Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Изменение места ценности в иерархии




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Найдите ценность, которой не хватает в вашей иерархии или ту, которую вы хотите поднять повыше. Спросите себя, что это изменение вам дает и что произойдет в результате. Как изме­нится ваша жизнь во всех ее контекстах? Если удовлетворяющим вас образом, то решите, куда стоит поместить ценность.

2. Определите субмодальности в картинке, когда вы думаете об этой ценности.

3. Найдите субмодальности ценности, расположен­ной на одну ступеньку выше (то есть если вы хотите поставить ценность на третье место, тогда определите состояние второй ценности).

4. Теперь измените субмодальности ценности так, чтобы они отвечали требуемым для положения 3.

5. Проверьте, как теперь выглядит ваша иерархия ценностей, и еще раз проверьте, что это будет значить для вашей дальнейшей жизни.

Для того чтобы сущность этой процедуры стала вам понятной, представьте себе, что изучив структуру (иерар­хию) ценностей клиента в вышеуказанном примере, вы узнали, что он, например, хочет заняться творчеством, для чего ценность «деньги» должна быть вами переме­щена на третье место в иерархии с соответствующим «поднятием» ценности «наличие свободного времени» (оно необходимо для творчества). Работая по вышеука­занной схеме клиента, вы можете обнаружить, что ре­презентирующая (представляющая) ценность «деньги» картинка находится на высоте примерно двух метров, а сама она большая и яркая. Картинка ценности «необре­менительная нагрузка» (жаль, что мы ограничили при­мер четырьмя ценностями, так что у нас нет «действи­тельного среднего») обнаруживается на высоте примерно метра, причем она в полтора раза меньше и на четверть тусклее, чем картинка ценности «деньги». Ну а репре­зентация ценности «хорошие отношения с начальством» вообще находится на полу и выглядит маленькой и тусклой. Прекрасно — вы нашли ключевые субмодаль-




яости, необходимые для изменения иерархии ценностей. То, как мозг вашего клиента кодирует важность и зна­чимость ценности: высотой, размерами и яркостью. Те­перь вам осталось только уменьшить и «утускнить» кар­тинку, представляющую ценность «деньги», одновремен­но «опустив» ее до уровня картинки ценности «необре­менительные нагрузки» или даже ниже. А после «под­нять», увеличить и «осветить» картинку ценностей «на­личие свободного времени».

Вы можете сделать и нечто большее: напрямую вве­сти в иерархию клиента ценность «творчество». Для это­го нужно просто предложить ему вообразить любую кар­тинку, воплощающую принцип «твори, выдумывай, про­буй» (первая пришедшая на ум и будет искомой), а после, если он, например, хочет, чтобы творческие по­рывы превалировали над материальной выгодой, помес­тить ее над картинкой ценности «деньги» (ну, скажем, на высоте 2,5 метра) и сделать крупнее и ярче, чем образ «презренного металла».

Позволим, однако, сделать два замечания. Во-пер­вых, при работе с ценностями очень тщательно отслежи­вайте экологию. И перед тем, как приступить к измене­ниям, всегда требуйте от клиента, чтобы он мысленно, но как следует, обдумал и «отсмотрел» то, как измене­ние иерархии ценностей скажется на его жизни. Учтите, что ценности являются очень сильными мотиваторами нашей жизнедеятельности, и после их «передвижки» бытие вашего клиента существенно изменится — он мо­жет стать куда равнодушней к тому, что влекло его ра­нее, и наоборот, пристрастным к тому, что в прошлом не было ни важным, ни значимым (т.е. буквально наплюет на деньги и всего себя посвятит творчеству).

Во-вторых, при определении места ценностей в ие­рархии максимально опирайтесь на бессознательное клиента, которое куда лучше его сознания знает, что человеку надо. Например, мы, при «постановке» новой ценности в иерархию, обычно просто говорим сакрамен­тальную фразу: «И пусть ваше бессознательное само оп­ределит, где экологичнее всего будет разместить эту Ценность». После чего обычно происходит нечто очень


интересное: репрезентация ценности сама собой начинает двигаться по иерархии, меняя субмодальностные харак­теристики, после чего останавливается и как бы встраи­вается в нее (иерархию), часто «раздвигая» «соседей». А многие клиенты утверждают, что в момент окончания встраивания этой ценности они слышали какой-то щел­чок, а из глубины бессознательного приходил VAKD «Го­тово».

И еще одно. Проверьте экологию не только до, но и после работы с ценностями. Для этого предложите кли­енту просмотреть три кинофильма о его поведении в си­туациях, где он сможет проявить свою новую иерархию (или просто новую ценность). Устроит ли его то, что он увидит? Если да, все в порядке. Если же нет, повторяйте процедуру с самого начала...

Ценности К и ОТ

Завершающие в этом разделе. Не поленитесь и разбе­ритесь с тем, к какому типу относятся ценности вашего клиента — к ценностям От или к ценностям К. Ведь че­ловека могут мотивировать и те, и другие. Например, вернемся к нашему примеру. В этом (К и От) плане в нем вызывает «подозрение» ценность «деньги» — для чего они клиенту: чтобы к чему-то прийти или от чего-то уйти? В подобных случаях мы всегда задаем уточняю­щий вопрос: «Скажите, что вам даст то, что у вас будут деньги?» (или «Что произойдет, если у вас это будет?»). И если в ответ клиент, например, скажет, что в этом случае он наконец-то убежит от нищеты (а не наоборот, станет богатым), значит, мы имеем дело с типичной цен­ностью От. Да, она тоже мотивирует данного конкретно­го человека — например, на тяжелую работу. Но вряд ли с ее помощью он сможет разбогатеть. Ибо, как вы уже знаете, наш мозг не понимает отрицаний, но создает (и цепляется за) образы, которые участвуют в этом самом отрицании. В данном случае это «нищета», от которой ваш клиент будет бежать всю свою жизнь — по дороге в никуда...


Так что всегда проверяйте иерархии ценностей кли­ентов (работы, семьи, досуга и жизни), задавая по поводу каждой из них (ценностей) вопрос «Что вам это даст?..» Все обнаружившиеся ценности От выпишите на отдель­ном листе бумаги и спросите клиента, не хочет ли он их изменить. Как именно это сделать, вы, возможно, уже догадались. Да, именно так: поменяв репрезентацию (кар­тинку) ценности с От на К. Вы можете это сделать внут­ри старой репрезентации или, что лучше — убрав старую репрезентацию ценности От в самый конец иерархии (можете представить себе, что там находится склад ста­рых ценностей, и поставив на ее место картинку, пред­ставляющую ценность К (разумеется — с соответствую­щей подстройкой субмодальностей). Только помните, что ценность От была мощным мотиватором (пусть и избега­ния, но временами очень энергичного). Теперь мотивато­ром вашего клиента должна стать ценность К. Мотиви­рует ли она его в достаточной степени? Проверьте это (конечно же, наряду с экологией), прежде чем завершать работу.

И последнее. Просматривая иерархию клиента, вы можете обнаружить ценности, которые явно конфликту­ют друг с другом. Так, в нашем примере ценность «день­ги» вряд ли является совместимой с ценностями «нали­чие свободного времени» и «необременительная нагруз­ка». Здесь нужна уже не просто перестановка, но инте­грация этих конфликтующих ценностей. Техника (про­цедура), с помощью которой вы сможете это сделать, описана в главе 4 данной части под названием «интегра­ция конфликтных убеждений» (т.е. точно так же, как с противоречащими друг другу убеждениями, вы можете работать и с конфликтующими ценностями)...

Упражнение 146.

-►Объясните кому-нибудь из своих знакомых роль ценностей в регуляции и мотивации поведения чело­века.


Упражнение 147.

(По: В. Столяренко. «Основы психологии»)

-►«Если вам предложили в пяти словах изложить свое понимание личного счастья (успеха), то какие из приведенных ниже ответов вы используете? Отметьте цифрой 1 свое самое важное для вас, цифрой 2 — чуть менее важное и т.д. до 5. А как бы на этот же вопрос вы ответили 10 лет назад (укажите 3—5 зна­чимых для вас факторов счастья 10 лет назад)?

активная деятельная жизнь

интересная работа

материально обеспеченная жизнь

наличие верных друзей

жизнь, полная удовольствий, развлечений

свобода, независимость

расширение своего образования, кругозора

мирная обстановка в стране

чистая совесть, честная жизнь

общественная активность

комфорт, покой

здоровье

любовь

наличие детей

достижение власти

уважение окружающих

творчество

равенство для всех

искусство

деньги любыми способами

успех в карьере

общение с людьми

вера

что-то другое...»

-►Проранжируйте терминальные и инструменталь­ные ценности М. Рокича, но не по порядку, а более простым образом: как бы разместив их в шесть групп по важности и значимости (причем не обязательно по три в каждой).


Упражнение 148.

-►Выявите и путем попарного сравнения опреде­лите «рейтинг» общих своих ценностей.

Упражнение 149.

-►Сделайте это также для трех сфер своей жизни

• работы

• семьи

• досуга

Упражнение 150.

-►Определите структуру своих глубинных (экзис­тенциальных) ценностей.

Определив, как нужно изменить и чем необходимо дополнить иерархии ваших ценностей, осуществите эти изменения и дополнения с помощью соответст­вующей техники. Не забудьте при этом определиться с ценностями От и К, а также теми из них, которые могут конфликтовать между собой.

Глава 3. Трансформация и использование критериев

В структуре ценностей человека есть те, которые в силу своей важности выделены в Нейролингвистическом про­граммировании в отдельный класс. Это так называемые ценности выбора или, иначе, критерии — то, на что мы опираемся, принимая решения и вынося суждения.

Система критериев, которой руководствуются в своей жизнедеятельности клиенты ПК, в большинстве случаев являются неэкологичными (иначе данные критерии не завели бы своих «владельцев» в тупик). Именно поэтому психотехнологии сдвига важности критериев для созда­ния устойчивой мотивации являются важными условия­ми ПК-работы в части оптимизации тех или иных облас­тей деятельности клиентов, а также их жизнедеятельно­сти в целом.


Что такое критерий

Несмотря на то, что в Нейролингвистическом про­граммировании критерии часто смешивают с ценностя­ми (называя их ценностями выбора), на самом деле это вполне самостоятельный феномен, определяющий стан­дарты, и признаки, на которые мы опираемся при выне­сении суждений и принятии решений.

Как утверждает Р. Дилтс («Фокусы языка») наши критерии определяют и формируют типы желаемых со­стояний, к которым мы стремимся, а также признаки, по которым мы оцениваем свой успех и прогресс в достиже­нии этих состояний. В частности, применение критерия «стабильность» к продукту, организации или семье дает основания для определенных суждений и выводов.

Применение критерия «способность к адаптации» ве­дет к иным суждениям и выводам относительно того же продукта, организации и семьи.

Изменяя структуру и/или иерархию критериев кли­ентов, можно полностью менять весьма существенные параметры их жизнедеятельности — разумеется в эколо­гичном направлении. Практическое изучение соответст­вующих психотехнологий мы начнем с выявления ие­рархии критериев, описанию которой предшествует не­большой комментарий автора (По: Р. Дилтс- «Фокусы языка», с. 103).

«Одним из основных способов выявления иерархии ценностей человека является поиск так называемых про­тивоположных примеров. По сути, противоположные примеры представляют собой «исключение из правил». Следующие вопросы позволяют выявить иерархию кри­териев человека путем подбора противоположных при­меров:

1. Приведите пример того, что вы могли бы делать, но не делаете. Почему?

Например: «Яне стану пользоваться туалетом, предназначенным для лиц противоположного по­ла, потому что это противоречит правилам». Кри­терий = «Следовать правилам».


2. Что бы могло все-таки заставить вас это сделать? (Противоположный пример).

Например:«Я воспользовался бы туалетом для лиц другого пола, если бы мне было действительно необходимо это сделать и у меня не было бы выбо­ра». Критерий более высокого уровня = «Целесо­образность в критическом положении». Далее в тексте вышеупомянутого произведения сле­дует/ то, что можно назвать уже прямой инструкцией клиенту (с. 104).

«...Чтобы определить собственную иерархию крите­риев, ответьте на следующие вопросы:

1. Что может подтолкнуть вас к тому, чтобы по­пробовать нечто новое?

2. Что может остановить вас, даже если ваше за­нятие отвечает условиям вашего ответа на вопрос Ml? (Противоположный пример А.)

3. Что может заставить вас вернуться к своему занятию, даже если вы остановились по причинам, ука­занным вами в ответе на вопрос № 2? (Противополож­ный пример Б.)

4. Что может заставить вас снова прекратить это занятие? (Противоположный пример В.)

Обдумывая ответы, обратите внимание на то, ка­кие вы применяете критерии и в каком порядке. Воз­можно, вы начнете делать нечто потому, что оно при­несет вам ощущение творчества, волнения или развле­чет вас. Это будет первый уровень ваших критериев. Возможно, вы прекратите свое творческое, волнующее и веселое занятие, поскольку почувствуете, что ведете себя безответственно по отношению к своей семье (про­тивоположный пример А.). В этом случае критерий «ответственность» перевешивает критерии «творчес­тво» и «развлечение». Тем не менее вы можете вер­нуться к своему «безответственному» занятию, -если почувствуете, что оно необходимо для вашего лично­стного роста (противоположный пример Б.). Таким об­разом, «личностный рост» окажется в вашей иерархии критериев выше, чем «ответственность» или «развле­чение». В дальнейшем вы можете обнаружить, что


прекратите делать то, что необходимо для вашего личностного роста, если убедитесь, что это занятие ставит под угрозу вашу личную безопасность или безо­пасность вашей семьи (противоположный пример В.). Таким образом, критерий «безопасность» окажется в вашей иерархии критериев выше всех остальных.

Определить противоположные примеры (и, следова­тельно, иерархию критериев) также позволяют следую­щие вопросы:

1. Что подтолкнет вас к тому, чтобы попробо­
вать нечто новое?

Например: «Безопасность и легкость этого занятия».

2. Что позволит вам попробовать нечто новое, да­
же если оно не отвечает условиям вашего отве­
та на вопрос Ml (т.е. если это небезопасное и
достаточно сложное занятие).

Например: «Если при этом я смогу многому научиться».

Сдвиг критериев

После того как вы определили иерархию критериев вашего клиента, настала пора ее экологизировать. Для этого вам следует определить критерий, который негатив­но сказывается на характере жизнедеятельности клиента (например, критерий «быть правым» далеко не лучшим образом «отзывается» на отношениях человека с другими людьми, а критерий «всегда оставаться спокойным» про­сто сделает из него сердечника), после чего осуществить отчасти похожее на описанное в прошлой главе субмо-дальностное редактирование, а именно технику сдвига критериев (По: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами).

1. Определите главную или ключевую субмодаль-ность, которая создает континуум для иерархии критериев.

2. Определите критерий, который вы собираетесь «отрегулировать» для клиента, и его нынешнее положение на континууме.


3. Определите общее желаемое положение критерия на этом континууме т.е. место, где он должен стоять.

4. Медленно перерегулируйте критерий в направле­нии желаемого изменения, пока клиент не почув­ствует или обнаружит, что это то, что нужно.

Для того чтобы эта процедура стала вам более понят­ной, приведу пространную цитату из вышеупомянутого источника (с. 108-109).

«1. Сначала возьмите уже выявленные вами субмо­дальные кодировки и определите, как они создают кон­тинуум. У Дэвида наиболее важной субмодальностью бы­ло расстояние: чем важнее критерий, тем ближе к нему он находился.

2. Помогите вашему партнеру определить критерий, который он хочет сделать более или менее важным, и выясните, где он находится на его иерархии критериев. Не забудьте проверить экологию.

3. Определив критерий, который ваш партнер соби­рается сдвинуть, определите, где он хотел бы остановить­ся. Хочет ли он сделать его БОЛЕЕ важным, СТОЛЬ ЖЕ важным или МЕНЕЕ важным, чем некий другой крите­рий? Выясните, где на иерархии находится этот второй критерий.

4. Потом медленно измените критерий соответствую­щим образом (близость, размер, яркость, цвет и т.п.). Отрегулируйте субмодальности так, чтобы критерий был закодирован на ту степень важности, которую человек хочет иметь. Например, если передвижение вверх делает нечто более важным, и ваш партнер хочет сделать нечто более важным, пусть он возьмет репрезентацию крите­рия и позволит ей медленно подниматься до тех пор, по­ка она не займет нужное положение. Если он сортирует по размеру, он может позволить картине медленно уве­личиваться до тех пор, пока она не станет в точности нужного размера, что позволит ему понять, что этот критерий так важен, как ему хотелось бы. Если он сор­тирует по аудиальной громкости, он может позволить звуку становиться громче до тех пор, пока тот не достиг­нет нужного уровня. Даже если человек не определил, по


сравнению с чем он хочет сделать новый критерий более или менее важным, когда вы просите его передвинуть критерий на «нужное место», обычно он интуитивно хо­рошо чувствует, где это место. Люди также сообщали, что если они передвигают новый критерий слишком бы­стро, то тут же знают, что дело заходит слишком далеко, и отодвигают его назад, туда, где они ощущают больший комфорт. Они могут чувствовать, когда он не на месте, и это ощущение обычно является сигналом озабоченности экологией.

Помните, что это изменение нужно делать медленно. Вы можете использовать жесты рук, чтобы помочь кли­енту, но не идите дальше или быстрее, чем это делает он. Если он поднимает критерий, не позволяйте критерию взлететь быстро, чтобы он не стал важнее самой жизни. Если вы делаете это чересчур быстро, то «быть аккурат­ным» может в конце концов оказаться важнее, чем «оставаться в живых»! (смех) Это не экологично!

Когда вы просите человека «приблизить критерий», то этот критерий приближается ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУ­ГИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ЕГО ИЕРАРХИИ КРИТЕРИЕВ. Благодаря этому метод срабатывает. Иногда я добавляю к своим предварительным инструкциям, «О'кей, теперь у вас может быть ощущение, что все остальные ваши критерии тоже находятся там и являются частью конти­нуума». Вы больше узнаете о том, как все это работает, когда проделаете это упражнение».

Разумеется, что как и в случае работы с ценностями (и практически аналогично), вы также можете

• увеличить важность критерия

• вообще убрать его из иерархии или

• заменить другим, более экологичным критерием.

«Сцепление» критериев

Некоторые клиенты ПК могут обратится за помощью в довольно специфической области: затруднениях во взаимоотношениях с другими людьми, вызванными не­сходством критериев (например, главным критерием му­жа может быть «безопасность», а жены «повышение


уровня жизни»). В этом случае вам нужно прибегнуть к классическому рефреймингу — переопределению каждого (или одного из критериев) (например, «безопасность» можно переопределить как «стремление к сохранению до­стигнутого уровня жизни», что сразу делает его куда более близким к «повышению уровня жизни». Аналогичную работу можно проводить и для групп людей — например, конфликтующих между собой приверженцев «качества», с одной стороны, и «творческого подхода» — с другой. Пе­реопределение «качества» в «поиск удачных альтернатив­ных решений» позволит в данном случае как увязать два этих ранее противоречивших друг другу критерия.

Для тренировки в этой технике сцепления критериев (описание ее, как вы, наверное, поняли, уже дано) вос­пользуйтесь следующим упражнением (По: Р. Дилтс. «Фокусы языка», с. 91—92).

«...Попробуйте проделать это сами, используя остав­ленные ниже пробелы. Впишите очевидно противопо­ложные критерии в пробелы, обозначенные как Крите­рий № 1 и Критерий № 2. Затем проведите рефрейминг каждого критерия, чтобы получить слово или словосоче­тание, пересекающееся по смыслу с исходным критери­ем, но позволяющее взглянуть на него в новом ракурсе. Попробуйте найти фреймы, которые «сцепят» два исход­ных критерия и сделают их более совместимыми.

Образец:
Профессионализм Самовыражение

Личностная целостность Свобода

Критерий № 1 => Новый Новый => Критерий № 2

фрейм № 1 фрейм М 2

Попробуйте найти фреймы, которые «сцепят» сле­
дующие критерии:
Работа с клиентами =>____________ ______________ <= Рост прибыли

Критерий № 1 => Новый Новый => Критерий № 2

фрейм № 1 фрейм № 2


Приведите собственные примеры Критериев № 1 и № 2 и найдите несложные фреймы, которые помогут со­единить их в одну цепочку.

Критерий № 1 => Новый Новый => Критерий № 2

фрейм № 1 фрейм № 2

Критерий № 1 => Новый Новый => Критерий № 2»

фрейм № 1 фрейм М 2

Создание критериального соответствия

Под критериальным соответствием в НЛП понимает­ся совокупность специфических и очевидных признаков, с помощью которых человек определяет для себя, соот­ветствует ли конкретная ситуация некоторому избран­ному им критерию. Поскольку большинство клиентов ПК живут с мета-фреймом «Все не так и не то», ниже­приведенная психотехнология может реально помочь им примирится с миром.

Чтобы сделать данную технику установления крите­риального соответствия, необходимо прежде всего опре­делить это самое соответствие. Для того предложите кли­енту следующее (По: Р. Дилтс. «Фокусы языка», с. 92). «1. Вспомните какой либо критерий (или ценность), соответствие которому для вас достаточно значимо (качество, творчество, уникальность, здоровье и т.д.). 2. Как именно вы определяете, насколько вы соот­ветствуете этому критерию? Вы можете это увидеть? Услышать? Ощутить? Это состояние целиком и полностью основано на вашей внут­ренней оценке, или вам требуется подтвержде­ние со стороны (т.е. мнение другого человека или соответствие объективному показателю?)» Далее нужно просто усилить обнаруженное соответст­вие (По: Р. Дилтс. «Фокусы языка», с. 93—94).

«1. Представьте, что вы уже достигли той цели или того результата, которые соответствуют выбранному вами выше критерию, и получаете от этого настоящее удовольствие. Сосредоточъ-


тесь на том, что вы видите, слышите, делаете и чувствуете, наслаждаясь преимуществами нового положения. 2. Настройте сенсорные характеристики вашего переживания так, чтобы оно стало еще более привлекательным и мотивирующим. Увеличит­ся ли привлекательность переживания, если вы, добавите цвет? Яркость? Звук? Слова? Движе­ние? Что будет, если приблизить образ или уве­личить расстояние до него? Что произойдет, ес­ли вы увеличите или уменьшите звук? Что вы чувствуете, замедляя или ускоряя движение? Определите, какие именно качества делают ва­ше переживание наиболее привлекательным».

Мотивирование с использованием критериев

Существует и еще одна (далеко не последняя) возмож­ность использования критериев в НЛП — для создания мотивации клиента на нечто весьма полезное для него, что он никак не может осуществить (например, вести трезвый образ жизни). Это так называемая «техника иерархии критериев» Р. Дилтса, которую мы приводим здесь в несколько упрощенной форме (По материалам семинара П. Врицы «Работа с убеждениями» — ИГИСП).

1. Положите на пол четыре листа бумаги, обозна­чив каждый из них как позиции 1—4 и, может быть, даже надписав так, как это приведено в таблице (сделав, однако, между листами проме-жуток, равный небольшому шагу).

Позиция 4 Позиция 3 Позиция 2 Позиция 1
То, что замотиви- То, что оста- То, что То, что ты
рует тебя делать навливает тебя мо- хотел бы.
это несмотря на тебя, застав- жет замо- делать, но
то, что тебя ос- ляя не делать тивиро- не делаешь
танавливает это (лимити- вать де-  
(высшие критерии, рующие кри- лать это  
превышающие или терии)    
превосходящие ли-      
митирующие)      

2. Попросите клиента войти в позицию 1 (стать на соответствующий лист) и предложите опре­делить то, что ему хотелось бы делать, но что он, к сожалению, в настоящее время не делает. В данном случае, в соответствии с предложенным нами примером, речь пойдет о действиях, свя­занных с трезвым в широком смысле этого слова образом жизни.

3. Предложите ему перейти в позицию 2 и опреде­лить критерии, которые мотивируют его в же­лании этого нового поведения. Например, таки­ми критериями могут стать «быть здоровым» или «нормально жить». Попросите «клиента» определить субмодальностные характеристики для каждого из этих критериев т.е. предло­жите ему подумать о «быть здоровым» или «нормально жить» и описать, что (и как) он при этом видит, слышит и чувствует. Запишите эти характеристики.

4. Теперь пусть он перейдет в позицию 3 и опреде­лит критерии, которые буквально не дают ему измениться. Например, это может быть крайне распространенный критерий, как «не хватает силы воли». Опять-таки определите субмодаль­ностные характеристики, репрезентирующие (представляющие) этот самый лимитирующий критерий.

5. А теперь в позиции и выявите критерии еще бо­лее высокого уровня, которые превосходят ли­митирующие критерии и прошлого шага, спросив вашего клиента: «Что может быть достаточно важным, чтобы ты смог проявить силу воли. Таковым, например, может оказаться критерий «ответственность за жену (мужа) и детей». Однако если это вообще «внесемейный» субъект, ищите что-нибудь другое, но тоже важное. Так же определите субмодалъностные характери­стики найденного высшего критерия.

6. Теперь, вернувшись в позицию 1, заякорите же­лаемое поведение (пусть клиент о нем подумает


и ассоциируется с этим желаемым), а затем пе­реведите своего подопечного в позицию 4, минуя позиции 2 и 3. И примените обнаруженный кри­терий высшего уровня для преодоления лимити­рующего возражения, сказав буквально следую­щее (для вышеприведенного примера). «Посколь­ку твое поведение является моделью для твоей (твоего, твоих) жены (мужа) и детей, не про­явишь ли ты больше ответственности, если найдешь в себе и проявишь силу воли, чтобы быть здоровым и нормально жить, поддерживая трезвый образ жизни?»

Сразу же после этого переведите своего подопечно­го из позиции 4 в позицию 3 и предложите ему найти способ достижения желаемого поведения так, чтобы оно удовлетворяло критериям всех трех уровней и не нарушало бы критериев ли­митирующих. Например, спросите его «Есть ли какая-нибудь программа трезвого образа жизни, которая не требовала бы большой силы воли и в которой могли бы участвовать твои жена (муж:) и дети?». А после перенесите субмодалъ-ностные характеристики критериев высшего уровня на аналогичные свойства лимитирующих критериев и желаемого поведения.

Упражнение 151.

-►Определите иерархию собственных критериев, взяв за основу стремление попробовать нечто новое.

Осуществите сдвиг или замену тех критериев, ко­торые вы сочтете неэкологичными.

Упражнение 152.

-►Поупражняйтесь в сцеплении противоположных критериев — например, на материалах фракций Гос­думы или на чем-нибудь еще.

Создайте у себя критериальное соответствие по достаточно важному критерию или ценности.


Упражнение 153.

-►«Замотивируйте» себя на что-то «разумное, доб-рое и вечное» с помощью техники «сдвиг критериев».

Упражнение 154.

-►Объясните кому-нибудь различие между ценно-стями и критериями.

Упражнение 155.

-►Не используя пока формальную психотехноло­гию, обдумайте, по каким критериям вы оцениваете

— жизненный успех

— оптимальные семейные отношения

— хорошую работу

— привлекательный досуг.

Глава 4. Модификация убеждений

При всей бесспорной и весьма важной роли в регуляции человеческой жизнедеятельности мета-программ, ценно­стей и критериев, все они, тем не менее, оказываются как бы подчиненными к следующему, более высокому уровню «регуляторов», а именно системе убеждений человека. Ибо библейское «каждому по вере» давно уже расшифро­вывается энэлперами как «каждому по его убеждениям», и любой человек получает в этой жизни только то, во что верит и в чем он убежден. Поэтому в Нейролингвистиче­ском программировании.как исходный и базовый принят принцип П. Вацлавика «убеждение — это самореализую­щееся пророчество» (или «самоисполняющееся предсказа­ние»), а ПК-работа по определению и экологизации чело­веческих убеждений давно уже стала самостоятельной и очень важной частью современного НЛП.

Роль человеческих убеждений

По некоторым данным и мнениям, убеждения следу­ет отнести к важнейшим регуляторам человеческого по-


ведения и «главнейшим» элементам его туннеля реаль­ности.

По своей сути они представляют собой просто обоб­щение. О себе самом, о мире или о себе и о мире — включая других и их взаимоотношения. Убеждение — это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и гра­ницах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеж­дение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру.

Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т.е. если мы, например, ис­кренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т.д.

Согласно Нейролингвистическому программированию, к основным функциям убеждений относятся следующие (по материалам мастерского курса X. Бренера и X. Кон-гсбах — ИГИСП).

Убеждения функционируют как фильтры.

Они обеспечивают то, что вы заметите важные (для себя) вещи и отвергнете то, что неважно. Ваши убежде­ния говорят вам, что вы можете делать, а что нет — в настоящем и в будущем (но опять-таки — с вашей собст­венной точки зрения).

Убеждения определяют вашу реакцию — причем в любой момент времени.

Убеждения структурируют ваши переживания и говорят, что делать дальше.

Убеждения заполняют разрывы в знаниях.

Когда мы не знаем, что является истинным, нам нужны убеждения для заполнения этих разрывов. Мы образуем связки, которые помогают сделать наши пере­живания целостными.

Убеждения придают смысл вашей жизни, помога­ют вам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.


Однако все это весьма полезное они делают для нас только до тех пор, пока не перейдут в разряд ограничи­вающих убеждений, которые точнее всего можно было бы назвать убеждениями неэкологичными — т.е. не со­ответствующими сути, естеству и течению человеческой жизни.

Определение ограничивающих убеждений

В качестве своеобразных индикаторов «выхода на по­верхность» клиента убеждений (того, что вы на них на­ткнулись), в Нейролингвистическом программированиии обычно выступают следующие паттерны (по материалам семинаров П. Врицы — ИГИСП).




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.045 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7