Психология малых групп. Динамические процессы в малой группе
Проблема малой группы является традиционной и хорошо развитой в социальной психологии. Началом послужил вопрос о взаимоотношении личности и её формировании, т. к. с первых дней жизни человек связан с малыми группами. Этап. Изучались эффекты: 1.Эффект фацилитации – присутствие членов группы облегчает действия одного; 2.Эффект ингибации – торможение действий индивида под влиянием присутствия других членов. Изучение взаимодействия индивидов в малой группе. Изучение характеристик групп: структуры, типы взаимодействия в группе. Причины рассмотрения малой группы по Ярошевскому: Включение индивида в разные группы по виду деятельности, характеру общественных связей. Данная проблема образовалась на стыке 2-х наук (психологии и социологии). Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, ценностей, норм (Андреева). В отечественной психологии малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в непосредственных личных контактах. Кол-во участников 2-7. Наименьшая форма малой группы «диада» или «триада». «Верхний предел» – число Миллера 7±2 (вводившего его для обозначения оперативной памяти); может быть (практически) 10,15,20; 30-40Þ нет «жесткого верхнего предела. Классификация малых групп: 1. Первичные (малые) – Вторичные (Кули); 2.Формальные – Неформальные (Мэйо), различия типа и характера отношений внутри группы; 3. Группы членства – Референтные группы (Хаймен, Келли). Структура коммуникаций в группе: колесо, цепь, игрек, круг, сложный круг. Но главная задача – изучение групповых процессовÞ понятие «групповой динамики» как совокупности динамических процессов, с помощью которых происходит развитие группы: 1.Процесс образования малых групп (феномен группового давления); 2.Процесс групповой сплоченности; 3.Лидерство и руководство; 4.Принятие групповых решений; 5.Эффективность групповой деятельности, образование коллектива. 6.Создается система предписаний относительно структуры группы, статусов, ролей, целей группы. Изучение феноменов: 1. Групповое давление – подключение к группе нового члена. Принятие или отвержение стандартов, определяется мера подчинения индивида групповому давлению: проблема конформизма. Конформизм внешний (внешнее принятие) и внутренний. Негативизм – отрицание стандартов группы и демонстрация этого, но в основе чаще лежит привязанность к группе. Петровский выделяет 3 типа поведения: 1.Внутригрупповая внушаемость – бесконфликтное принятие мнения группы, 2.Конформность – внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3.Коллективизм – одно поведение в результате сознательной солидарности личности с целями группы. Дойч выделяет 2 вида группового влияния: нормативное (мнение большинства) и информативное (давление меньшинства, член группы должен сам сделать выбор). 2. Формирование групповой сплоченности – полное принятие норм и целей всеми членами группы, общность людей. Фестингер: сплоченность основывается на прочности и частоты коммуникативных связей (т.е. сумма всех сил, действующих на индивида, чтобы удержать его). Бейвелас: сплоченность зависит от реализации и групповых целей (операциональные), и индивидуальных (символические). Петровский(стратометрическая концепция): 3 уровня развития групповой сплоченности: 1 – развитие эмоциональных контактов, 2- формирование ценностно-ориентационного единства, 3- «ядро», все члены группы разделяют общие цели. Парыгинразличая лидера и руководителя выделяет следующие характеристики: Л – регуляция межличностных отношений в группе, Р – регуляция официальных отношений, Л - в условиях микросреды, Р-в макросреде, Л – стихийно возникает, Р – назначается или выбирается, Л- явление нестабильное, Р-во – стабильное, Р - имеется система санкций, 3. Руководство – процесс принятия решений опосредован множестволм обстоятельств, лидерство – непосредственные решения, Л – малая группа, Р - … в более широкой социальной системе. Основные теории происхождения лидерства: 1. Теория черт – человек, обладающий определенным набором личностных качеств – черт м. б. лидером. 2. Ситуационная теория лидерства: в разных ситуациях выдвигается отдельный член группы, который имеет определенные необходимые качества. 3. Системная теория лидерства: - процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер-субъект управления этим процессом. Стиль лидерства. Авторитарный, демократический, попустителький – К.Левин. Две стороны стилей: а) содержание решений и б) техника (приемы) осуществления решений. Выделяют другие типы лидерства: Л-организатор, Л-инициатор, Л-эрудит, Л-умелец и т.д. 4. Групповое решение – групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией, при решении общей для группы задачи. Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия, которая имеет 2-е закономерности: столкновение позиций - становятся видны разные стороны проблемы, выработка групповой нормы. Формы групповой дискуссии:
Феномен сдвига риска – увеличение риска при принятии гр. решения (нежели индивидуального). 5.Показатели эффективности проведения дискуссии:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |