Оригинал взят у skyruk в История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.
Итак, шашки развивались – и в процессе развития сталкивались с другими играми. Их пересечение с шахматами было неизбежно. Мюррей недоумевал, почему шашки после своего появления ещё больше полувека прозябали в безвестности, оставаясь местечковым английским и французским развлечением. Но никакой загадки в этом нет: всё «странное и важное», произошедшее с шашками в XVI веке, сводится к двум вещам: появлением дамки и переносом игры с сетчатого поля на шахматную доску. В конечном итоге это «великое переселение» произошло, но не сразу. Где это случилось – в мавританской Испании или на Ближнем Востоке, сегодня тайна, покрытая мраком.
Эммануил Ласкер называл шашки «матерью шахматной игры», но это лишь красивая метафора: шашки – не более чем шаловливая младшая сестра, та, про которых люди говорят: «из молодых да ранняя». И шахматы, бесспорно, повлияли на её становление. Но и обратный процесс имел место быть!
Арабский шатрандж (а до него – индийская чатуранга) были играми неторопливыми. До сегодняшнего времени свои ходы без изменений сохранили только кони и ладьи, причём, ладья («колесница») была единственной дальнобойной фигурой – остальные ходили на одну-две клетки. Были и другие, более занятные различия. Так ферзь ходил только на одну клетку по диагонали в любом направлении – это была самая слабая фигура, не считая пешек. Слон ходил похоже: на одну клетку по диагонали в любом направлении или на одну клетку по вертикали вперёд – этот ход символически обозначал ноги и хобот слона.
Вероятно, от этой фигуры произошёл «серебряный генерал» в японских сёги и, как нечто противоположное ему, «золотой генерал». В тайских шахматах «макрук» и камбоджийских «ок-чатранг» так до сих пор ходит фигура «кон» или «тон» («дворянин» или «маска»), аналогичная шахматному слону. Поэтому в шатрандже не было разнопольных слонов. Белая диагональ, чёрная – им было по барабану: индийская игральная доска (аштапада) вообще была ОДНОЦВЕТНОЙ.
То есть, доски «в шашечку» встречались и раньше (даже в древнем Риме), но разметка выполняла роль декоративную, а не функциональную. При таких тихоходных фигурах игроки прекрасно обходились без неё (а если, скажем, затевалась партия в сатуранкам, она ещё и мешала). Характерная чёрно-белая разметка нужна прежде всего в играх, где есть дальнобойные диагональные фигуры: на раскрашенной доске не в пример удобнее отслеживать направление длинного косого удара. В шахматах она понадобилась только с появлением стремительного европейского слона и всемогущего ферзя, поэтому большинство исследователей считают, что двуцветная доска – европейское изобретение. А до того шашки пытались мигрировать на старую доску.
Сенегальские, шашки, турецкие Дама, армянские Тама, курдские Таме, осетинские Кены – все эти игры с ортогональным движением в оригинальном варианте играются на однотонной, не раскрашенной доске, чем подтверждается относительная древность этих систем: их переход на аштападу состоялся намного раньше, может, даже в глубокой древности. Поставленные в клетки, фишки чаще всего автоматически теряли все диагональные ходы. Игра вернулась к ритму и механике движения римских латрункулей, и только схема взятия осталась модерновой – прыжком через фишку противника. В такой игре на шахматной доске 8х8 с каждой стороны участвует по 16 фишек: этого достаточно для заполнения двух рядов. Что касается начальной расстановки, то каждый народ руководствовался своими соображениями.
СЕНЕГАЛЬСКИЕ ШАШКИ
Сенегальские шашки наверное, самые древние из поздних ортогональных систем: в них много архаичных черт, оставшихся от алькуерка. Игра ведётся на доске 5х6 клеток. У каждого игрока по 14 фишек, которые в начале размещают так, чтобы на доске остались только два незанятых поля посередине. Начинают белые. Фишки ходят и рубят только в ортогональном направлении – вперёд и в обе стороны, ходить и рубить назад и по диагонали запрещено. Взятие обязательно.
Самое любопытное правило сенегальских шашек касается последней горизонтали. Шашка на ней не становится дамкой, а снимается с доски, ибо назад ходить нельзя. Вследствие этого игра развёрнута в другую плоскость: раз нет смысла стремиться вперёд, нужно как можно дольше оставаться в центре игрового поля. Игра заканчивается, когда все фишки одного из игроков продвинутся за фишки противника и потеряют возможность рубить. Выигрывает тот, у кого на доске остаётся больше фишек.
Из-под этой маски очень явственно проглядывает старый добрый алькуерк. Возможно, сенегальские шашки – одна из первых попыток вернуть игру с мельничной сетки обратно на клетчатое поле, не очень удачная, но вполне показательная. Вряд ли даже в Сенегале держатся за эту устаревшую систему: я не встречал ни одной фотографии, ни одного рисунка реального набора для игры, хотя в Сети существует несколько программ для игры в Сенегальские шашки (если кликнуть по рисунку - попадёте на страницу загрузки).
ДАМА (ТУРЕЦКИЕ ШАШКИ)
В странах Ближнего Востока – Ливане, Сирии, Египте, Иордании, а также в Турции и Греции эту игру называют «Türk damasi» или «Dama oyunu». Шашки «Дама» являются основным представителем игр с «прямой», ортогональной системой движения фишек. Кстати, в традиционных турецких шашечных наборах фишки – высокие конические фигурки. Дамку («dam») при превращении принято заменять фишкой другого цвета, хотя у опытных игроков считается в подобном случае хорошим тоном полагаться на память.
* У каждого игрока по 16 фишек.
* Расстановка: в две непрерывных линии на второй и третьей горизонталях. Начинают белые.
* Фишка ходит ортогонально, только вперёд, вправо или влево.
* Взятие шашечного типа – прыжком на свободное поле за фишкой противника, при этом взятие обязательно. Бить назад запрещено. На восьмой горизонтали фишка превращается в дамку.
* Дамка дальнобойная, бьёт ортогонально на любом расстоянии (если следующее за шашкой поле свободно), останавливаясь после взятия на любой свободной клетке за сбитой шашкой. Как и простая шашка, дамка может за один ход побить несколько шашек.
* Шашка становится дамкой только после завершения хода. Если она попадает на восьмую горизонталь в результате взятия и может бить дальше как простая шашка, она продолжает бить – и становится дамкой только по завершении хода. Продолжить бить как дамка на этом же ходу она не может.
* Из нескольких вариантов взятия игрок обязан выбрать тот, при котором берётся наибольшее количество шашек противника. Это относится и к шашкам, и к дамкам.
* Если есть несколько вариантов боя с равным количеством взятых шашек, игрок вправе выбрать любой из них.
* В турецких шашках разрешён «турецкий удар» (собственно, поэтому он так и называется). При серии взятий шашки снимаются с доски одна за другой сразу по ходу боя (единственное, что при этом дамка не имеет права во время ударного хода изменить его направление на противоположное, то есть на 180°). При «турецком ударе» шашка может посетить одно поле и дважды, и трижды. Более того: немедленное удаление срубленных фишек может даже открыть новые пути для продолжения серии взятия, которые до её начала были недоступны. Это страшное оружие в руках умелого игрока. Чем читать мои объяснения, лучше один раз посмотрите видео, и вы поймёте сами, почему «турецкий удар» запрещён в большинстве шашечных игр
* Если в конце игры сделано 25 последовательных ходов дамкой без взятия, объявляется ничья. Если на доске остались две дамки разного цвета – тоже объявляется ничья.
* Если в конце игры у одного игрока осталась дамка, а у другого простая шашка, то выигрывает партию игрок с дамкой.
ТАМА (АРМЯНСКИЕ ШАШКИ)
Исконно Тама – армянские шашки, однако сегодня даже в Армении более распространены турецкие правила, ибо армянские земли долгое время находились под турецким владычеством (турецкие шашки несколько проще армянских). Многие армяне из-за притеснений и гонений мигрировали в европейские страны – Францию, Бельгию, Нидерланды, где сформировали национальные общины, в которых сохранились оригинальные правила армянских шашек. Доска, расстановка и количество фишек в них аналогичны таковым в турецких шашках - на вид они ничем не отличаются. Основные же отличия таковы:
* Фишка в Тама сохранила и ортогональное, и диагональное движение. Простая фишка ходит на одно соседнее поле вперёд и вбок, дамка такая же дальнобойная, как в турецких шашках.
* Захват фишки противника производится только по ортогонали – рубить по диагонали не разрешено.
* В Тама запрещён «турецкий удар». Чтобы избежать его, при серии взятий каждую побитую шашку противника принято переворачивать по ходу взятия, чтобы не перескочить дважды за один ход через одну и ту же шашку.
* Если шашка достигает последней горизонтали при взятии, она может этим же ходом продолжать бой уже как дамка.
КЕНЫ (ОСЕТИНСКИЕ ШАШКИ)
Несмотря на то, что сегодня количество фишек, расстановка и общая система движения в осетинских шашках совпадают с армянскими и турецкими, Кены довольно сильно отличаются от них следующим:
* Простая фишка (здесь она именуется «кен», а дамка – «перец») ходит ортогонально прямо и вбок, и может перескакивать через стоящую рядом СВОЮ фишку, если клетка за нею свободна (подобного нет ни в каких других известных шашках).
* Рубка назад разрешена.
* Взятие в кенах НЕ обязательно.
* «Турецкий удар» запрещён.
* «Правило большинства» в кенах отсутствует: игрок может выбрать любой из нескольких вариантов взятия – наибольшее количество шашек рубить не обязательно.
* Если в течение десяти ходов не было ни одной жертвы, то партия считается ничейной.
Однако самое любопытное в кенах – их эволюция. Сквозь напластования нововведений явно проступает более древняя архаичная система, адаптированная под позднюю шахматную. Так англичанин М.Винтер и чех Милош Заплетай утверждают, что в «старые кены» играли на перекрестьях ортогональной сетки 7х7 или 9х9, причём, количество фишек было 21+21 (или 27+27). При начальной расстановке игроки заполняли три первые и последние горизонтали. Фишка могла ходить вперёд не только по вертикали и горизонтали, но также и по диагонали. Превращения не было – фишка, достигшая последней горизонтали, оставалась на ней, однако сохраняла возможность ходить вправо-влево и рубить (в том числе назад). То есть, в виде «старых кенов» перед нами снова предстаёт несколько модифицированный алькуерк.
С переходом на шахматную доску количество фишек уменьшилось, а правила сделались тождественными армянским и турецким. Расстановка на второй и третей горизонталях является неким компромиссом: если ранее игра велась на малых досках (6х8 или 7х7), то при переходе на индийский стандарт это позволило игрокам сохранить наработанную тактику. Всё это позволяет предположить, что окончательный переход шашечной игры с линейной сетки на шахматную доску на Кавказе и в Причерноморье случился примерно около X-XI веков, незадолго до начала массовой миграции армян в Европу, то есть, если эти шашки и не оформились в самостоятельные игры одновременно с алькуерком, то возникли ненамного позднее.
Всё бы ничего, да только эти двое исследователей ссылаются друг на друга и не приводят первоисточника, откуда взяли все эти сведения, поэтому очень может быть, что «старые кены» существуют только в их головах.
ГОТИЧЕСКИЕ ШАШКИ
Любопытный вариант ортогональной шашечной игры приводит разработчик настольных игр Уэйн Шмиттерберг в своей книге «Новые правила классических игр».
* Игра ведётся на стандартной доске 8х8 с обычной шахматной раскраской.
* У каждого играющего по 16 фишек. Расстановка – в два ряда на двух первых горизонталях.
* Простые фишки могут двигаться только по диагонали вперёд, дамки тоже могут двигаться только по диагонали, однако захватывать и те и другие могут и диагонально, и ортогонально (то есть, сочетание ортогональных и диагональных ходов и взятий полностью противоположно армянским шашкам). Простая фишка рубит вперёд или в сторону, дамка – на любое количество клеток по диагонали и ортогонали в любом направлении.
* Захват НЕ обязателен.
* Из нескольких серий взятий игрок обязан выбрать вариант с наибольшим количеством срубленных фишек.
Пожалуй, самая необычная особенность готических шашек состоит в том, что каждая сторона имеет две непересекающихся группы фишек, будто на доске сражаются две армии из белопольных и чернопольных шахматных слонов. Поэтому, в отличие от всех прочих разновидностей ортогональных шашек, шахматная раскраска доски в готических шашках имеет значение: как бы фишка ни ходила и ни рубила, до тех пор, пока она не стала дамкой, она остаётся на поле своего цвета. Я не знаю, насколько стара эта игра, а также не знаю, разработал её Шмиттерберг сам или у кого-то подсмотрел, и я понятия не имею, почему эти шашки автор называет «готическими», но игра в любом случае весьма и весьма любопытная.
Большинство ортогональных вариантов шашек – мощные, жёсткие игровые системы с сильным прессингом и непривычной грубоватой комбинаторикой, совершенно чуждой европейскому шашисту. В этих играх принято разыгрывать медлительные, разветвлённые дебюты, активно жертвовать фишки, расчищая дорогу для проведения фишки в дамки. Однако поскольку расстановка в турецких шашках линейная, а не мозаичная, и фишкам доступны все поля, игроку надо быть особенно осторожным при любом размене, ибо очень легко попасть впросак, забыв о наличии горизонтального движения. Поскольку на доске задействованы все 64 поля, дамка здесь – гораздо более могучая фигура, которая при наличии «турецкого удара» превращается в какой-то бешеный пылесос. При этом проведение в дамки своей фишки далеко не всегда является адекватным ответом, поэтому в теории турецких шашек немало места отводится тактике её поимки. В отличие от европейских, диагональных шашек в турецких двух дамок обычно достаточно, чтобы поймать одну.