Теории социализации личности. Категории «социализация», «воспитание», «развитие». Институты и механизмы социализации
В отечественной психологии существует представление, что личность задана в системе социальных отношений и развивается через ведущие виды деятельности. Поэтому общество должно создавать условия для нормального психического развития ребенка. Основные западные теории:
Социализация– двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом соц. опыта, путем вхождения в соц. среду, а с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой среды в деятельности. (Андреева Г. М.) Воспитание и развитие имеют некие черты социализации, но имеют свои специфические черты. Воспитание понимается в двух смыслах: Воспитание – педагогически организованное воздействие на субъект. Целенаправленный процесс со стороны воспитывающего. Воспитаниеприравнивается к совокупности всех, в том числе нецеленаправленных и случайных социальных воздействий. Развитие– постепенное вхождение человека в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к общественным нормам и ценностям. 1. Семья 2. Дошкольные детские учреждения 3. Школа 4. Профессиональные образовательные учреждения 5. Трудовой коллектив 6. После трудовой коллектив, общественные группы Процесс социализации – непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но по интенсивности, по количеству изменений больше в детстве. К 30 годам сформированы представления о мире, стереотипы, самооценка, которые трудно изменить. Механизмы социализации: 1) идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола; 2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); 3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; 4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»); 5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. Н.Смелзер выделяет четыре психологических механизма социализации: 1. Имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. 2. Идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. 3. Стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей. 4. Чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей. Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |