Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности ранней юности и их учет в педагогическом процессе



2015-12-06 600 Обсуждений (0)
Психологические особенности ранней юности и их учет в педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, а с др. стороны – достижение социальной зрелости. Но в разных обстоятельствах это происходит по-разному.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова «3-ий мир», существующий между детством и взрослостью. На его (данного периода) долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.

Л.С. Выготский и Л.И. Божович выделяют специфические особенности этого возраста. В этом возрасте психических новообразований нет. Снижается острота межличностных конфликтов, в меньшей степени проявляется негативизм. В поведении больше разумности, чем импульсивности. Улучшается физическое и эмоциональное самочувствие.

Психические особенности (Л.И. Божович).

Ядро личности – сознание. Принципиальное отличие внутренних позиций старшеклассника – это люди, обращенные в будущее. Самоопределение, выбор дальнейшего жизненного пути становится аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинает вращаться вся их деятельность и интересы. Связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной. Акцент на прочность знаний. Четкая ориентировка и определение своего места во взрослом мире. (Мировоззренческие установки, очень противоречивы.Мировоззрение – система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его ценностные ориентации). Задумываясь о смысле жизни, о смерти, осознает себя частицей, элементом социальной общности людей. Комплекс неполноценности проходит. Осознает, что достиг уровня зрелого человека. Доверие в общении – это самораскрытие личности с целью вовлечения в свой внутренний мир др. лица. Отношение к другим как к самому себе.

Теория Эриксона.

Центральный психический процесс – формирование личной идентичности (т.е. усвоение образцов поведения значимых для юноши др. людей) или усвоение ролевого поведения. Кризис идентичности является центральным. Идентичность содержит два аспекта:

1) личностный (субъективный) – то, каким юноша, представляет себя на самом деле;

2)социальный (объективный) – те роли, которые он приобретает в общении с др. людьми.

Если чувство идентичности неустойчиво или несформированно, то ролевое поведение очень противоречиво, он постоянно играет роль в соответствии с ожиданиями группы. Юношество – период ролевого экспериментирования.

Главная опасность – «размывание» чувства «Я», т.е. формируется неадекватная идентичность, и развитие может идти по 4 – м линиям:

  • уход от близких взаимоотношений, боязнь утратить в них себя, собственное «Я», т.е. формализация отношений и самоизоляция.
  • «размывание» чувства времени. Неспособность строить планы на будущее, боязнь взросления, изменений, перемен.
  • «размывание» способности к продуктивной работе. Не может продуктивно использовать свои внутренние ресурсы и уход в одну деятельность, пренебрегая др.
  • формирование негативной идентичности – прямо противоположное идентичности той, которой придерживаются его близкие, враждебное отношение к роли, принятой в семье.

 

«Я» ориентировано размывание одиночество

на несколько значимых Þ чувства «Я» Þ (возрастная особенность)

людей

И.С. Кон

Умственное развитие – формирование индивидуального стиля деятельности (по Климову Е.А.), т.е. индивидуально – своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности).

Улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Большаядифферинцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний повышение самоконтроля и саморегуляции.

Самосознание: открытие – «Я».

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.

Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Осознание своей уникальности; чувство одиночества, т.е. растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Представление о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью. Деймс Марша выделил 4 этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения:

  1. «неопределенная, размытая идентичность» – индивид еще не выбрал, сколько–нибудь четких убеждений, не выбрал профессию и не столкнулся с кризисом идентичности.
  2. «досрочная, преждевременная идентификация» – если индивид включается в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
  3. Этап «моратория» – индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития, свой единственный.
  4. Этап достигнутой «зрелой идентичности» – кризис завершен, индивид пришел от поиска себя к практической самореализации. Самосознание и самооценка сильно зависят от стереотипных представлений об идеале мужчины или женщины.

Важный фактор социализации – семья.

Наилучшие взаимоотношения с родителями – демократический стиль воспитания. Потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших.

Взаимоотношения с учителями.

Статус старшеклассника в школе неоднозначен: дополнительная ответственность и целиком зависит от учителей и школьной администрации. Ведущая деятельность – учение. Учительская власть невелика. Учитель как: 1) старший друг; 2) профессиональная компетентность учителя; 3) умение справедливо распоряжаться властью.

Напряженный поиск дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. Дружба основывается на принципе сходства и равенства. Идеализация друзей и дружбы. Функция юношеской дружбы, поддержания самоуважения личности.

Юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззрение – взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненной философии человека, сумма и итог всех его знаний. Громадное расширение умственного кругозора, появление теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов немногим принципам.

Формирование жизненных планов.

 

 



2015-12-06 600 Обсуждений (0)
Психологические особенности ранней юности и их учет в педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности ранней юности и их учет в педагогическом процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)