Что бы освоить азбуку организаторской деятельности необходимо, прежде всего, уточнить, а что же мы организуем? Что такое деятельность?
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Б. Ительсон). Всякая деятельность состоит из операций и действий: 1. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. 2. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Сущность организаторской деятельности и заключается в том, что лидер совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью группы. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей (Л.И.Уманский): – усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи; – подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных; – распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж, внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей; – учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование; – работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность; – итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива).
1. Выясните условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия: – выделите в задаче главное и второстепенное; – выясните время выполнения задачи; – уточните свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, – кто подчиняется тебе; – определите место выполнения задач и материальные средства, которые вам необходимы для ее выполнения; – повтори задание. 2. Подготовьтесь к выполнению задания: – изучите опыт других, посоветуйся с педагогами; – сделайте предварительную расстановку людей; – исходя из реальных возможностей, составьте план. 3. Подготовьте к выполнению задания своих товарищей: – обсудите план со всеми участниками выполнения организаторской задачи; – учтите поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, примите коллективное решение действовать. 4. Расставьте людей, учитывая их возможности: – распределите работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений; – за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое; – каждый должен знать свои права и обязанности. 5. Согласовывайте свои действия: – постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов; – поддерживайте связь с теми, кому вы подчиняетесь, получайте от них информацию обо всех изменениях в задании; – интересуйтесь опытом других выполняющих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания. 6. Обучайте и инструктируйте своих помощников: – подробно объясняйте своим помощникам их задачу на определенный период работы; – указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их; – подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организаторов в дальнейшем. 7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств: – привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников; – осуществляйте учет времени, отведенного на выполнение частей работы; – давайте оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных; – старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования. 8. Будьте внимательны в период завершения работы: – требуйте отчета о работе от своих помощников; – при возникающих затруднениях на отдельных участках – организуйте помощь; – организуйте сдачу неиспользованных материальных средств. 9. Экономно расходуйте свое время и силы: – осуществляйте руководство выполнением задания через своих помощников; – решайте самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники; – оказывайте помощь в работе на самом трудном участке. 10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем: – анализируйте работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки; – давайте оценку работы на основе конкретных результатов; – старайтесь поощрить, отметить работу своих помощников.
1. Правило наименьшего действия: «Всякое действие должно совершаться с минимально возможной затратой сил. Начиная готовить какое-то дело, попробуй, прежде всего, от него отказаться». 2. Правило заинтересованности исполнителя: «Условием действительного исполнения дела является действительная заинтересованность исполнителя в его своевременном и качественном исполнении». 3. Правило двойного контроля: «По любому действию должен быть контроль. Действия контролеров, в свою очередь, должны стимулироваться и контролироваться лидером». 4. Правило необходимой квалификации: «Выполнение дела должно поручаться тому члену организации, который обладает теоретическими знаниями для его исполнения». 5. Правило реальных возможностей: «Выполнение задания должно поручаться активисту, который сможет выполнять его в требуемое время». 6. Правило руководства по отклонениям: «Руководители вышестоящих (над исполнителями) уровней вмешиваются в ход работы только при наличии отклонений, не устраненных ответственными самостоятельно». 7.Правило использования автономии (самоуправления): «Люди всегда стремятся определять порядок своей работы. Поэтому полезно не регламентировать детально их действия, а создавать условия для того, чтобы они сами находили рациональные пути в организации своей работы».
Назначение. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре ваших организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими. Инструкция. Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ. Опросник 2. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения? 3. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить? 4. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа? 5. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений? 6. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения? 7. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня? 8. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами? 9. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства? 10. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения? 11. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной шлеи? 12. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается? 13. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика? 14. Вы обычно активны на собраниях? 15. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту? 16. Вас раздражают поручения и просьбы? 17. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям? 18. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств? 19. Вас выводит из себя, когда опаздывают? 20. К вам часто обращаются за советом или помощью? 21. У вас, в основном, получается жить по принципу «дал слово - держи»?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |