Волевая саморегуляция
Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции. Её структура включает: 1. цель, которой стремится достигнуть человек; 2. программу тех действий и операций, которую он должен осуществить, чтобы достигнуть её; 3. выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реально полученных результатов действия; 4. принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжить, внося в его исполнение необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением. В процессе онтогенеза функция регулирования и контроля первоначально осуществляется взрослым в процессе совместной деятельности и общения с ребёнком, а в дальнейшем, ввиду того, что происходит интериоризация образов и схем выполнения действий, ребёнок сам научается в соответствии с этими схемами и образцами контролировать действие.
21. Общая характеристика эмоциональных явлений. Теории эмоций. Чувства и эмоции тесно взаимосвязаны. Попытки развести понятия «чувство» и «эмоция» делались давно. Современных учёных, рассматривающих соотношение чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или даёт чувствам такое же определение, как другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвёртая – разделяет чувства и эмоции. В словаре «Психология» (1990) написано, что «чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью». Но переживание своего отношения к чему-либо – это эмоция. Следовательно, чувство понимается как устойчивая эмоция. Наиболее чёткое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчётливо выраженный «предметный» (объективный) характер. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. В отличие от эмоций, связанных с конкретными ситуациями и проявляемыми «здесь и сейчас», чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности объекты, имеющие для человека стабильную мотивационную значимость. Это значит, что в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Таким образом, в отличие от эмоций, носящих кратковременный характер реагирования на ситуацию, чувство выражает долгосрочное отношение человека к тому или иному объекту. Существенно и замечание А. Н. Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определённой ситуации вызывать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). В. А. Крутецкий (1980) пишет, что чувство – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности; эмоция же – более простое, непосредственное переживание в данный момент. В. Вундт говорил о чувствах как классе эмоциональных явлений; такова же позиция Петровского, Шварца и др. Чувства, с точки зрения этих авторов, выступают как родовое понятие для эмоций. Сравнительная характеристика эмоций и чувств
Эмоциональные состояния, согласно Смирнову и Трохачёву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Теории эмоций
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (860)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |