Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности внутригруппового и межгруппового взаимодействия и их проявление в педагогическом процессе



2015-12-06 6203 Обсуждений (0)
Особенности внутригруппового и межгруппового взаимодействия и их проявление в педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Внутригрупповое взаимодействие – особенность формирования внутригрупповых отношений – это отношения между людьми входящими в общественную группу. В процессе этих отношений люди влияют друг на друга, по отношению к ним есть ожидания со стороны других. Общение на основе ролей, в зависимости от статуса.

Роль – нормативно одобренный образец поведения ожидаемый от каждого, занимающего какую-то позицию в группе. Сначала роль воспринимается извне, затем переходит во внутрь. Это процесс интериоризации роли и она становится компонентом самосознания. Роль – отношение человека к какой-либо деятельности. Любая роль предполагает определенное положение в группе, т.е. статус (роль – лидер, статус - высокий).

Статус– социальное положение человека, его место в социальной структуре группы. Статус не бывает постоянен, он зависит от группы.

Роли бывают: формальные – официально заданные извне; неформальные – на основе личностных симпатий, межличностных отношений.

Межгрупповое взаимодействие – в истории рассматривается как групповая агрессия.

Основой взаимодействия между группами являются экономические, правовые, политические вопросы. Всегда отношения между группами строятся на принципах противопоставления и обособления.

Новиков: в гр. Форм-сягруппов. самосзн – через традиции, нормы: форм-сячув-во общности, это дает поддержку, силы, форм-ет У. «мы» и «они».

Данная проблема мало изучалась до недавнего времен, но интерес «породил» следующие исследования: исследования межгрупповой агрессии в концепции Г.Лебона, негативных установок на другую группу Т.Адарно, враждебности и страха в психоаналитических теориях.

Эксперименты:

50-е годы – эксперименты М.Шерифа в лагере для подростков. Выявил межгрупповую враждебность при использовании двух влияющих факторов: конкуренции и пооперации. Источники межгрупповой враждебности или сотрудничества заключаются не в мотивах отдельной личности (как у психоаналитиков), а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики — когнитивные и эмоциональные процессы.

Когнитивный подход: эксперименты А.Тэшфела. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т. е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений. Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Сделан вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Но упускается вопрос о адекватности восприятия друг другом, т.е. насколько воспринимаемые различия соответствуют действительности.

Деятельностный подход Агеева. В центре внимания стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера. Главное направление изучения - это причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивных процессов, сопровождающих совместную групповую деятельность. Важно, при каких условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность; и как, межгрупповые отношения отражаются в сознании членов групп и предопределяют их восприятие друг другом.

Социальная перцепция - это упорядочение индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это новое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это «целостность» («все» или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность» («все» в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность — специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа. Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности (но могут возникать при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами). Большая роль стереотипов при восприятии (быстрая категоризация, может наполняться негативными характеристикамиÞ межгрупповая враждебность).

Д.Кэмпбел сформулировал «гипотезу контакта»: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа.

Эксперименты Агеева. Первая серия экспериментов на студентах.

В качестве показателей адекватности межгруппового восприятия выступали:

  • прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования;
  • объяснение причин победы или поражения своей и чужой групп в этом соревновании;
  • представление о потенциальных успехах своей и чужой групп в различных сферах деятельности, не связанных непосредственно с экспериментальной ситуацией.

В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности.

Вторая серия экспериментов в пионерском лагере.

Две ситуации соревнования с различной организацией (соревнование и кооперация). В 1-ом случае – внутригрупповой фаворитизм, неадекватность восприятия, значение общей (надгрупповой) цели, оторванность от социально значимой совместной деятельности. Во 2-ом: важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия, явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия, но принципиально новая по своей значимости (социально значимая) деятельность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

Схема генезиса межгрупповых процессов: Объективные условия совместной межгрупповой деятельности ® Характер непосредственного межгруппового взаимодействия ® Параметры процессов межгруппового восприятия.

Сделаны следующие общие выводы:

Межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любыхмежгрупповых отношений.

Социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях. Она может быть снята посредством совместной деятельности групп.

Характер межгруппового взаимодействия влияет на внутригрупповые процессы: удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. (В случае стабильной неудачи значительно ухудшается качество межличностных отношений: наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов.Констатация подобных сдвигов может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.).

Для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы.

Перспектива исследований межгрупповых отношений должна включит в себя два сечения: 1 – отношения между группами по «горизонтали», т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения; 2- отношения между группами по «вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии.



2015-12-06 6203 Обсуждений (0)
Особенности внутригруппового и межгруппового взаимодействия и их проявление в педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности внутригруппового и межгруппового взаимодействия и их проявление в педагогическом процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)