Понятие «акцентуация характера». Особенности работы с акцентуированными учащимися
Известный немецкий психиатр Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии Акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Но в неблагоприятных условиях - развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к однотипным конфликтам. Приведем краткую характеристику особенностей повеления взависимости от типов акцентуации: 1) гипертимный(гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, трудно переносит вынужденное одиночество. Легко идёт на контакт, беседу вести в быстром темпе, избегать директивности; Создать условия для проявления активности, инициативы, лидерства; разумный контроль (обязателен, но не мелочный). 2) дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, пессимистичность, тяготится шумным обществом. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) циклоидный- общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности). Контакт: понять, что он чувствует в данный момент. Если спад – психологическая поддержка; подъём - беседа о самоконтроле и понимании себя. Условия: предупреждение повышенных нагрузок в период спада, отвлечение от негативных эмоций. 4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, часто печальное настроение. Контакт: установить нелегко; многократные беседы, помогающие осознать свою мнительность и чувство неполноценности. Условия: ситуации самоутверждения, ощущение нужности. Противопоказана чрезмерная опёка и контроль 5) демонстративный- выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливостъ», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной; 8) педантичный- выраженная занудливостъ в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе крайняя нерешительность, долго переживает неудачу. Контакт: подбодрить, вспомнить ситуации, когда он был решительным, развеять его напрасные опасения. Условия: спокойные регламентированные, без необходимости применять самостоятельные решения, но поощрять инициативу и решительные действия, не высмеивать. 10) экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемостьна внешние события, словоохотливость, влюбчивость. Помощь – установление доверительного контакта. Доброжелательность, эмоциональная поддержка, сопереживание окружающих, создание перспектив. 11) интровергирозанный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к людям, даже к близким. Контакт затруднён, приём «анонимного обсуждения», дать высказаться. Помощь: условия, благоприятные для реализации знаний с учётом сферы интересов, индивидуальные занятия. Включение в коллективные формы деятельности. 12) экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Помощь: условия, при которых приходится проявлять самостоятельность, стойкость в отстаивании своих позиций. Поощрение такого поведения. Внимание к социальной микросреде. Но не насильственное отлучение, а вовлечение в положительнуюмикрогруппу. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестев, например, тест Шмишека.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |