Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правила производства по уголовным делам о преступ­лениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. Учитывая это, УПК РФ не ограничивается формулой общего понятия предмета доказывания по уголовным делам, а определяет обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних (ст. 421 УПК) наряду с обстоятель-

\i ствами, указанными в ст. 73 УПК. Развернутая регламентация предмета доказывания по этим делам является существенной гарантией всесторон­него исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия судопроиз­водства.

Установление точного возраста несовершеннолетнего (п. 1 ч. 1 ст. 421) -

| одна из важных задач следователя и суда. Соответствующие данные необ­ходимы для:



а) установления личности обвиняемого и решения вопроса о возможно­сти привлечения его к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);

б) определения возможности совершения конкретного деяния с учетом физических способностей несовершеннолетнего (например, способности оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т. п.);

в) скорейшего практического осуществления особых правил судопроиз­водства по уголовному делу;

г) учета возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;

д) обеспечения применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельст­вах, назначении принудительных мер воспитательного воздействия и др. (гл. 14 УК РФ).

Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в ст. 128 УПК, лицо должно считаться достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответствен­ность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток. Причем день достижения того или иного возраста определяется в зависимости от того, какая возрас­тная группа (14, 16 или 18 лет) имеет уголовно-правовое или процессуаль­ное значение.

Раздел IV. Производство по отдельным категориям уголовных дел...

Источником сведений об этих данных является свидетельство о рож­дении либо общегражданский паспорт. Поэтому в тех случаях, когда лицо, задержанное на месте происшествия, имеет при себе иные доку­менты, его возраст должен быть установлен на основании указанных документов.

При отсутствии официальных документов либо невозможности по раз­личным причинам получить их копии (дубликат), а также в случае сомне­ний относительно подлинности документа, удостоверяющего возраст несо­вершеннолетнего, обязательно назначается судебно-медицинская эксперти­за (ст. 196 УПК). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены вопросы: каков в настоящее время возраст представлен­ного для обследования подозреваемого (обвиняемого); достиг ли обследуе­мый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (указываются число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего или 18-летнего возраста.

В случаях определения возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при исчислении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экс­пертами минимального возраста лица.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК) требуется для всестороннего изучения физического и психи­ческого состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с от­ношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению соверше­ния других преступлений и об ответственности родителей или воспитате­лей. Вот почему следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически зани­мается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, имеет ли обвиняемый имущество, самостоятельный заработок и в каком размере, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытес­нялся ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заме­няющих их лиц, соблюдены ли права несовершеннолетнего при приватиза­ции жилья и последующих сделках с ним, при получении наследства или дарении.

При выяснении условий учебы или работы следователь, суд устанав­ливают: в какой школе (обычной, вспомогательной) учится несовер­шеннолетний, в каком классе, каковы его успеваемость, поведение, принимал ли участие в общественной жизни школы, с кем дружит, при-

Глава XXXII. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних 575

менялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие про­ступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует вы­яснить, когда и по каким причинам оставил работу и учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы требуется проверить, на­сколько обоснованна эта мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить: уволился он по собственному желанию или его уволили за проступки, какие меры воспитательного характера принимала администрация до его увольнения, как реагировали родители на оставление работы; не вовлекался ли он в запрещенный законом биз­нес (например, в выпуск порнографических изданий и т. п.). В случае, если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу-бизнесе в нарушение законов о труде, выяснять, кто, на каких условиях устраи­вал его на работу в казино, ночные дискотеки, бары, эротические сало­ны и т. п. заведения.

Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать, употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где он до­бывал деньги, совершал ли в состоянии наркотического или алкогольного опьянения правонарушения. Требуется установить лиц, виновных в вовле­чении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщест­венных действий (в занятие проституцией, бродяжничеством или попро­шайничеством и т. п.), и решить вопрос о привлечении их к уголовной от­ветственности.

Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют су­щественное значение следующие обстоятельства: совершал ли он ранее преступления, когда и какие; за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как дол­го, как вел себя в местах лишения свободы; не предоставлялась ли ему от­срочка исполнения приговора и т. д.; находился ли в специальных воспита­тельных учреждениях, когда, за что, сколько времени; состоит ли на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; привлекался ли к административной ответственности.

Данные о влиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК) составляют самостоятельную группу обстоя­тельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учи­тывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в пре­ступную или иную антиобщественную деятельность. При этом следует учитывать, что уголовная ответственность взрослых наступает как при условии их осведомленности о несовершеннолетнем возрасте вовлекае­мого лица, так и в тех случаях, когда по обстоятельствам дела они могли это предвидеть.

Раздел IV. Производство по отдельным категориям уголовных дел...

Названное обстоятельство выясняется также в отношении несовершен­нолетних, но «старших по возрасту», поскольку и они могут вовлечь млад­ших по возрасту лиц в совершение преступления.

Учитывая, что совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетне­го относится к обстоятельствам, смягчающим наказание (ст. 61 У К РФ), при производстве по уголовному делу следует установить характер приме­ненного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения.

Выявление данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также установ­ление, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и на­рушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умст­венного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслитель­ной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осоз­навать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии.

В случае необходимости исследования особенностей психики несовер­шеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота, слепота и т. п.), по делу назначаются комплексная психолого-психиатрическая или медико-психологическая экспертиза.

Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматривается как кон­кретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может ис­пытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в опредмечивании конкретных мотивов и т. п. Поэтому в слу­чае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, преду­смотренного ч. 1-2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психиче­ском развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осозна­вать фактический характер и общественную опасность своих действии (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответст-

Глава XXXII. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

венности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7