Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Классификация прав и свобод




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация прав и свобод человека может происходить по различным критериям.
По способам конституционного формулирования: позитивный и негативный способы.

  • Позитивный способ - это установление или констатация обладанием определенного права данного субъекта (каждый имеет право...).
  • Негативный способ - конституционное запрещение субъекту нарушать или ограничивать определенное право, свободу (никто не вправе...).

По субъектному составу: индивидуальные и коллективные.

  • Индивидуальные права, свободы и обязанности являются приоритетными. Их особенность заключается в том, что они могут осуществляться и защищаться индивидуально.
  • Коллективные права по своей природе не могут быть осуществлены и защищены индивидуально. Это, например, право на забастовку, субъектами которой могут быть трудовые коллективы, общественно-корпоративные организации, профсоюзы и т.д. К коллективным относятся права национальных меньшинств.

По юридической природе: основные и дополнительные (производные от основных) права и свободы.

  • Основными правами являются право на жизнь (ч. 1 ст. 20) (гражданские), право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) (политические), на частную собственность (экономические).
  • Дополнительные (производные) от этих прав - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41), на образование, отдых (социальные), право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32) (политические), на образование и доступ к культурным ценностям (культурные).

Значение имеет классификация прав и свобод человека по содержанию. Здесь имеют место различные группировки конституционных норм. Наиболее часто встречается следующая классификация прав:



1. Личные (гражданские) права.

Это важнейшие конституционные права и свободы. Они относятся к естественным и неотъемлемым правам личности, поэтому распространяются не только на граждан государства, но и на всех лиц, проживающих на его территории. Институт личных прав и свобод исторически сформировался ранее других. Эти права составляют основу правового статуса человека, рассматриваются, как свобода человека принимать решения независимо от государства. Борьба с нарушением личных прав и свобод является обязанностью государства, составляет сферу уголовного и административного права. К важнейшим правам этой группы относятся: право на жизнь (ч. 1 ст. 20); достоинство личности (ч. 1 ст. 21); неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23); неприкосновенность жилища (ст. 25); свобода совести и вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ст. 29) и др. Особое место в структуре личных прав и свобод занимают также уголовно-правовые и процессуальные гарантии личности (ст. 19-25; ст. 45-56). Причем, как следует из нормы ч. 3 ст. 56, многие из этой группы прав и свобод не подлежат ограничению.

2. Политические права и свободы.

Политические права и свободы граждан связаны в первую очередь с возможностью реализации властных полномочий через участие в управлении государством, через свободу в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления и непосредственное участие в их деятельности. Эти права предоставляют возможность доступа к государственной службе, право на объединение, участие в политических движениях и деятельности политических партий, свободу собраний, манифестаций, петицией и т.д. Необходимо отметить, что политические права и свободы могут реализовываться как индивидуально, так и через коллективные объединения граждан. Одним из важнейших в этой группе выступает право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это право является основным. Оно представлено в виде совокупности различных прав и свобод и раскрывается через конкретизирующие его права, закрепленные в других частях данной статьи. В первую очередь это касается совокупности избирательных прав граждан (ч. 2, 3 ст. 3; ч. 2, 3. ст. 32; ч. 1, 2 ст. 81; п. "в" ст. 84; ч. 1 ст. 97 и др.). Однако законодатель отказался давать развернутую характеристику избирательных прав и избирательной системы в целом на уровне Основного Закона, как это было в советский период, закрепив это право за федеральными конституционными и федеральными законами (ч. 4 ст. 81; ч. 2 ст. 96; ч. 2 ст. 135 и др.).

Важной в этой группе прав является норма, закрепленная в ч. 4 ст. 32, согласно которой граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. В развитие данной конституционной нормы в июле 1995 г. был принят Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", в котором получили развитие конституционные принципы госслужбы, сформулированы основы правового положения государственного служащего.

Другими политическими правами являются право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30); свобода собраний и манифестаций (ст. 31), право "петицией", т.е. личных, индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), свобода массовой информации, запрет цензуры (ч. 5 ст. 29) и др.

3. Социально-экономические права.

Это те права, которые позволяют человеку в процессе производства материальных ценностей получать гарантии и государственную защиту своей экономической свободы и социальной сферы своих интересов. На первом месте здесь стоит право частной собственности и согласно ст. 34 право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Однако институт частной собственности относится к основным правам человека, что находило отражение в документах всех демократических стран. Так, в Декларации прав человека - отмечалось, что право на собственность - неприкосновенное и священное (ст. 17). Частная собственность является необходимым условием рыночных отношений и демократического гражданского общества. Собственник может осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и не нарушающую права других лиц.

С правом частной собственности непосредственно связаны и другие экономические права, в частности свобода предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34), запрет на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), право наследования (ч. 4 ст. 35) и др.

К этой же группе примыкают нормы трудового права и связанные с ними социальные права и свободы (ст. 37 и др.). Основными принципами здесь выступают свобода труда (ч. 1 ст. 37) и реализация права на труд как работу по найму на основании трудового договора - контракта.

Важную роль в этой группе прав и свобод человека играют конституционные нормы о праве на социальное обеспечение (ст. 39), охрану здоровья (ст. 41), здоровую и благоприятную окружающую среду (ст. 42), образование (ст. 43) и др.

4. Социально-культурные (духовные) права.

Эти права оформились в конституционном праве сравнительно недавно. Одновременно государство принимает на себя функции по защите исключительных прав граждан на результаты интеллектуальной деятельности, используя для этого административный или судебный порядок рассмотрения споров.

Важными нормами являются: право каждого на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44), право на приобщение к культурным ценностям, право на бесплатное пользование архивными и библиотечными фондами, право на развитие культуры в соответствии со своей этнической принадлежностью. Развитию социально-культурных прав и свобод способствует политика финансовой поддержки учреждений культуры и образования, введения налоговых льгот этих учреждений.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7