Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организационные формы сотрудничества конституционных судов




1. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля

В течение последних десяти лет в мире резко увеличилось число конституционных судов. В Европе это связано, прежде всего, с крушением системы тоталитаризма в бывших социали­стических странах. Создание конституционных судов в них, так же как и в Андорре, Южно-Африканской Республике, стало сво­его рода символом приверженности правовому государству, ува­жению прав и свобод человека.

По сути, в современных условиях, как правильно отмечал председатель Конституционного Суда Венгрии Л. Шольом на Х Конференции европейских конституционных судов, начался новый этап развития судебного конституционного контроля. В странах посттоталитарной системы конституционные суды при­званы играть особую роль в решении специфических проблем переходного периода в строительстве демократии, правового го­сударства, в обеспечении социальных, экономических и других прав и свобод человека. Речь идет о таких проблемах, как реаби­литация репрессированных народов и лиц, осуществление права народов и наций на самоопределение, право национальных меньшинств на автономию, реституция собственности, доступ к информации о бывших агентах спецслужб и их отчетах, запрет бывшим функционерам компартий занимать государственные должности (законы о люстрации) и т.д.




Конституционные суды являются важным фактором ста­бильности в обществе и государстве. Острые политические про­блемы в новых демократиях благодаря им могут и должны ре­шаться в конституционном поле, в рамках и на основе консти­туции, а не так, как в прошлом, когда политика доминировала над правом, конституцией, законом.

Как отмечалось на Х Конференции европейских конститу­ционных судов, при всем различии государств "зрелой" и "молодой", "новой" демократии нельзя не видеть общих проблем, встающих перед всеми конституционным судами, возможности и необходимости взаимного обмена опытом, а не только вос­приятия "молодыми" конституционными судами опыта судов стран с прочно устоявшимися демократическими и правовыми традициями.

Конституционные суды третьего поколения могут опереться на опыт европейского конституционного судопроизводства, в том числе на опыт конституционных судов второго поколения, т.е. конституционных судов Германии, Италии, Испании, Пор­тугалии, Греции и др. В этом смысле для них "переходный пе­риод" становится намного короче. В принципе, новые конститу­ционные суды могут за несколько лет пройти тот же путь разви­тия, на который их предшественникам потребовались десятилетия.

Перед всеми конституционными судами стоит задача — по­высить свою роль в конституционном обеспечении правового регулирования процессов европейской интеграции, развития технологий в обмене информацией, генной инженерии, сохра­нении благоприятной окружающей среды, в эффективной защи­те прав национальных и иных меньшинств, прав беженцев и вынужденных переселенцев в условиях межэтнических и иных конфликтов и т.д.

2. Организационные формы сотрудничества конституционных судов

Интеграции конституционных судов на недискриминацион­ной основе служат различные формы их сотрудничества.

Конференция европейских конституционных судов. В 1972 году Конституционный Суд Югославии впервые пригласил председа­телей конституционных судов Австрии, Италии и ФРГ на кон­ференцию для обмена опытом в осуществлении судебного кон­ституционного контроля. В дальнейшем подобные встречи стали


регулярными и проводились каждые три года поочередно в каж­дой из стран при постоянном расширении круга участников. Всего в 1972—1996 гг. состоялось десять таких форумов, которые стали именоваться Конференциями европейских конституцион­ных судов.

В настоящее время Конференция европейских конституцион­ных судов представляет собой признанную организационную форму международного сотрудничества национальных органов судебного конституционного контроля, имеющую руководящий орган, раз­личные статусы членства и определенные правила процедуры.

По общему соглашению существуют лишь формальные кри­терии приема конституционных судов в члены Конференции:

суд, подающий заявление о приеме, должен, во-первых, быть полностью независимым от законодательной и исполнительной власти, во-вторых, обладать полномочиями по нормоконтролю и отмене неконституционных положений, кроме того, он должен быть действующим, т.е. иметь соответствующую практику.

Руководящим органом Конференции, который решает во­просы членства и организационные вопросы, является совеща­ние председателей конституционных судов и эквивалентных им органов, имеющих статус полноправных членов. В период между Конференциями координирующие функции выполняет предсе­датель конституционного суда, который принимает следующую Конференцию.

В деятельности Конференции наряду с полноправными чле­нами принимают участие конституционные суды, являющиеся ассоциированными членами, конституционные суды со статусом наблюдателей и различные международные организации — гости Конференции. Конференция следует неписаным правилам про­цедуры, устанавливаемым на совещаниях председателей консти­туционных судов.

Полноправными членами Конференции европейских консти­туционных судов в настоящее время являются конституционные суды или эквивалентные им органы конституционного контроля 17 европейских стран — Конституционный Суд Австрии, Консти­туционный Суд Андорры, Арбитражный Суд Бельгии, Конститу­ционный Суд Венгрии, Федеральный Конституционный Суд Гер­мании, Конституционный Суд Испании, Конституционный Суд Италии, Верховный Суд Кипра, Конституционный Трибунал Польши, Конституционный Трибунал Португалии, Конституци­онный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Ру­мынии, Конституционный Суд Словении, Конституционный Суд


Турции, Конституционный Совет Франции, Конституционный Суд Хорватии, Федеральный Суд Швейцарии. Статус ассоциирован­ных членов имеют конституционные суды 8 европейских стран — Конституционный Суд Республики Беларусь, Конституционный Суд Боснии и Герцеговины, Конституционный Суд Болгарии, Конституционный Суд Литвы, Конституционный Суд Македо­нии, Конституционный Суд Мальты, Конституционный Суд Сло­вакии, Конституционный Суд Чехии.

5—8 мая 1996 года в Будапеште прошла Х Конференция европейских конституционных судов.

В Х Конференции европейских конституционных судов приняли участие делегации всех полноправных и ассоциированных членов во главе с предсе­дателями соответствующих судов и около двух десятков делегаций со стату­сом наблюдателей и гостей.

На рассмотрение Х Конференции были вынесены две основные темы:

"Свобода выражения мнений применительно к средствам массовой инфор­мации в судебной практике конституционных судов " и " Разделение властей в судебной практике конституционных судов". На пленарных заседаниях Конференции были заслушаны подготовленные Конституционным Судом Венгрии обобщающие доклады, состоялись выступления с национальными докладами и общая дискуссия. Конференция также заслушала и обсудила доклад Венецианской комиссии Совета Европы о ее деятельности и созда­нии компьютерного банка данных по вопросам судебной практики конститу­ционных судов.

Местом проведения в 1999 году XI Конференции европейских конститу­ционных судов определена Польша.

Европейская комиссия за демократию через право. Значитель­ную роль в сотрудничестве европейских конституционных судов играет Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия), созданная под эгидой Совета Европы в 1990 году. В работе Комиссии участвуют представители более 40 государств — членов Совета Европы в качестве полноправных членов, а также иных государств в качестве ассоциированных членов, наблюдателей и гостей.

Венецианская комиссия по своим уставным задачам является консультативным органом по конституционным вопросам. В своей деятельности она уделяет большое внимание судебному конституционному контролю.

Созданный ею Центр документации по конституционному правосудию издает Бюллетень практики конституционного пра­восудия в Европе и формирует соответствующую компьютерную базу данных.

Под патронажем Венецианской комиссии в рамках програм­мы Совета Европы "Университеты демократии" (УниДем) про­


водятся семинары, посвященные конституционному правосу­дию. Такие семинары были проведены в Румынии (Бухарест), Хорватии (Бриони), Армении (Ереван), Грузии (Тбилиси). Раз­личные аспекты конституционного правосудия затрагивались в докладах и выступлениях участников других семинаров, посвя­щенных проблемам демократии (Турция), конфедерализма (Греция), конституционным гарантиям средств массовой ин­формации (Кипр), территориальной целостности, автономии и защите прав национальных меньшинств (Швейцария), консти­туционным основам рыночной экономики (Россия).

Иные формы сотрудничества конституционных судов. Сотруд­ничество конституционных судов осуществляется в форме реа­лизации договоров об обменах делегациями на двусторонней основе, проведения совместных научно-практических конфе­ренций, симпозиумов, "круглых столов" и т.д.

Значительный вклад в развитие сотрудничества конституцион­ных судов вносят общественные центры и фонды — фонд К. Аденауэра (ФРГ), "Центр за демократию" фонда семьи Ферча, Менторская группа (США, Гарвардский университет). В частно­сти, Центр за демократию ежегодно проводит встречи председате­лей высших судебных инстанций ("Международная судебная кон­ференция"). Фондом К. Аденауэра были организованы семинары по проблемам конституционного правосудия в ФРГ, Италии, Рос­сии, Менторской группой — ряд встреч по обсуждению проблем конституционного правосудия в России. Материалы всех встреч и конференций публикуются в соответствующих изданиях.

Обмену опытом по проблемам судебного конституционного контроля способствуют сравнительно-правовые исследования. Такого рода исследования организуют и проводят Венецианская комиссия, ряд научных центров Германии, Франции, США и других стран.

На Х Конференции европейских конституционных судов от­мечалась положительная работа группы по изучению конституци­онного судопроизводства, работающая в Эк-ан-Провансе (Франция) под руководством профессора Фаворо, которая на ре­гулярной основе проводит коллоквиумы с участием конституци­онных судей, а также семинары в Йельском университете (США), в которых также принимают участие конституционные судьи.

Ведущими журналами, публикующими решения, обзоры ре­шений конституционных судов и другие материалы, касающиеся их деятельности, являются: Human Rights Law Journal; East European Case Reporter of Constitutional Law; Journal of Constitutional Law in Eastern and Central Europe; East European


Constitutional Review; Revue universelle des droits de 1'homme;

Annuaire International de Justice Constitutionnelle; Bulletin on Constitutional Case-Law (издается также на французском языке), (Venice Commission); Europaishe Grundrechte Zeitschrift, Консти­туционное право: восточноевропейское обозрение.

Наднациональное сходство конституционной юрисдикции (естественно, при сохранении независимости национального конституционного судопроизводства) сплачивает конституцион­ные суды гораздо сильнее, чем особенности и различия право­вых систем в странах "зрелой" и "новой" демократии.

В современный период в условиях европейской и мировой интеграции конституционные суды решают общую, глобальную задачу формирования общего конституционного мировоззрения, общей конституционной культуры, не ограниченной националь­ными рамками и политическими программами, проблемы уни­версализации конституционного правосудия, создания своеоб­разной единой технологии методов и средств осуществления су­дебного конституционного контроля. Этому процессу все более способствуют и международные судебные органы — Междуна­родный Суд в Гааге, Суд Европейских Сообществ в Люксембур­ге, Европейская комиссия и Европейский Суд по правам чело­века в Страсбурге, другие межрегиональные суды. Не исключено и создание в перспективе специальных судов по правам человека в Содружестве Независимых Государств и в других сообществах (странах Балтии, на Балканах).


Список основных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России (ст. 104, 109, 110, 115, 117, 119, 12110, 163-1651) //Ведомости Верхов­ного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст.1303; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 29. Ст.395;

1991. № 22. Ст.776; 1992. № 20. Ст. 1084; 1993. № 2. Ст.55.

Закон РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР" //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 20. Ст. 1017.

Постановление Съезда народных депутатов РСФСР "Об избрании судей Конституционного Суда РСФСР" //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1450.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 декабря 1991 года "Об обеспечении деятельности судей Конституционного Суда РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1757.

Постановление Президиума Верховного Совета Российской Феде­рации "Об описании и образце мантии для судей Конституционного Суда Российской Федерации" //Ведомости Верховного Совета Россий­ской Федерации. 1992. № 24. Ст.1311.

Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 1992 года "О присвоении высшего квалификационного класса судьям Конституци­онного Суда Российской Федерации" //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 5. Ст.258.


Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" //Собрание актов Пре­зидента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст.3921.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голо­сованием 12 декабря 1993 года (ст. 83, 93, 100, 102, 104, 125, 128).

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" //Собрание законода­тельства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст.1447.

Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст.3921.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О су­дебной системе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст.1.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Ведомо­сти Федерального Собрания Российской Федерации. 1997. № 7. Ст.265.

Закон Российской Федерации от 17 января 1992 года "О прокурату­ре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 сентября 1995 года // Собрание законодательства Российской Феде­рации. 1995. № 47. Ст.4472.

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе су­дей в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года //Собрание законодательства Российской Федера­ции. 1995. № 26. Ст.2399.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1996 года "О государственной охране" //Собрание законодательства Российской Фе­дерации. 1996. № 22. Ст.2594.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации. Утвержден постановлением Государственной Думы от 25 марта 1994 года, с изменениями и дополнениями //Ведомости Феде­рального Собрания Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 160; Собра­ние законодательства Российской Федерации. 1997. № 17. Ст. 1970.

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утвержден постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 года, с изменениями и дополнениями //Собрание законодательст­ва Российской Федерации. 1996. № 7. Ст.655.

Постановление Совета Федерации от 25 октября 1994 года "О по­рядке приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 28. Ст. 2930.


Указ Президента Российской Федерации "О присвоении высшего квалификационного класса судьям Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.

№ 10. Ст.867.

Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 года "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Кон­ституционном Суде Российской Федерации" //Собрание законодатель­ства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1635.

Указ Президента Российской Федерации от 5 июля 1995 года "Об утверждении Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федера­ции" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28.

Ст. 2641.

Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание законода­тельства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст.3668.

Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995 года "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.

№ 38. Ст.3670.

Распоряжение Президента Российской Федерации об информаци­онных системах Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1993 года //Ведомости Съезда народных депутатов и Вер­ховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст.2223.

Постановление Правительства -Российской Федерации от 27 апреля

1995 года "Об утверждении Положения о порядке назначения и выпла­ты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке" с изменениями и дополнениями от 6 марта 1996 года //Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 1995. № 18. Ст.1685; 1996. № 12. Ст.1127.

Постановление Правительства Российской Федерации от б марта

1996 года "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставле­нием судьям Конституционного Суда Российской Федерации и сотруд­никам его аппарата 50-процентной скидки при оплате жилой площади, коммунальных и иных услуг" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1126.

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Принят на пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федера­ции 1 марта 1995 года.


Литература'

1. Аметистов Э. Защита социальных прав человека в Конститу­ционном Суде Российской Федерации: первые итоги и даль­нейшие перспективы //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 4. С.13—33.

2. Баишев Ж. Судебная защита конституций. — Алма-Ата: 1994.

3. Белкин А.А. Комментарии к решениям Конституционного Суда Российской Федерации. 1992—1993. — Спб.: 1994.

4. Белкин А.А. Конституционная охрана. Три направления рос­сийской идеологии и практики. — Спб.: 1995.

5. Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ //Советское государство и право. 1989. № 1. С. 102—108.

6. Бланкенагель А. "Детство, отрочество, юность" российского Конституционного Суда.— М.: 1996. 122с.

7. Боботов С.В. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика //Советское государство и пра­во. 1989.№З.С.115-120.

8. Боботов С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). — М.: 1994.

9. Боботов С.В. Правосудие во Франции. — М.: 1994.

10. Боброва ff.A., Насырова Т.Я. Высшая юридическая сила кон­ституционных норм. Конституционный контроль и надзор //Политико-правовые средства обеспечения перестройки.— Казань: 1990. С.68-69.

11. Ведерников Н. Конституционный Суд и правовая защита кон­ституционного строя //Конституционный вестник. 1991. № 8.

12. ВенгеровА-Б. Конституционный контроль в СССР //Правоведение. 1970. № 3. С.32-42.

13. Витрук ff.B. Вступительная статья //Федеральный конститу­ционный закон "О Конституционном Суде Российской Фе­дерации". Комментарий. — М.: 1996. С.3—19.

14. Витрук ff.B. Конституционное правосудие (Судебное конститу­ционное право и процесс) //Право и жизнь. 19%. № 10. С. 133— 141.

' Опубликованной на русском языке.


15. Витрук ff.B. Конституционный Суд Российской Фе пвУ на защите основных (конституционных) прав и свой^*^111*^

дан //Права человека и правоохранительная леятр4^"^" - Волгоград: 1995. С.8-14. Деятельность.

16. Витрук Н. Законодательные полномочия конституционны* судов //Конституционный контроль и Демократическиепоо-цессы в новых независимых государствах. Сборникматеоиа-лов международного семинара (Ереван. 16—18nirrofma1996г.). - Ереван: 1996. С.235-243."«ч-яоря

17. Гаджиев Г.А., Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Рос­сийской Федерации: становление и проблемы //Государство и право. 1993.№ 7.

18. Гаджиев Г.А. Конституционный Суд в российской государст­венности //Этнополитический вестник. 1994. № 1. С.89—102.

19. Галмаи Г. Опыт конституционного правосудия в Венгрии (итоги двух лет) //Государство и право. 1993. № 9. С.63—73.

20. Дябло В.К. Судебная охрана конституций в буржуазных госу­дарствах и в СССР. — М.: 1928.

21. Еременко Ю.П. Контроль за конституционностью законов в СССР //Труды Высшей следственной школы МВДСССР.Вып.1. — Волгоград.: 1969.

22. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. — М.: 1992.

23. Защита прав человека в современном мире. — М.: 1993.

24. Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах //Советское государство и право. 1969. № 9. С.40—48.

25. Керимов Д.А., Экимов А.И. Конституционный надзор вСССР//Советское государство и право. 1990. № 9. С.3—13.

26. Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах. Обзорная информация. Вып.2. — М.: 1990.

27. Конституции государств Восточной Европы. — М.: 1996.

28. Крутоголов М.А. Конституционный совет Франции. Органи­зация и правовые аспекты деятельности. — М.: Наука, 1993.

29. Кряжков В. Конституционный контроль в Российской Феде­рации //Российская Федерация. 1994. № 10. С. 18—20.

30. Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии //Государство и право. 1995. № 5. C.I 17—127.

31. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и про­блемы (международный научный семинар) //Государство и право. 1994. № 1. С.132-138.

32. Кузнецов ff.ff. Контроль за конституционностью актов высших органов власти и управления в социалистических странах Евро­пы //Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.29. - М.: 1973. С.91-117.


33. Конституционный контроль и демократические процессы в но­вых независимых государствах. Сборник материалов междуна­родного семинара (Ереван. 16—18 октября 1996г.). — Ереван:

1996.

34. Лучин В. Испытание федерализмом. Роль Конституционного Суда в упрочении российской государственности //Российская Федерация. 1994. № 16. С;30—34.

35. Лазарев В. В. Комитет Конституционного надзора СССР (подводя итоги) //Государство и право. 1992. № 5. С.26—32.

36. Лазарев В. В. Конституционный суд Австрии //Государство и право. 1993. № 9. С.51-62.

37. Лазарев Л. Гражданин и Конституционный Суд //Российская Федерация. 1995. № 18. С.55—57.

38. Лазарев Л. В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федера­ции //Государство и право. 1996. № 6. С.3—11.

39. Маклаков В.В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах. — М.: 1988.

40. Маклаков В.В. Конституционный контроль (надзор) и кон­ституционная юстиция //Конституционное (государственное) право зарубежных стран в 4-х томах. — М.: 1996. —Т.2. — С.321-344.

41. Морщакова Т.Г. Несколько замечаний., касающихся процессу­альной стороны деятельности Конституционного Суда //Конституционный вестник. 1991. № 6. С.49—53.

42. Неновски И., Жабинска М. Конституционный суд Болгарии //Государство и право. 1993. № 9. С.74—79.

43. Никифорова М.А. Институт конституционного контроля //Современное буржуазное государственное право: критиче­ские очерки. — М.: 1987. — Т.2.

44. Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистиче­ских государствах. — М.: 1968.

45. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зару­бежных странах. Правовая защита конституций. — Ростов-на-Дону: 1992.

46. Овсепян Ж.И. Акты органов судебного (квазисудебного) конститу­ционного контроля. (На материалах Австрии, Италии, Испании, Франции, ФРГ) //Государство и право. 1994. № 4. C.I 14—123.

47. Овсепян Ж.И. Конституционный Суд России: реформа право­вого статуса //США: экономика, политика, идеология. 1995. № 8. С.96-103; № 9. С.74-82.


48. Овсепян Ж.И. Субъекты права на обращение в kohcthtvi

онный Суд Российской Федерации //Российская юсти»1"' 1996. № 1. С.10-12. стация.

49. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Рос­сийской Федерации. (Сравнительный анализ) //Государство и право. 1996. № 1. С.32-42.

50. Олтеану О.М. Роль и место Конституционного Суда Румы­нии в процессе становления правового государства //Государство и право. 1995. № 6. С.95—100.

51. Орзих М.Ф., Черкес М.Е., Васильев А.С. Правовая охрана кон­ституции в социалистическом государстве //Советское госу­дарство и право. 1988. № 6.

52. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности (научно-практический семинар) //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 4. С.34—45.

53. Пастухов М.И. Конституционный суд Республики Беларусь:

на пути становления //Государство и право. 1995. № 8 С.74-81.

54. Пашин С. Портрет Конституционного Суда: Россия //Консти­туционное право: восточноевропейское обозрение. 1993 № 2 С. 28-35.

55. Правовая охрана Конституции. Сборник обзоров. — М.: 1991.

56. Руйе К. Швейцарский Федеральный суд и надзор за консти­туционностью законов //Государство и право. 1995. № 12. С.84-94.

57. Собакин В. Модели конституционного судопроизводства //Российская Федерация. 1994. № 6. С.58—63.

58. Соколов А. Конституционная жалоба в ФРГ. Мифы или ре­альность //Российская юстиция. 1994. № 3. С.41.

59. Туманов А.А. Конституционный Суд Российской Федерации //Государство и право. 1995. № 9. С.3—8.

60. Туманов ВА. Судебный контроль за конституционностью норма­тивных актов //Советское государство и право. 1988. № 3. С. 10—19.

61. Тиунов О.И. Новый Закон о Конституционном Суде Российской Фе­дерации //Российский юридический журнал. 1995. № 1. С.21—33.

62. Топорнин Б.Н. Конституционный контроль: идеи и проблемы реа­лизации //Теория права: новые идеи. Вып.1. — М.: 1991. С.39—49.

63. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации. Комментарий. — М.: "Юриди­ческая литература", 1996.


64. Филиппов В. Из опыта работы Конституционного суда Рес­публики Саха (Якутия) //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 1. С.48—52.

65. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1995.

66. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Консти­туции в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации //Государство и право. 1996. № 10. С.15—24.

67. Шварц Г. Конституционные суды в общем и в частности //Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993. № 2. С.24-28.

68. Шейнин X. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти //Российская юстиция. 1995. № 3. С. 19-21.

69. Штайнбергер Г. Модели конституционной юрисдикции. Ев­ропейская Комиссия за демократию через право. — Страс­бург: Изд-во Совета Европы, 1994.

70. Шулъженко Ю.Л. Комитет конституционного надзора — спе­циализированный орган по правовой охране Основного За­кона СССР //Конституционная реформа в СССР: актуаль­ные проблемы. — М.: 1990. С. 34—35.

71. Шулъженко Ю.Л. Каким должен быть специализированный орган по правовой защите Конституции РСФСР // Консти­туционный вестник. 1991. № 6. С.42—43.

72. Шулъженко Ю.Л. Парламент и специализированный орган конституционного контроля и надзора //Разделение властей и парламентаризм. — М.: 1992. С. 110—126.

73. Шулъженко ЮЛ. Конституционный Суд России // Конституци­онный строй России. Вып.1. — М.: 1992. С.91—92.

74. Шульженко ЮЛ. Конституционный контроль в России. — М.: 1995.

75. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Россий­ской Федерации //Государство и право. 1995. № 7. С.3—10.

76. Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации — су­дебный орган конституционного контроля //Вестник Конститу­ционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2—3. С.80—94.

77. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конститу­ционный Суд. — М.: 1997.

78. Юдин Ю.А. Судебный конституционный контроль в разви­вающихся странах //Государство и право. 1993. № 9. С.79—89.


Содержание

Вместо введения 5

Вводная тема.Правовое государство и судебная власть 7

1. Развитие идей правового государства 7

2. Судебная власть в правовом государстве 11

3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы 11

4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина 16

5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной

Европы в общеевропейском правовом пространстве 19 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 20

Общая часть 21




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1134)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.042 сек.)