции неизбежно требуют философского подкрепления. Усилившееся внимание педагогов к философским обоснованиям своих концепций связано с тем, что в современном научном знании все большее значе­ние приобретает междисциплинарный подход; философия в принципе призвана служить общеметодологической основой таких исследований и способствовать синтезу их результатов.

Серьезный сопоставительный анализ общественно значимых про­блем образования немыслим без обращения к материалам социологиче­ских исследований.

В теоретических трудах современных социологов определяется ме­сто системы образования в социальной инфраструктуре, характеризу­ются формы связи образования с другими сферами общественной жиз­ни. Знакомство с их аргументацией и выводами помогает глубже уяс­нить социальные факторы, оказывающие столь значительное, а в неко­торых случаях и определяющее влияние на развитие образования в той или иной стране. Проблемы образования вписываются таким образом в широкий социальный контекст. При этом следует иметь в виду, что не­которые крупные социологи в странах Запада, проявляющие большой интерес к проблемам образования, занимают важные посты в государственном аппарате и в правлениях финансово-промышленных струк­тур, руководят научно-исследовательскими центрами и университета­ми, нередко привлекаются к участию в составлении национальных про­грамм развития просвещения.

Таким образом, сопоставляя тенденции развития образования в раз­ных странах и регионах, компаративист нередко вторгается "от имени педагогики" в смежные области научного знания. При этом он должен ясно осознавать границы своей компетенции; только дилетант самоуве­ренно полагает, что ему все доступно. Однако сравнительная педагоги­ка не только заимствует те или иные данные других наук. Развивается и обратный процесс. Полученные сравнительной педагогикой новые зна­ния используются социологами, политологами, культурологами, исто­риками с целью более глубокого понимания своих проблем. В труде группы американских компаративистов "Сравнительная педагогика" (1982) говорится: "Исследования в области сравнительной педагогики представляют значительный интерес для социологов, политологов, ан­тропологов, способствуют более глубокому пониманию широких соци­альных проблем в прошлом и настоящем" [26. Р. 4]. С этим нельзя не согласиться.



2015-12-06 1204 Обсуждений (0)
Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)