Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение



2015-12-06 1089 Обсуждений (0)
Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение 0.00 из 5.00 0 оценок




Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

В психологии общение определяется как: 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Парыгин Б.Д. – общение – сложный многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самопредъявляется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. В отечественной психологии множество исследователей занимались изучением проблемы межличностного общения.

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Раскрывая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Б.Г.Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.

Б.Г.Ананьев, помимо речевых и неречевых средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей – и указывает на существование постоянных связей между этими частными по отношению ко всему общению процессами.

В.Н.Мясищев, освещая главные содержательные и формальные характеристики процесса общения, не уклоняясь от исследования речевой деятельности общающихся, стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

А.А.Бодалев выделил необходимые условия успешности в общении:

  • направленность на партнера в общении;
  • особенности внимания, памяти, восприятия (большой объем внимания, способность к его распределению, высокая устойчивость внимания);
  • наблюдательность человека, свойства интуиции, развитое воображение;
  • соответствующая воспитанность эмоциональной сферы человека;
  • умение человека выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним;
  • способность человека к более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, наличие «репертуара» поведенческих стратегий в общении;
  • знание и самопознание человеком своих способностей.

В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М.Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф.Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема-передачи информации; регулятивно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Коммуникативная сторона общениясостоит в обмене информацией между людьми. Обмен различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информации. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Средства общения: невербальные и вербальные.

Невербальные – они нужны чтобы 1. Создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течения процесса общения. 2. Предавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону. 3. Выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации. Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов. Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом.

Виды невербальных средств общения:

1) Визуальное– жесты, пантомимика, мимика;

2) Праксемика (пространственное расположение людей относительно друг друга).

3) Параэкстралингвистика – около речевые сигналы (тон, интонация, тембр); Визуальный контакт – чистота и продолжительность взгляда (деловой взгляд – в межнадбровие; социальный – от глаз до губ; интимный – ниже губ).

Вербальные– Речь (смысл слова, чувства, ассоциации), текст.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями, т.е. спланировать общую деятельность. Выработать формы и нормы совместных действий. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия ( т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми). 1.максимизации общего выигрыша ( мотив кооперации), 2. max собственного выигрыша( индивидуализм); 3. max относительного выигрыша (конкуренция); 4. max выигрыша другого( альтруизм); 5. минимизация выигрыша другого(агрессия); 6. min различий в выигрышах(равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии: 1.Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей( реализуется либо мотив кооперации либо конкуренции); 2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнёра по общению ( индивидуализм). 3. Компромисс реализуется в частности достижения целей партнёров ради условного равенства. 4. Устойчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнёра (альтруизм); 5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Выделяют четыре основные функции социальной перцепции – познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, установления эмоциональных отношений. Механизмы межличностной перцепции: 1). Познание и понимание людьми друг друга (идентификация – попытка поставить себя на место партнёра, эмпатия – сочувствие, сопереживание, аттракция – формирование позитивного отношения к партнёру). 2). Познания самого себя (рефлексия) в процессе общения. 3). Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция – объяснение причин ситуации – личностная, стимульная, обстоятельственная).

Уровни общения:

1. Фатический (от лат.глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Особенность данного уровня заключается в том, что субъект не получает никакой новой информации.

2. Информационный – обмен интересной для собеседников новой информацией. Данный уровень способствует активному включению в процесс коммуникации. Часто уровни общения меняются в процессе одного разговора.

3. Личностный уровень – такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Этот уровень является глубоко нравственным. Он снимает всякие ограничения при взаимодействии.

Функции общения:

1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения психического облика. 3. Функция подтверждения – в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердится в своем существовании и в своей ценности человек ищет точку опоры в других людях.

4 . Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятия других людей и поддержания с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых).

5. Внутриличностное – реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматривать как универсальный способ мышления человека.

Психологические подходы к проблеме общения:

Бихевиористический подход (Торндайк, Скиннер, Уотсон);

Необихевиоризм (Бандура). У них процесс общения рассматривается с позиции стимул – реакция. В общении другой человек выступает как объект, активность самой личности (т.е. объекта) минимальна. Основное средство общения это монолог. Общение сводится к ситуации обмена, к пользе и выгоде.

Гуманистический подход (Маслоу, Франкл) субъект-субъектные отношения, где каждый равен и активен в общении. Средства общения диалог. Общения есть ситуация развития и самораскрытия.

Трансактный анализ (Э.Берн) – каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трёх позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребёнок. Позиция Ребёнка – «Хочу!», Родитель – «Надо!», Взрослый – «Хочу!» + «Надо!». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнёр обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с этой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Педагогическое общение – важный источник деятельности учителя, служит для создания благоприятного психологического климата на уроке и вне урока.

Задачи общения:

  • Изучение личности ребенка;
  • Обмен информацией;
  • Организация какого-либо вида деятельности;
  • Самоутверждение и развитие личности;

 

 



2015-12-06 1089 Обсуждений (0)
Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1089)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)