Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Социогенетические концепции психического развития




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В целом социогенетические концепции исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой «чистую доску» и все можно сформировать в результате научения. Этот подход, отож­дествляющий научение и развитие, связан с общими уста­новками бихевиоризма.

Это направление имеет глубокие корни в эмпириче­ской философии и наиболее соответствует американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Это - направление в амери­канской психологии, для которого понятие развития отождествляется с понятием научения,приобретения но­вого опыта. Большое влияние на разработку этой концеп­ции оказали идеи И. П. Павлова. Американские психологи восприняли в учении И. П. Павлова идею о том, что при­способительная деятельность характерна для всего живо­го.

В наиболее ранних исследованиях научения на перед­ний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен времен­ной параметр этой связи. Так возникла ассоцианистическая концепция научения (Дж. Уотсон, Э. Газри). Когда внимание исследователей привлекли функции безуслов­ного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении под­крепления. Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера. Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли науче­ние, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, получивших в американской психологии название драйва, привели к более сложным теоретическим концепциям на­учения — концепциям Н. Миллера и К. Халла. Две послед­ние концепции подняли американскую теорию научения до такой степени зрелости, что она готова была ассимили­ровать новые европейские идеи из области гештальтпсихологии, теории поля и психоанализа. Именно здесь наме­тился поворот от строгого поведенческого эксперимента павловского типа к изучению мотивации и познавательно­го развития ребенка.



Психологии известны три поколения теорий социаль­ного научения. Первое поколение, заявившее о себе в кон­це 30-х гг., представляли Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сире, Дж. Уайтинг. Они наметили основные линии ис­следования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ (исследование воспита­ния и развития ребенка в разных культурах), развитие лич­ности. Они ввели термин «социальное научение» и поста­вили проблему социализации, под которой понимали про­цесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два—три го­да — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения,они не врожденны.

Представители второго поколения теорий социального научения — А. Бандура, Дж. Гевирц, Д. Баер — расширили диапазон теории научения с целью объяснения сложного социального поведения. Чтобы сделать это, они вышли да­леко за рамки кажущегося автоматическим процесса обус­ловливания. Альберт Бандура — ведущий теоретик социаль­ного научения - утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, т. е. они заме­чают, какие действия приводят к успеху, а какие — к неу­даче, какие не дают никакого результата, и соответственно регулируют свое поведение. Наблюдая за последствиями реакций,они получают информацию, побуждение к дейст­вию и сознаваемое подкрепление. Люди способны пред­полагать, какое поведение является правильным в опреде­ленных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий. В отличие от более механистической теории научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению большую роль в руководстве поведением.

Представители третьего поколения американской тео­рии социального научения уделяют особое внимание ана­лизу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Одно из интересных направлений в изучении этих факторов разработано У. Бронфенбреннером.

В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие «возрастная сегрегация», которое ха­рактеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрега­ция проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. При этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже враж­дебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им на­до заниматься. Когда же молодой человек находит его, практическая работа не приносит удовлетворения, и инте­рес к ней быстро угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.Корни отчуж­дения американские исследователи ищут в особенностях современной семьи.

Краткий обзор теорий социального научения показы­вает, что исследуемая им социализация в процессе науче­ния — это стихийно совершающийся процесс. Развитие рассматривается ими как процесс количественного на­копления навыков, связей, приспособлений.

 

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1850)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7