Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психология малых групп. Динамические процессы в малой группе




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема малой группы является традиционной и хорошо развитой в социальной психологии. Началом послужил вопрос о взаимоотношении личности и её формировании, т. к. с первых дней жизни человек связан с малыми группами.

Этап. Изучались эффекты: 1.Эффект фацилитации – присутствие членов группы облегчает действия одного; 2.Эффект ингибации – торможение действий индивида под влиянием присутствия других членов.

Изучение взаимодействия индивидов в малой группе.

Изучение характеристик групп: структуры, типы взаимодействия в группе.

Причины рассмотрения малой группы по Ярошевскому:

Включение индивида в разные группы по виду деятельности, характеру общественных связей.

Данная проблема образовалась на стыке 2-х наук (психологии и социологии).

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, ценностей, норм (Андреева). В отечественной психологии малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в непосредственных личных контактах.



Кол-во участников 2-7. Наименьшая форма малой группы «диада» или «триада». «Верхний предел» – число Миллера 7±2 (вводившего его для обозначения оперативной памяти); может быть (практически) 10,15,20; 30-40Þ нет «жесткого верхнего предела.

Классификация малых групп:

1. Первичные (малые) – Вторичные (Кули);

2.Формальные – Неформальные (Мэйо), различия типа и характера отношений внутри группы;

3. Группы членства – Референтные группы (Хаймен, Келли).

Структура коммуникаций в группе: колесо, цепь, игрек, круг, сложный круг.

Но главная задача – изучение групповых процессовÞ понятие «групповой динамики» как совокупности динамических процессов, с помощью которых происходит развитие группы:

1.Процесс образования малых групп (феномен группового давления);

2.Процесс групповой сплоченности;

3.Лидерство и руководство;

4.Принятие групповых решений;

5.Эффективность групповой деятельности, образование коллектива.

6.Создается система предписаний относительно структуры группы, статусов, ролей, целей группы.

Изучение феноменов:

1. Групповое давление – подключение к группе нового члена. Принятие или отвержение стандартов, определяется мера подчинения индивида групповому давлению: проблема конформизма. Конформизм внешний (внешнее принятие) и внутренний. Негативизм – отрицание стандартов группы и демонстрация этого, но в основе чаще лежит привязанность к группе.

Петровский выделяет 3 типа поведения: 1.Внутригрупповая внушаемость – бесконфликтное принятие мнения группы, 2.Конформность – внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3.Коллективизм – одно поведение в результате сознательной солидарности личности с целями группы.

Дойч выделяет 2 вида группового влияния: нормативное (мнение большинства) и информативное (давление меньшинства, член группы должен сам сделать выбор).

2. Формирование групповой сплоченности – полное принятие норм и целей всеми членами группы, общность людей.

Фестингер: сплоченность основывается на прочности и частоты коммуникативных связей (т.е. сумма всех сил, действующих на индивида, чтобы удержать его).

Бейвелас: сплоченность зависит от реализации и групповых целей (операциональные), и индивидуальных (символические).

Петровский(стратометрическая концепция): 3 уровня развития групповой сплоченности: 1 – развитие эмоциональных контактов, 2- формирование ценностно-ориентационного единства, 3- «ядро», все члены группы разделяют общие цели.

Парыгинразличая лидера и руководителя выделяет следующие характеристики:

Л – регуляция межличностных отношений в группе, Р – регуляция официальных отношений,

Л - в условиях микросреды, Р-в макросреде,

Л – стихийно возникает, Р – назначается или выбирается,

Л- явление нестабильное, Р-во – стабильное,

Р - имеется система санкций,

3. Руководство – процесс принятия решений опосредован множестволм обстоятельств, лидерство – непосредственные решения,

Л – малая группа, Р - … в более широкой социальной системе.

Основные теории происхождения лидерства:

1. Теория черт – человек, обладающий определенным набором личностных качеств – черт м. б. лидером.

2. Ситуационная теория лидерства: в разных ситуациях выдвигается отдельный член группы, который имеет определенные необходимые качества.

3. Системная теория лидерства: - процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер-субъект управления этим процессом.

Стиль лидерства. Авторитарный, демократический, попустителький – К.Левин. Две стороны стилей: а) содержание решений и б) техника (приемы) осуществления решений.

Выделяют другие типы лидерства: Л-организатор, Л-инициатор, Л-эрудит, Л-умелец и т.д.

4. Групповое решение – групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией, при решении общей для группы задачи. Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия, которая имеет 2-е закономерности: столкновение позиций - становятся видны разные стороны проблемы, выработка групповой нормы.

Формы групповой дискуссии:

  • совещание,
  • «мозговая атака» (деление группы нагенераторов идей и критиков, которые выступают друг за другом),
  • метод синектики – соединения разнородного (в ходе крайности отбрасываются).

Феномен сдвига риска – увеличение риска при принятии гр. решения (нежели индивидуального).

5.Показатели эффективности проведения дискуссии:

  • Четко определена цель,
  • Всем понятны цели, задачи группы,
  • Определена процедура и время,
  • Высказывание альтернативных идей о путях решения, Наличие ведущего,
  • Обсуждение достоинств и недостатков предложенных решений,
  • Выбор наиболее удачных,
  • Резюмирование.
  • Проблема удовлетворенности трудом членов группы.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7