Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные виды рефлексивного слушания



2015-12-06 2422 Обсуждений (0)
Основные виды рефлексивного слушания 4.75 из 5.00 4 оценки




Вид рефлексивного ответа Ключевые фазы, цель таких ответов
Выяснение Обращение к говорящему за уточнением: «Пожалуйста, уточните это...», «В этом ли состоит проблема? Как вы понимаете?», «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Я не понимаю, что вы имеете в виду?»
Перефразирование Формулировка той же мысли иначе с целью проверки точности понимания услышанного, его смысла и идеи: «Как я понял вас...», «Как я понимаю, вы говорите о … ?», «Вы можете поправить меня, если я ... », «Другими словами ... », «Вы считаете, что ... »
Отражение чувств говорящего, его установок и эмоционального состояния Своими ответами собеседники показывают, что понимают состояние собеседников. В таких ситуациях говорящий более полно осознает свое эмоциональное состояние: «Мне кажется, что вы чувствуете ... », «Вероятно, вы чувствуете ... », «Не чувствуете ли вы себя несколько ... »
Резюмирование Подытоживание основных идей и чувств говорящего: «То, что вы в данный момент сказали, может означать ... », «Как я понял, вы хотели сказать ... », «Если подвести итог сказанного вами, то ... »

 

Восемьдесят процентов ответа на речевое обращение могут означать следующие реакции на речь и поведение собеседника:

– оценка (самая распространенная реакция ответов);

– толкование (менее распространенная по силе реакция);

– поддержка;

– уточнение;

– высказывание отношения или чувства.

Американский психотерапевт Карл Роджерс считает, что если в 40% случаев человек позволяет себе в общении один и тот же тип реакции, то его собеседник вправе думать, что этот человек ведет себя так, как всегда.

Томас Гордон выделил двенадцать категорий ответных суждений, которые могут стать барьером при общении.

Эти виды реакций разрушительны, поскольку, как правило, они мешают собеседнику, нарушают ход его мыслей, заставляют его прибегать к защите и, следовательно, вызывают у собеседника раздражение и возмущение. Говорящий начинает отстаивать свою точку зрения или стремится скрыть свои чувства и мысли вместо того, чтобы раскрыть их перед собеседником. Интервьюер, использующий суждения такого рода, скорее всего, выказывает два желания: изменить ход мыслей говорящего, переделать его самого.

Каждый начинающий акт общения должен спросить себя: «Умею ли я слушать?» Для самоконтроля умения слушать собеседника ответьте на следующие вопросы:

Как часто вы:

– легко отвлекались от разговора на что-либо постороннее;

– делали вид, что слушали или слушали из вежливости;

– реагировали на слова с эмоциональной окраской;

– перебивали собеседника;

– отвлекались от неинтересных для вас суждений;

– мечтали, когда собеседник говорил медленно;

– отмечали про себя ошибки в его сообщении, поведении, обдумывали свои идеи.

Если вы в основном были заняты этим, то, скорее всего, вы ждали своей очереди высказаться и не слушали собеседника.

Элементы невербального общения

Выражение лица (или мимика) может служить главным показателем чувств, переживаемых интервьюируемым.

Легче распознаются положительные эмоции, такие как счастье, любовь, удивление и т.д. Отрицательные эмоции (такие как печаль, гнев, отвращение) воспринимаются трудно, так как при их проявлении у респондента актуализируются психологические защиты в целях стабилизации его личности. Отрицательные эмоции лучше выражены на левой стороне лица (она контролируется центрами, расположенными в правом полушарии мозга, управляющий, как речью, так и интеллектуальной деятельностью).

Левая и правая части лица асимметричны, они могут выражать нюансы эмоций по-разному.

Обычно в нашей культуре эмоции удивления, страха, гнева, отвращения, печали, счастья ассоциируются с вполне определенной мимикой, хотя возможны и другие проявления этих эмоций в мимике.

Что могут выражать отдельные части лица? Губы особенно экспрессивны, в том числе улыбка, но на улыбку сильное влияние оказывают региональные и культурные традиции. Обычно изогнутые губы выражают сарказм или сомнение, недоверие. Сжатые губы глубокую задумчивость или решительность. Покусывание и облизывание губ выражает нервное напряжение. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, но улыбка вообще может выражать самые разные мотивы. Чрезмерная улыбчивость часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка в сочетании с приподнятыми бровями готовность подчиняться. Улыбка в сочетании с опущенными бровями чаще всего воспринимается как превосходство. Улыбка также может быть средством маскировки при ошибке или случайной встрече на улице, в таких случаях она трактуется как изъявление вежливого извинения.

Исключительно важным моментом общения является визуальный контакт и способность его установления. Перед началом беседы и после нескольких слов одного из собеседников глаза беседующих встречаются, что может говорить о взаимном интересе партнеров по общению. Во время беседы говорящий и слушающий смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд, так как слишком пристальное разглядывание вызывает неприятные ощущения, настойчивый или пристальный взгляд обычно трактуется как вмешательство в личные переживания собеседника или признак враждебности, готовность напасть, выразить агрессивность какого-либо рода.

С другой стороны, избегание взгляда может выражать смущение или отсутствие интереса к обсуждаемой теме. Люди с бегающими глазами вызывают недоверие, заставляют гадать о причине такого поведения. Визуальный контакт легче поддерживать при обсуждении приятных для собеседников тем, а при обсуждении тем неприятных мы стремимся избегать визуального контакта, что может быть выражением вежливости, понимания состояния собеседника. В конце беседы люди смотрят в глаза открыто, давая тем самым понять собеседнику, что теперь его очередь высказаться или что беседа, разговор закончены. Обычно тот, кто говорит, чаще смотрит в глаза собеседнику, чем тот, кто слушает. Таким образом, в таких ситуациях визуальный контакт выполняет функцию регуляции разговора.

Кроме указанных функций, визуальный контакт может выражать различные аспекты взаимоотношений ладей, а именно: на того, кем восхищаются, с кем установлены близкие контакты, мы склонны смотреть больше, чем на других людей, женщины больше склонны к визуальному контакту, чем мужчины.

В ситуациях соперничества чаще всего люди избегают визуального контакта с тем, чтобы их взгляд не был расценен как враждебный. Собеседники склонны смотреть на говорящего дольше, когда он на расстоянии, и меньше, вплоть до избегания, если он ближе кговорящему.

Таким образом, визуальный контакт позволяет говорящему почувствовать, что он общается с другим человеком, а также произвести благоприятное впечатление на другого человека.

Интонация, тембр голоса и другие особенности речи являются чрезвычайно информативными для интервьюера.

В разговоре, беседе интервьюер обязательно должен учитывать:

– силу и тон голоса (мягкость, громкость);

– скорость, темп речи собеседника;

– отклонения в построении фраз (например, незаконченность предложений);

– периодичность и длительность пауз;

– отбор слов.

Все это в сочетании с интерпретацией выражения лица интервьюируемого способствует пониманию ситуации общения.

Тон особенно ценен как ключ к пониманию чувств интервьюируемого. Обычно по тону голоса легко распознаются гнев и печаль, труднее - нервозность и ревность. Сила, высота голоса служат сигналами для расшифровки сообщения говорящего. Высоким голосом обычно передаются такие чувства, как энтузиазм, радость и недоверие. Гнев и страх тоже чаще всего передаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Печаль, горе, усталость, как правило, передает мягкий, приглушенный голос. В таких состояниях у говорящего можно наблюдать понижение интонации к концу фраз. Обычно громкий голос в повседневном общении характеризует экстравертированного человека, а тихий в обычных ситуациях характерен для интровертов.

Позы и жесты. То, как интервьюируемый человек сидит, стоит, ходит, двигается, жестикулирует, может служить основой понимания его чувств и установок. Если говорящий во время разговора наклоняется к собеседнику, то чаще всего это интерпретируется как проявление любезности. Если собеседник откидывается назад или разваливается, он не желает близкого неформального контакта. С таким человеком любой говорящий чувствует себя менее удобно. Обычно собеседник, ведущий себя, таким образом, занимает более высокое социальное положение (может быть, в момент общения он чувствует себя более уверенно), обычно он сидит.

Наклон тел собеседников при разговоре, в котором они чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации, различия людей в социальном статусе, от культурного уровня.

Поза собеседника, при которой корпус устремлен вперед, руки лежат на бедрах, обычно говорит о готовности сделать что-либо или о возбуждении, о стремлении отстаивать свое мнение до конца. Если собеседник кладет руку на стол, а его корпус движется вперед по направлению к партнеру по общению, то это может указывать на его неуверенность в том, насколько внимательно его слушают, то есть интервьюируемый ощущает неполноту контакта.

Положение собеседников лицом друг к другу более удобно при встрече посетителя или во время переговоров, бесед.

Женщины обычно предпочитают вести разговор, склоняясь друг к другу, в сторону собеседника или стоя рядом с собеседником, особенно если хорошо знают друг друга. Положение лицом друг к другу обычно предпочитают мужчины (кроме ситуаций соперничества). Здесь большую роль играют культурные традиции, например, американцы и англичане предпочитают располагаться сбоку от собеседника, а шведы избегают этого.

Очень важно с первых же минут беседы внимательно следить, наблюдать за любой двигательной активностью опрашиваемого. Таким образом можно почерпнуть информацию о состоянии интервьюируемого, о его личности. Если инициатор встречи находится в кабинете, а интервьюируемый приглашен туда, то вход в кабинет - важное событие для клиента. Если при этом дверь открывается ровно настолько, чтобы протиснуться боком и тут же захлопывается, то можно предположить, что интервьюируемый неуверен, робок, стесняется. В ситуациях консультирования опрашиваемый может опасаться того, чтобы кто-либо из его знакомых не узнал, не увидел, не догадался о его проблемах. Психолог в такой ситуации должен дать дополнительные заверения в неразглашении тайны консультирования, в конфиденциальности беседы. Можно предположить, что в процессе беседы потребуется поработать на повышение самооценки, на укрепление веры в себя данного человека (в рамках целей беседы).

Если при входе партнера по общению дверь распахивается до отказа, резко, то можно предположить, что: а) человек находится в состоянии аффекта, следовательно, необходимо в начале беседы снять напряжение каким-либо образом; б) человек привык доминировать, может требовать к себе особого внимания.

Если человек слишком долго закрывает дверь, держится за ее ручку, то можно предположить, что он не уверен в себе, робок, либо находится в состоянии смятения, замешательства.

Внимательное наблюдение за тем, как человек преодолевает расстояние от двери до своего места также источник важной информация для собеседника.

Если человек топчется у двери, не двигаясь с места, то можно предположить, что его одолевают сомнения в правильности своего прихода, у него отсутствует решимость взять ответственность за свои поступки на себя. В такой ситуации для психолога очень важно уметь разговорить клиента, активизировать его стремление поступать более решительно и брать ответственность на себя.

О нерешительности, скованности, неверии в свои силы может говорить тенденция прошмыгнуть как можно быстрее на свое место.

Неспешная походка говорит обычно об эгоцентризме, такой человек может требовать высокой оценки своих поступков.

Важно наблюдать также за тем, каксобеседник усаживается, устраивается и как сидит на стуле или в кресле. Если человек сидит на краешке стула, то это может говорить о том, что он в состоянии напряжения, возбуждения, готов сорваться и убежать. Для беседы лучше подбирать глубокие кресла, так как сидение в них способствует снятию напряжения и ycпокоению. Тот, кто долго устраивается в кресле, скорее всего, уверен в себе, достаточно уважает себя. Тот, кто забился в угол, скорее всего, не уверен в себе, характеризуется низкой самооценкой.

Сжатые кулаки, сплетение и расплетение пальцев говорят, скорее всего, о большом внутреннем напряжении. Откашливание, прикосновение к носу, потирание его, протирание стекол очков обычно указывают на неуверенность, опасения, стремление взять паузу, оттянуть разговор. Скрещенные руки или ноги обычно указывают на скептическую или защитную реакцию, усталость. Скрещивание лодыжек, а также стремление убрать руки под стол, в карман, за спину часто интерпретируется как тревожное ожидание неприятностей или как проявление скрытности.

Нескрещенные конечности обычно выражают более открытую установку доверия. Поза интервьюируемого, при которой его плечи раздвинуты, а подбородок поднят вверх, трактуется как уверенность в себе. Опущенные плечи и глаза, устремленные в пол, обычно воспринимаются как неуверенность в себе, низкая самооценка. Сидят, подперев ладонями подбородок, чаще всего в задумчивости.

Боковой взгляд выражает недоверие. Если взгляд отводится, возвращается вновь, то это может говорить о несогласии с говорящим или о недоверии к нему. Почесывание в затылке, ослабление воротника галстука жесты разочарования.

Те, кто стоит подбоченившись, чаще всего проявляют неповиновение или готовность приступить к работе. Руки, заведенные за голову, обычно выражают превосходство. Один палец оставлен над подбородком, остальные под подбородком практическая оценка сказанного.

Движения головой. Кивание головой обычно выражает согласие, но не всегда это может быть разрешением продолжать речь. Голова бывает наклонена, когда есть интерес к собеседнику. Легкое движение головы вперед обычно говорит о том, что мысль понята. Быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция указывают на то, что собеседник хочет высказаться. Если прежде наклоненная голова партнера по общению начинает выпрямляться, то это может говорить о том, что интерес к беседе возрастает. Если же беседа затянулась или интерес к ее теме ослабел, то собеседник начинает бросать взгляды вокруг, в потолок, откидывается, увеличивая тем самым личностную дистанцию. Скрещенные руки и ноги одновременно говорят о глубокой защите собеседника.

Для женщин в ситуациях, когда им скучно или неинтересно, характерна поза нога на ногу и покачивание ногой. Если женщина берет в руки сумочку, косметичку и начинает в ней рыться, то, скорее всего, вопрос или тема беседы ей неприятны.

Оживленное выражение лица в сочетании с в меру оживленной жестикуляцией облегчают беседу обоих собеседников. Активная жестикуляция отражает часто положительные эмоции и воспринимается как заинтересованность и дружелюбие. Чрезмерное жестикулирование может быть выражением беспокойства и неуверенности или возбуждения.

Межличностное пространство показывает, насколько близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Пространство играет в коммуникациях двойную роль: во-первых, может определять вид и сферу коммуникации, во-вторых, пространство может стать особым видом коммуникации. Обе эти роли влияют друг на друга и переходят одна в другую.

Каждый человек хочет иметь вокруг себя определенное пространство, в котором хочет быть один, и реагирует враждебно, если это его требование не выполняется. Следовательно, граница человека не оканчивается на его коже. Величина индивидуального пространства, индивидуальной территории зависит от целого ряда факторов, среди которых географические и культурные традиции, социальные аспекты, возраст собеседников, их пол и т.д. Если внешние условия вынуждают человека, чтобы он приспособил к ним величину своей индивидуальной территории, могут возникнуть и проявиться самые разнообразные реакции - от приспособления и относительно легкого принятия новой ситуации (через реакцию типа «чувствую себя неважно») вплоть до неуправляемых агрессивных действий. Можно говорить о том, что величина индивидуальной территории обусловлена интерперсональными отношениями. В беседе, интервью и других видах коммуникации психолог должен уметь выбирать оптимальное расстояние, соответствующее тем отношениям, которые сложились у него с собеседником на момент беседы для того, чтобы сделать свое общение с ним более эффективным.

В зависимости от вида взаимодействия людей, от типа сложившихся между ними взаимоотношений можно выделить четыре категория пространственных состояний, каждая из которых делится на две субкатегории: фазу близкую и фазу далекую.

1. Интимное расстояние от 0 до 0,5 м соответствует:

а) интимным отношениям;

б) спортивной встрече, рукопашному бою.

Близкая фаза (0-15 см) – насыщена различными чувственными переживаниями, детальными зрительными впечатлениями. В рамках такой дистанции общение доходит до сексуальных контактов, близкой заботы, рукопашного боя, так как она делает возможным полный физический контакт.

Далекая фаза (15-35 см) – чувственные впечатления беднее, зрительные впечатления еще деформированы. Тела уже не соприкасаются, только руки делают возможным физический контакт. На эту территорию человек допускает только ближайших людей (партнера или лучших друзей).

2. Расстояние, личное (или межличностное):

0,5м 1,2м вид взаимодействия разговор друзей с наличием физического контакта или без соприкосновений друг с другом.

Близкая фаза – (до 60 см) изменяется зрительное восприятие (дробность исчезает, а поле зрения увеличивается). На таком расстоянии стоят, например, друзья, которые сигнализируют, что они связаны друг с другом.

Далекая фаза – (0,6 м - 1,2 м) – на расстоянии «вытянутой руки», фаза коммуникационно богатая. В ней можно показать кому-то, «где его место» или завязать приятельский контакт. В ней можно говорить о личных делах. На ее дальней границе партнеры могут достать друг до друга, соприкоснуться пальцами, если оба вытянут руки.

3. Pacстояние социальное:

1,2м 3,6м тип взаимодействия неформальные социальные и деловые отношения, которые имеют тенденцию сдвига в сторону формальных отношений. Социальное расстояние делает невозможным всякий физический контакт.

Близкая фаза – (1,2-2,1 м) выступает чаще всего при обслуживании клиентов, где еще сохраняются остатки человеческих отношений. Это расстояние манипулирования.

Далекую фазу – (2,1 м - 3,6 м) можно называть «встань чуть дальше, чтобы я мог на тебя посмотреть». Она имеет место между начальниками и подчиненными. Здесь надо сохранять зрительный контакт, иначе человек «выпадает» из коммуникации. Поведение на таком расстоянии уже в значительной степени социально обусловлено и утрачивает спонтанность. Однако одновременно это такая территория, на которой люди могут вместе находиться, отдыхать или работать, не обращая внимания друг на друга.

4. Расстояние публичное (общественное):

3,6м и более вид взаимодействия соответствует обмену несколькими словами или воздержанию от общения.

Близкая фаза – (3,6 - 7,5м) из этого пространства можно уйти, если человек чувствует угрозу. Эту фазу характеризует тщательный подбор слов и их старательное выговаривание. Это ситуация учителя перед учениками и начальника перед подчиненными.

Далекая фаза – начинается от 7,5 м и создается около общественно значимых лиц; в ней находятся, например, актеры. На этой территории все уже стилизовано, и легко играть и лгать.

Интерперсональные значения расстояний находятся также под влиянием состояния, настроения собеседников, физических условий ит.д.

Как уже отмечалось выше, интерперсональное значение расстояний зависит от возраста, а именно: дети и старики предпочитают держаться ближе к собеседнику, чем молодежь и люди средних лет, которые стремятся занять более отдаленное положение при коммуникации; может зависеть от пола: женщины обычно стоят или сидят ближе к собеседнику независимо от его пола, чем мужчины; от уровня культуры, личностных особенностей: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, чем беспокойный (он держится от собеседника дальше); от общественного статуса собеседников: люди равного статуса чаще всего общаются на относительно близком расстоянии, от собеседников, которые выше по социальному положению, обычно предпочитают держаться подальше, так же как и от тех, чьи полномочия больше; от традиций: люди из Латинской Америки, Средиземноморья подходят к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

Важную роль в понимании состояния собеседника играет наблюдение за тем, как интервьюируемый манипулирует предметами, попавшими ему под руку во время разговора. Можно предположить, что если в разных положениях человек прибегает к манипулированию одними и теми же предметами похожим образом, то эти ситуации могут иметь для него какой-то общий личностный смысл.

Мимика.Художникам и фотографам известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Это объясняется тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства.

Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, в то время как отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому различия касаются лишь нюансов выражения, для опознания которых требуются высокая концентрация внимания и навыки различения. Дадим характеристику основных мимических компонентов. И начнем с глаз особенно важного органа выражения состояний, отношений, или, иными словами, «души» вечности.

Мы знаем, о чем идет речь, когда говорят о мягком, нежном или о жестком, проницательном взгляде, о пустых, без выражения, отсутствующих глазах и пр. Мы говорим о смеющихся и плачущих глазах, и мы точно отличаем нежный, ласковый, обольстительный взгляд от просительного, скользящего, отсутствующего, неподвижного. Взгляд другого может нас взволновать или захватить, взгляд может подействовать сильнее, чем множество слов. Достаточно большую информацию о состоянии личности, характера, эмоциональном реагировании на ситуацию, отношения можно получить по степени открытости глаз. Так, слишком широко открытые («вытаращенные») глаза всегда свидетельствуют об усилении так называемой оптической привязанности к миру. Часто одновременно сочетаются широко раскрытые глаза, рот и раздутые ноздри.

Это происходит всегда, когда мы бессознательно хотим получить максимум стимуляции, чтобы не ускользнули даже мельчайшие детали:

– при удивлении, неожиданности, озадаченности, удивленном восхищении (например, у детей при виде новогодней елки);

– при возникающем вдруг восторге (например, при решающем голе в напряженном футбольном матче);

– при испуге, ужасе, тайном страхе;

– в состоянии напряженного ожидания, тотальной беспомощности, неспособности понять;

– когда вдруг приходит понимание того, над чем давно размышлял.

Такое многообразие трактовки лишний раз подтверждает мысль о том, что каждый отдельный признак невербального поведения может включаться как элемент в самые различные состояния и отношения, однако сделать точный и правильный вывод об их значении можно только учитывая другие невербальные и вербальные поведенческие признаки, а также ситуацию, на фоне которой это происходит.

Полностью открытые глаза показывают выраженную открытость личности, т.е. высокую восприимчивость чувств и рассудка, постоянное безоговорочное восприятие мира, в частности:

– оживленную душевную работу с представлениями, прежде всего, при интуитивном складе;

– сон с открытыми глазами, жизнь в мире фантазий;

– открытость как доверие к людям, проявление наивности.

Следующим важным мимическим компонентом, который следует затронуть, является положение губ. Известно, что оттянутые вниз уголки рта это часть реакции на горечь, производимой с помощью треугольной мышцы, или «мышцы печали».

Уже самое маленькое изменение положения угла рта по отношению к линии рта ведет к существенным изменениям выражения. Особенно значимы наблюдения за остриями уголков рта в спокойном состоянии, а именно за тем, обнаруживают ли они однозначную тенденцию изгибаться назад-вверх или вниз, при этом не следует забывать, что освещение может легко ввести в заблуждение.

Оттянутый назад и приподнятый уголок ртаозначает в целом позитивное отношение к жизни, обычно связан с повышенным напряжением, оживленным и веселым выражением лица, частым смехом, стиранием всех складок на лбу.

Опущенный или оттянутый вниз уголок рта чаще характеризует негативное отношение к жизни, связан со слабой напряженностью, общим невеселым выражением лица.

Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики может отражать разные мотивы, поэтому следует быть осторожным в истолковании ее. Хорошо считываются:

– расслабленная улыбка, при минимальном напряжении обозначающая безоговорочное признание какой-либо ценности, находящейся вне собственной личности, спокойную радость или воспоминание о ней;

– усмешка, при которой губы закрыты и несколько напряжены, т.е. некоторое вмешательство воли, некоторая сдержанность, нет безоговорочной отдачи; чаще связана с повышенным вниманием и наличием собственного мнения о чем-либо, но без негативной установки; часто сочетается с лукавством, когда радость доставляется скрытым наблюдением, которым тихо наслаждаются. Если усмешка сопровождается смехом и опущенными уголками рта, то, вероятнее всего, за ней скрываются отрицание, обесценивание, ирония, чувство «я-то лучше знаю», может быть, злорадство;

– сладкая улыбка (мимические проявления как при реакции на сладкое, но губы несколько раздвинуты) более типична для ханжей и сентиментальных личностей, а также закоренелых льстецов, которые отвечают ею на воздействие со стороны того, кому они льстят;

– язвительная ухмылка, улыбка, больше похожая на гримасу, имеющая некоторое родство с реакцией на кислое. Значительное напряжение выдают лежащие в ее основе намерения уколоть, оскорбить, задеть.

Известно, что статические мнемические проявления истолковать адекватно намного сложнее, чем динамические. Поэтому целесообразно фиксировать и анализировать не просто само выражение лица или отдельных его частей, а реакцию на тот или иной стимул, в содействии с которой его и можно интерпретировать. Кроме того, полезно обращать внимание и на подвижность мимики.

Очень подвижная мимикаили частая смена выражений выдает быструю смену впечатлений и внутренних переживаний. Психологическое состояние такого человека быстро меняется. Для таких людей бывает характерна высокая впечатлительность и открытость жизни в сфере чувств, разнообразие переживаний, духовное богатство, гибко-многообразная внутренняя жизнь. Вместе с тем им может быть присущ недостаток внутренней дисциплины, несамостоятельность, внушаемость.

Малоподвижная мимика или редкая смена выражений указывает на постоянство внутренних процессов, сдержанность, основательность, зрелость переживаний, внутренний покой, уравновешенность, стабильность, несклонность к колебаниям, но в то же время и на духовную бедность, пустоту, слабость напряжения (слабость побуждений и темперамента), тупость, апатию, скуку, вялость, полное равнодушие, часто связанное с депрессией, угнетенностью, печалью, меланхолией.

Таким образом, по мимике мы можем определить эмоциональное состояние, настроение, отношение к партнеру по общению, а также темперамент, жизненные установки, ведущие черты характера, истинность вербального сообщения и т.д. Но суждение выносится только тогда, когда несколько сигналов мимики и других частей тела едины по своей сути, направлены в одну сторону.

Жесты.Под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук. Анализируя жесты, можно узнать об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состояниях. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то качестве наблюдаемого человека. Поэтому жест можно рассматривать как выразительное движение, а не только как проявление спонтанной активности человека.

«Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Конечно, человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания».

Движения человеческого тела могут совершаться в вертикальных, горизонтальных, наклонных плоскостях. Все движения тела происходят от вращения рычагов. У русских жестов это рычаг плеча и предплечья. Радиус движения русских жестов: вся рука от плеча или предплечья, предплечье или кисть руки. У людей, вступающих в общение, нет органов, запечатлевающих движение в трехмерном пространстве и времени. В процессе общения то или иное движение может быть запечатлено лишь в одной из плоскостей. Поэтому описание жеста может идти по пути:

а) указания органа, выполняющего движение;

б) его направленности;

в) цикличности, этапности в совершении действия-движения;

г) его отношения к положению человеческого тела в пространстве.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные на груди руки указывают на скептическую, защитную установку, тенденцию к дистанцированию или выжиданию, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоят, подбоченившись, люди, демонстрирующие неповиновение или, наоборот, готовность приступить к работе.

Спрятанные за спину руки выражают отсутствие готовности к активному поведению, действию, стеснение, робость или задумчивость. Если же этот жест сочетается с развернутыми оттянутыми плечами, приподнятым подбородком, с жестким взглядом сверху вниз, при этом поза носит достаточно застывший характер, то он может быть оценен как превосходство, доминирование.

Постоянно спрятанные в карманы руки можно расценивать как потерю непосредственности в общении, неуверенность, стремление к самоподдержке. В том же случае, если этот жест появляется как реакция на какой-то внешний стимул, очень важным признаком являются быстрота и напряженность движений: если руки убираются в карман вяло, не спеша, то это может быть признаком потери интереса или переживаемой скуки, если быстро, резко, то враждебности, оппозиционности.

Руки, сжатые в кулак, могут свидетельствовать как о потребности в самоутверждении, демонстрации силы и власти, так и о стремлении совладать со своим волнением или страхом.

Руки, закрывающие лицо или его часть, могут быть как признаком стыда, желания скрыть что-то, спрятаться, так и показателем печали, задумчивости, возникающих затруднений.

Важными элементами анализа жестов являются характер и направление движения рук. Так, потирание рук обычно сопровождает приятные переживания, вызванные чьими-то словами или собственными мыслями; перебирание руками бус, цепочки, четок, карандашей, ручек часто связано с необходимостью сосредоточиться, скрыть затруднения или волнение, а сам факт взятия какого-то предмета в руки может быть истолкован как духовное захватывание либо переживание сомнений, беспомощности, робости, стыда.

Направление движений рук от себя означает отдаление, отрицание, отказ; к себе приближение, притягивание; вниз подавление, принижение, доминирование; вверх отпускание, подчинение, возвышение. Эта сторона жестикуляции бывает чрезвычайно полезна при истолковании вербальных сообщений, сопровождающихся жестами.

Во время разговора люди постоянно поворачивают голову. Несмотря на то, что кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего ободряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Не нужно забывать и о том, что на интерпретацию жестов влияют такие факторы, как одежда (иногда люди, носящие плохо сидящую или тесную одежду, скованны в своих движениях, и это оказывает влияние на выразительность языка их тела), физическое здоровье (если у человека слабое рукопожатие, то можно сделать вывод о слабости его характера, но если у человека артрит суставов руки, то он будет использовать слабое рукопожатие, чтобы предохранить руку от боли), социальный статус (человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный или не чувствующий себя профессионалом человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения), возраст (быстрота некоторых жестов и их очевидность для глаза зависит от возраста человека).

Поза, посадка и положение ног. Поза это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1000. Под влиянием культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются, причем только некоторые из них могут быть однозначно истолкованы. В целом позы могут выполнять две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде (паре). Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров по отношению друг к другу. Изменения поз, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. Такую позу могут принимать люди, чувствующие себя спокойно и раскованно, а также люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент



2015-12-06 2422 Обсуждений (0)
Основные виды рефлексивного слушания 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Основные виды рефлексивного слушания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)