Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предпосылки, условия, движущие силы и закономерности психического развития и их учет в педагогическом процессе




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психолги Ход развития Условия Источники Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
Ст. Холл К. Бюллер Э. Торндайк В. Штерн К. Коффка 3. Фрейд Ж. Пиаже А. Бандура и др. Э. Эриксон От индивидуального к социаль­ному (социализация) Наследственность и среда Внутри индивида: в его природе Приспособ-ление Разные формы концепции рекапитуляции Преформизм Конвергенция двух фак­торов
Л. С. Выготский А. Н. Леонтьев Д. Б. Эльконин П. Я. Гальперин В. В. Давыдов От социального к индивидуаль­ному (Закон развития высших психиче­ских функций) Морфо-физиологические особенности мозга и общение Вне индивида: среда Присвоение Развитие ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов Обучение, деятельность

Основные положения теории культурно-исторического развития психики

Л. С. Выготского

I. Основной предмет психологии – высшие психические функции; личностные особенности человека: направленность, мотивация, характер, воля, нравственность; чувства - гордость, стыд, сопереживания; мировоззрение- обобщенность взглядов на мир, самого себя, суть существования. Развитие ребенка – процесс становления и развития ВПФ, развитие функций необходимо рассматривать в динамике (экспериментально-генетический подход), в процессе становления ВПФ.



II. Формирование ВПФ произошло в процессе исторического развития (филогенеза). Таким образом они являются результатом культурно-исторического развития. В процессе культурно-исторического развития человек создал орудия труда (направленные вовне) и системы знаков (напрвленные на самого человека). Он грают большую роль в становлении и развитии ВПФ в онтогенезе (ребенок учится есть ложкой). Познание социальной сущности предметов, особенностей формы – надо поступать так, как делают все люди (мотивируется поощрением).

III. Особое значение знаков, т.к. они направлены на организацию собственной деятельности - это язык, речь, цифры, жесты, письмо, карты.

IV. Психическое развитие опосредовано орудиями труда и знаками: переход от непосредственного мышления к опосредованному. Речь – обобщенный знак, служит средством мышления, выражения личности, выступает орудием психической деятельности.

V. Развитие высших психических функций – это возникновение чего-то нового, качественного изменения, возникновение новых механизмов и структур. В основе периодизации лежат новообразования – новый тип строения личности и её деятельности, те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают в данной возрастной ступени и которые определяют его отношение к среде, его внутренней и внешней жизни, весь ход его развития в данный период.

VI. Факторы развития: процесс психического развития не предопределен заранее, у человека нет врожденных форм поведения в среде, его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных способов и форм деятельности.

VII. Детское развитие. Уровень развития зависит от уровня развития общества, в котором он живет. Онтогенез включает в себя 2 линии: 1) Биологическое созревание. 2) культурное развитие – результат усвоения культурных достижений общества – обусловлено исторически. Оба направления начинаются с рождения , протекают параллельно, взаимопроникают друг в друга.

VIII. Наследственность присутствует в развитии всех психических функциях. Наследственные задатки играют роль предпосылок (не входят в структуру ВПФ, но определят ход развития). Формирование личности ребенка происходит под определяющим воздействием среды. Но вместе с тем биологические особенности входят в состав возникающих в процессе развития психических новообразований и влияют на их структуру. Не существует ни одной врожденной особенности, которая была бы нейтральна к психическому развитию ребенка.

1. Чем более резко выражена врожденная предпосылка, тем большее значение она будет иметь при прочих равных условиях.

2. Влияние врожденных предпосылок становится все более и более косвенным, а результаты - более вариативны, т.к. на каждом новом уровне развития появляются новые социальные психологические факторы, которые и опосредуют это влияние.

3. Наследственные задатки оказывают тем меньшее влияние, чем сложнее соответствующее психическое образование.

4. Любая биологическая предпосылка, вовлекаясь в процесс развития психических структур, сама претерпевает изменения ( можно вылечить обучая).

IX. Роль среды: наиболее важен фактор, источник развития. Человек есть существо социальное. Первоначально ВПФ – коллективная деятельность, форма сотрудничества с другими людьми. Потом индивидуальные функции самого человека, огромное значение имеет общение ребенка с окружающими людьми (коллективное поведение): формирование нравственных качеств, мораль.

X. Социальная ситуация развития определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии. Она специфична для каждого возраста, это исходные моменты всех динамических изменений, происходящих в данном возрасте. Она определяет тот путь, следуя которому ребенок приобретает все новые и новые свойства своей личности. В жизни ребенка в данной социальной ситуации возникает ведущий вид деятельности, переход на более высшую возрастную ступень.

XI. 2 уровня умственного развития ребенка.

1. уровень актуального развития (характеризуется уровнем интеллектуального развития, определяется с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно)

2. Зона ближайшего развития (решение задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, достигается в сотрудничестве со взрослыми).

Т.о. принцип опережающего обучения – эффективная организация обучения, направленная на активацию, развитие мыслительной деятельности, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве со взрослыми и другими обучающимися. Обучение должно несколько опережать развитие.

 

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (764)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7