Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ученическое самоуправление: миф или реальность



2015-12-06 2406 Обсуждений (0)
Ученическое самоуправление: миф или реальность 4.80 из 5.00 5 оценок




1. Что такое самоуправление? 2. Какие модели школьного самоуправления существуют? 3. Что такое временные творческие группы? 4. Как организовать коллективное творческое дело?

Самоуправление, по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление».

Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы – образуется новый орган самоуправления. Подход, при котором сейчас рисуется сложная структура самоуправления, а затем придумывается, чем занять каждый ее орган, – чистой воды формализм. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно, это только тогда, когда учащиеся осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем.

Собрание может проходить в различных формах, и необязательно при этом соблюдать привычный ритуал (выборы президиума, заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее интересной и эффективной формой проявления активности являются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания – ведущего данного обсуждения.

Важным элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное творческое планирование работы ученических коллективов.

Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Принятое на собрание решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания» Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения.

Наряду с постоянными органами самоуправления в ученических коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся.

Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следующее:

– создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

– решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;

– в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

– органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;

– осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Основная закономерность развития самоуправления – гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентации учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого.

Наличие групповых целей деятельности,с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой, способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Первая группа целей, которые реализуются коллективом, связана с созданием условием для нормальной учебы учащихся.

Вторая группа связана с решением проблем отношений между школьниками и организацией ими внеучебной деятельности.

Третья группа направлена на решение бытовых проблем, создания нового оборудования, украшения школы и класса и т.п.

Четвертая группа связана с участием класса в общешкольном коллективе.

Структура органов классного самоуправления адекватна перечисленным целям.

Проблему представительства класса в решении проблем общешкольного коллектива в каждой школе решают по-разному.

В настоящее время модели школьной жизни на основе ученического самоуправления можно сгруппировать следующим образом:

1. Административная модель(условное название «Школьный совет») – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов.

С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны:

1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации.

2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны:

1. Исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении.

2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического.

3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель(условное название «Ньюландия») самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны:

1. Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии.

2. Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны:

1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми учителями как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением.

2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса.

3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Совмещенная административно-игровая модель(условное название «Демократическая республика») это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т. д.).

Органы самоуправления общешкольного коллектива реализуют специфические социально-психологические функции, такие, как обеспечение межгруппового единства в коллективе школы, преемственности в работе органов самоуправления, развитие и сохранение традиций.

Республика как пример организации ученического самоуправления

Республика – форма организации жизнедеятельности детей и взрослых в образовательном учреждении.

В основе структуры Республики лежит возрастной подход к организации деятельности, и она строится по трем ступеням:

1 ступень (начальная школа) – Солнечный город.

2 ступень (среднее звено) – Город Мастеров.

3 ступень (старшее звено) – Город Юности.

Названия городов условны и определяются жителями республики. Каждый город структурно строится из ШТАТОВ (классов). ШТАТ – Школа Творчества, Активности, Трудолюбия.

Жизнедеятельность республики осуществляется согласно Конституции республики и Моральному кодексу республиканца.

Высшим органом республики является Республиканский Форум, который собирается не реже одного раза в год и решает следующие вопросы:

– утверждает Конституцию, герб и гимн республики;

– утверждает органы самоуправления; состав министерств и служб;

– вносит предложения в Республиканский план на год.

Республика имеет свой герб и гимн. Также гербы имеют города и штаты республики. Высшим органом в городах и штатах является общий сход. Руководство штатами осуществляют МЭРЫ. МЭР – Мудрый Эрудированный Руководитель.

Руководство городами осуществляют мэры городов, избираемые общим сходом, и взрослые советники, назначаемые администрацией школы. Они являются организаторами деятельности в каждой возрастной ступени.

Жизнедеятельность Республики между форумами организуют постоянные органы самоуправления, которые меняются в зависимости от потребностей и возможностей жителей республики. Работа большинства служб строится по палатам (по возрастным ступеням), руководство каждой палатой осуществляет старшеклассник-старейшина, избираемый на общем заседании службы из палаты старейшин.

Руководство Министерствами и Службами осуществляют старейшина и взрослый советник, утверждаемые Форумом из числа взрослых. Каждая палата собирается не реже одного раза в 2 недели, совет службы (руководители палат и советник) собираются раз в неделю.

Главным представителем власти в республике является Президент республики, избираемый республиканским Форумом сроком на 1 год. Президент может избираться на пост не более чем на 2 срока.

Президент осуществляет руководство республикой, несет ответственность за ее жизнедеятельность, представляет республику во всех учреждениях, организациях.

Количество и организация деятельности республиканских служб варьируется в зависимости от интересов воспитанников, воспитательных задач и выбранных школой приоритетов деятельности.

Республиканские службы представляют одновременно:

– орган детского самоуправления с правом принятия решений;

– профильное разновозрастное детское объединение.

Структура служб Республики и режим работы:

1. Любая республиканская служба объединяет делегатов от всех классов (1-2 человека) и имеет свое представительство в каждом классе, которое внутри коллектива (класса) представляет собой небольшой профильный центр (бригаду, звено, экипаж – наименование ребята определяют самостоятельно).

2. Каждая служба работает по палатам:

– палата мастеров – среднее звено (5-7 классы);

– палата старейшин – старшее звено (8-11 классы).

Каждая палата работает не реже двух раз в месяц по своей учебной программе и плану работы. При подготовке и проведении общешкольных дел палаты объединяются.

3. Общее руководство службой осуществляет организатор деятельности или любой педагог за дополнительную оплату. В разработке и осуществлении учебной программы оказывают помощь учителя-предметники или их методические объединения.

В структуре органов самоуправления республике работает ряд «Министерств» и «Ведомств».



2015-12-06 2406 Обсуждений (0)
Ученическое самоуправление: миф или реальность 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Ученическое самоуправление: миф или реальность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)