Б. Технология постановки вопросов и ответов на них
Вопрос, также как и утверждение, тезис, является мощным оружием коммуникации. Он придает коммуникации гибкость, позволяет акцентировать внимание на определенных моментах обсуждаемого, в то время как тезис, утверждение всегда относимо к более полному представлению об объекте. Вопрос является способом локального установления соответствия между некоторым конкретным, чувственным представлением об объекте и более абстрактным, теоретическим представлением о нем же. Если нет этих двух представлений, или нет необходимости в их локальном сопоставлении, то необходимость в вопросе просто не возникает. Общая форма постановки вопроса выглядит следующим образом: 1) Вообще объект устроен так-то и так-то… 2) Вы сказали про то, и про то… 3) А про это не сказали… 4) Не могли бы Вы сказать, что в Вашей мысли соответствует этому элементу… Конечно, это наиболее полная форма постановки вопроса, и не всегда ее необходимо использовать всю. Иногда сама постановка вопроса требует развернутого выступления. Чаще всего в вопросе просто указывается незаполненный элемент, без размещения его в системе представлений и без явного введения его содержательности, и вводится требования найти для него конкретный аналог в мысли автора. Но такой тип постановки вопросов оставляет очень много места для субъективной трактовки ответа. Ответ на вопрос начинается с того, что в содержании мысли отвечающего ищется часть, соответствующая элементу, о котором спрашивается. Затем высказывается ее содержание и указывается на то, что это есть ответ на данный вопрос. Заканчивается ответ фиксацией соответствия введенного содержания ответа тому, о чем спрашивалось. Тогда общая форма ответа на вопрос будет состоять в следующем: 1) В содержании моей мысли есть такая-то часть… 2) Именно она соответствует тому, о чем Вы спрашиваете… 3) Это подтверждает то-то и то-то… 4) Вопросы в коммуникации используются как на стадии понимания версии автора, так и на стадии ее критики… Особенностью вопросов на понимание является то, что и эмпирическое и теоретическое представление фиксируется из содержания версии автора. Кроме того, для проверки понимания спрашивающий сам предлагает гипотезу ответа на задаваемый им вопрос. Общая форма вопроса на понимание в этом случае состоит во фразе: «Правильно ли я понял, что…?». Тогда ответ на «вопрос на понимание» состоит в утверждении или опровержении автором гипотезы, высказанной понимающим в качестве ответа на задаваемый им вопрос. Особенностью вопроса на критику является указание на несоответствие между эмпирической и теоретической частью высказываний автора и в предложении гипотезы для устранения этого несоответствия. Общая форма критического вопроса состоит во фразе: «Будет ли более правильным если…?». Тогда ответ на «критический вопрос» состоит в утверждении или опровержении автором гипотезы усовершенствовании его точки зрения, высказанной критиком.
Собираясь выразить недовольство деятельностью человека, вспомните о следующих принципах: – критические замечания высказывайте не «за спиной» критикуемого, а ему непосредственно и желательно наедине: присутствие третьего лица усиливает защитную реакцию и усугубляет проблему; – не сравнивайте поведение данного человека с поведением других. В этом есть элемент унижения. Нужно, чтобы человек почувствовал, что он сам может сделать требуемое от него и лучше, чем до сих пор; – критикуйте лишь те действия, которые в состоянии изменить; – показывайте свое неудовольствие голосом, и ни в коем случае не гримасами; – избегайте злости и сарказма; – не начинайте свою речь с выражения: «Я уже давно хотел сказать...», а также избегай слов «всегда» и «иногда». Обычно они свидетельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых «грехах». Это затрудняет принятие критики; – не ожидайте и не требуйте открытого признания вины. Достаточно, что тебя выслушали; – не извиняйтесь за свои замечания; – если вы данного члена организации никогда не хвалили, не ожидайте, что на вашу критику он отреагирует положительно. Несколько советов, как выслушивать критические замечания: – смотрите на человека, который с тобой говорит; – сохраняйте спокойствие и дайте понять, что слушаешь; – не создавайте впечатления, что говорящий портит тебе настроение; – не шутите, не меняйте тему разговора; – не приписывайте собеседнику, чего он не говорил; – если критическое замечание высказано нестрого, не используйте этот факт как повод для полемики, а вопросами уточните, что же имелось в виду; – не предполагайте, что твой критик руководствуется скрытыми враждебными мотивами; – дайте говорящему понять, что ты его замечания понял, например, повторите их своими словами.
1. Могут ли люди верить лидеру, если он ежеминутно призывает их к большой активности, а на деле подавляет всякое проявление хорошей инициативы, если она исходит не от него лично. 2. Ребята, особенно старшеклассники, не терпят фальши, они не верят лидеру, если он говорит с ними одними лозунгами. Их может убедить только тот, кто сам лично горячо и искренне верит в то, что доказывает. 3. То, что казалось бесспорным вчера, может сегодня оказаться непригодным. Помни это, особенно во взаимодействии со сверстниками: твои последователи должны опережать тебя, противоречить тебе, даже разрушать твой труд, в то же время продолжая его. 4. Авторитет лидера создается многими факторами: отличным знанием своего дела, уважением к ребятам, высокими морально-этическими качествами. 5. Лучшего лидера всегда отличают доброжелательность, умение вступать с ребятами в широкое общение. 6. Лучше ошибиться в переоценке качеств ребят, чем в недооценке их. Лучше ошибиться в доверии, в ожидании большего, чем в недоверии, в прогнозе плохого.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (732)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |