Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Верования Идентичность





Во-вторых, «прохождение» и «освоение» каждого из
Логических уровней «включает» совершенно различные,
ро поступательно-мощные системы нашего сознания и
тела. Какие именно системы, до сих пор полностью не
известно. Однако кое-какие сведения вы можете почерп­
нуть из нижеприведенного (По: Я. Мак-Дермотт, Дж.
О'Коннор. «НЛП и здоровье»).
ОкружениеРефлексы

Поведение Сознательные действия

Способности Полубессознательное
Верования Вегетативная нервная система

Идентичность Иммунная и эндокринная системы

Впрочем, хватит теории. Все равно всего не скажешь, ибо концепция нейрологических уровней является ис­ключительно сложной и всеобъемлющей. Поэтому огра­ничимся только одним — но очень важным — замечани­ем, после чего перейдем к изложению конкретных тех­ник работы на логических уровнях.

Как вы уже знаете, в Нейролингвистическом про­граммировании изначально выделялось (и выделяется до сих пор) пять логических уровней: окружение, поведе­ние, способности, верования и идентичность. Однако в процессе нашей терапевтической и консультационной деятельности мы обнаружили, что этого недостаточно. И постепенно перешли к работе на девяти логических уровнях, которые, с одной стороны, дают возможность точнее и проще проработать любую проблему как бы на трех глобальных, но тоже уровнях, а во-вторых, позво­ляют куда сильнее активизировать бессознательное чело­века для достижения им желаемой цели. То, что в итоге получилось (схема девяти логических уровней, разбитых на три «тройки»), приведено ниже.



       
       

Окружение Поведение

Способности__

Намерения

Ценности

Убеждения _______


     

Заполнение логических уровней

Работу с клиентом ПК на логических уровнях (осо­бенно, если это вышеупомянутый «посторонний» с экзи­стенциальными проблемами) можно начинать с психо­технологии, позволяющей ему наполнить их (логические уровни) конкретным содержанием и — далеко не всегда только лишь «в первом приближении» — испытать близ­кие к пиковым переживания и осознания, а также ощу­тить, увидеть или услышать Видение (ударение на пер­вом слоге). А это совершенно фантастическое состояние, когда ты полностью соединен с миром, собой, другими, прошлым, настоящим и будущим; и образ чего-то огром­ного, символического или даже абстрактного предстает перед тобой и наполняет тебя Смыслом. Может быть, именно поэтому людям, соединенным со своим Видени­ем, психотерапия как таковая обычно оказывается не нужна — все свои проблемы они легко решают, вызвав образ Видения (или как бы растворяют их в нем). По­мочь в обретении этого Видения может великолепная техника «тест логических уровней», которая позволяет определить все то, что вам действительно важно в вашей жизни и, соответственно, прикоснуться к ее Смыслу и Предназначению. Технику эту мы почерпнули из семи­нара «Обучение с открытым сердцем», проведенного П. Врицей и организованного ИГИСП, где она называ­лась «Паттерны/разделения на блоки». Но сильно моди­фицировал ее — возможно, до неузнаваемости.

Делается же эта техника так.

1. Определите любые два предмета, которые вам нравятся (не важно, где находятся эти предме­ты: дома, на работе или в ваших собственных карманах).

2. Спросите себя: «Символом или примером чего яв­ляются для меня эти вещи? Чему они служат и что дают?»


3. Обязательно запишите полученные ответы (не менее трех) и снова задайте себе вышеописанный вопрос, но уже по поводу этих ответов.

4. Делайте это шаг за шагом до тех пор, пока не дойдете до высших логических уровней и не уви­дите, услышите или ощутите в себе что-то по­хожее на Бесконечность и Чистое Бытие.

5. По очереди вспомните все основные контексты вашей жизни (ситуации собственной жизнедея­тельности) и внесите в них VAKD этого Высшего.

6. Просмотрите запись своих ответов и разбейте их по логическим уровням.

7. Проанализируйте то, что получилось.

Для примера приведем две итоговых записи резуль­татов подобной процедуры, которую мы сделали по просьбе пожилого чиновника и молодой бизнес-вумен (угадайте — где кто?).

Лист № 1____

Сотовый телефон_________ Сумка из крокодиловой кожи__________

Свобода Безопасность_____ Забота________ Удобство_____________

Спокойствие Уверенность в себе Контролируемость ситуации_______

Новые возможности_______ Свобода в действиях__________________

Желание жить, чтобы жить Удовольствие от жизни как таковой

Самостоятельность______ Принятие решений за себя и других_____

Возможность понять и уловить смысл существования_____________

Созерцание______ Мироощущение_______ Бытие___________________

Лист № 2___

Секретер XIX века_______________ Картины на стенах____________

Уют и удобство обстановки Отдых для глаз Память о событиях жизни Удовлетворение Удобство в труде Красота ближайшего окружения

Приятные воспоминания и размышления_________________________

Полнота жизни_______ Спокойствие______ Наслаждение__________

Одухотворенность ____________ Прекрасность мира___________

Победа разума___________________ Целесообразность_____________

Счастливый человек в прекрасном мире__________________________


Анализ и коррекция ситуации с использованием ЛУ

Тест логических уровней в психотерапевтическом пла­не является прекрасным способом внесения Высших ре­сурсов в повседневную жизнедеятельность человека. Од­нако ЛУ-терапия «обычных» клиентов обычно начинает­ся с другой процедуры — техники анализа и коррекции ситуации на логических уровнях. Первое, что здесь вам необходимо сделать, так это подготовить комплект •листов (обычного П-го формата) с их — логических уровней — обозначениями. Листы эти разложите на полу в следующем порядке.



Окружение

Поведение

Способности

Намерения

Ценности

Убеждения

Идентичность

Миссия

Смысл

 


Теперь можно уже приступать к самой процедуре, в которой причудливым образом будут смешиваться ассо­циированные с каждым уровнем и диссоциированные от него состояния.

1. Предложите клиенту встать на лист «Окруже­ние» и представить себе всех тех людей и все те обстоятельства, которые будут окружать его в последующей жизни. А после того, Как он это сделает, попросите его как бы оценить, кто и


что из этого его окружения, т.е. какие субъекты и ситуации мешают ему проявлять или иметь желаемое состояние или поведение.

2. Теперь пусть он сойдет с этого листа, станет или сядет рядом с ним и честно ответит, на­сколько готов он к встрече с этими «сбивающи­ми с истинного пути» людьми и обстоятельст­вами, т.е. чувствует ли он в себе готовность противостоять всем этим мешающим факто­рам. Для того чтобы клиент смог ощутить уро­вень этой готовности, пусть опять ассоциирует­ся со своим окружением, снова встав на соответ­ствующий лист.

3. Поскольку скорее всего обнаружится, что готов­ность эта у клиента недостаточная, предложи­те ему (предварительно сойдя с листа) подоб­рать необходимый ресурс для каждого «проблем­ного» человека или ситуации, вспомнить любую ситуацию, в которой у него (клиента) этот ре­сурс был, ассоциироваться с собой в этой ситуа­ции, в данном ассоциированно-ресурсном состоя­нии вновь встать на лист «Окружение» и по­смотреть, что получится. Продолжайте делать это до тех пор, пока окружение клиента не ста­нет беспроблемным и, при необходимости исполь­зуйте любые уже известные вам техники лично­стного редактирования.

4. Закончив с уровнем окружения, последовательно проделайте все это для уровней:

Поведения (Какие действия или какое поведение могут помешать проявлять или иметь желаемое состояние или поведение?)

Создайте альтернативные варианты поведения и дей­ствий

Способностей (Какие твои качества могут стать тебе помехой?)

Трансформируйте эти качества в нечто позитивное Намерения (Какие желания и цели могут помешать те­бе проявлять или иметь «искомое» состояние или пове­дение?)


Создайте альтернативные цели и желания Ценности (Какие твои ценности могут стать тебе по­мехой?)

Измените их место в иерархии в сторону понижения Убеждения (Какие убеждения могут помешать тебе проявлять или иметь желаемое состояние или поведе­ние?)

Замените их на более экологичные Идентичность (Что в тебе самом может стать тебе помехой?)

Осуществите рефрейминг аспектов самоидентичности Миссия (Как то, зачем ты пришел в этот мир, может помешать тебе иметь или проявлять желаемое состоя­ние или поведение?)

Трансформируйте негативные аспекты выполнения или восприятия миссии

Смысл (Как твое отношение (какое отношение) к миру и жизни может стать тебе помехой?) Помогите переосмыслить неэкологичные отношения

Дизайн личностного совершенства

В принципе, только лишь одной вышеописанной до­вольно-таки громоздкой, но в сути своей весьма простой и чрезвычайно эффективной процедуры бывает вполне достаточно, чтобы окончательно разобраться с любой проблемой клиента. Однако она, как вы наверное заме­тили, построена как бы в режиме «От», в связи с чем в своей практике мы обычно дополняем (или заменяем — в зависимости от ситуации) данную процедуру техникой дизайна совершенства (опять-таки на логических уров­нях). Делается она так.

1. Верните вашего клиента к первому листу («Ок­ружение») и диссоциированно попросите его пред­ставить, кто или что из того, что могло бы его окружать, может помочь ему обрести желае­мый результат. И после того, как он как бы отстранение от себя увидит этих людей и об­стоятельства, попросите его встать на лист «Окружение» и представить себя окруженным


этими самыми людьми и обстоятельствами, т.е. ассоциированным с ними.

2. Предложите клиенту встать рядом с листом «Поведение» и по думать о том, какие такие новые его действия могли бы помочь ему в этом. То, что обнаружится, введите в его же поведен­ческий репертуар с помощью, например, любых техник изменения сценариев. Учтите, данную работу клиент должен выполнять вне листа «Поведение» и только после того как новый по­веденческий репертуар будет создан, ассоцииро­ваться с ним и просмотреть все эти новые дей­ствия стоя на листе и из своих глаз (не менее трех раз).

3. Попросите клиента представить, какие каче­ства человеческой личности могли бы дать ему возможность беспроблемно проявлять или иметь желаемые состояния или поведение и создайте их посредством любой подходящей техники (на­пример, взмаха) (опять-таки: сначала диссо­циированно, а потом, уже с этими новыми каче­ствами, ассоциированно на листе «Способно­сти»),

4. Предложите клиенту обдумать намерения цели и желания,которые помогут ему вопло­тить желаемый результат, представить соот­ветствующие образы и «картинки» и размес­тить их в будущем на линии времени. Как бы захватив с собой эти цели и желания, пусть он встанет на лист «Намерения».

5. Попросите клиента представить, какие ценно­сти могли бы по мочь ему проявлять или иметь желаемые состояние или поведение, предста­вить их (ценностей) репрезентации, после чего ввести все это в иерархию его ценностей. Со всем этим новым пусть он встанет на лист «Ценности».

6. Предложите клиенту обдумать, какие убежде­ния могут помочь ему воплотить желаемый ре­зультат, сформулируйте и «имплантируйте»


их в систему его убеждений с помощью, напри­мер, ДПДТ. Захватив с собой эти «имплантан­ты», пусть он встанет на лист «Убеждения». 1. Попросите клиента представить те неизвест­ные пока ему аспекты его сущности, которые могли бы способствовать в проявлении или во­площении желаемого состояния или поведения и создайте их с помощью, например, внеконтек-стного взмаха с распространением нового образа «Я» в прошлое, настоящее и будущее. Взяв с со­бой все эти новые образы «Я» пусть он встанет на лист «Идентичность».

8. Предложите клиенту в контексте желаемого результата обдумать различные аспекты его Миссии (и вообще подумать о своей миссии), после чего пусть он даст возможность своему бессознательному создать соответствующий образ, звук, ощущение (чувство). С этим VAKD пусть встанет на лист «Миссия».

9. И, наконец, попросите клиента представить желаемое состояние или поведение как новый смысл и способ бытия в мире. А далее пусть он предложит своему бессознательному создать символ, который выразил бы этот новый смысл и способ. «Захватив» с собой этот символ, пусть встанет на лист «Смысл».

10. Теперь предложите клиенту сойти с последнего логического уровня и начиная с него (листа «Смысл»), сложить как бы в единый пакет ос­тальные листы, подкладывая их один под дру­гой, и как бы собирая воедино свои новые или до­полнительные смысл, миссию, идентичность, убеждения, ценности, намерения, способности, действия и окружение.

Интеграция логических уровней

Вышеописанная техника обладает совершенно фанта­стической созидающей силой, хотя конечно же, достаточ­но сложна в исполнении. Однако в том-то* и заключается


нощь организованного по логическим уровням человече­ского бессознательного, что даже без осуществления всех выше рекомендованных терапевтических интервенций, од­но только перемещение по ним человека — в режиме свое­образной мечты о лучшей жизни — буквально способно творить чудеса: как бы вписывая его в эту новую жизнь, а программу этой самой жизни — в его же мозг. Делается эта техника прохождения логических уровней так, как описа­но ниже, но прежде, чем приступить к использованию ее в работе с клиентами, вы просто обязаны несколько раз «пропустить» все нижеописанное через самого себя.

Этап 1 (подготовительный)

Подготовьте девять листов бумаги (достаточно крупных). Напишите на них названия логических уров­ней (тоже крупными буквами) и разложите эти лис­ты на полу по порядку и так, чтобы с листа на лист вы могли переходить, сделав небольшой шаг.

Теперь подумайте о своей новой жизни как оничем не ограничиваемоймечте. Вспомните, как вы умели мечтать в детстве. Договоритесь сами с собой, что вы не будете мешать себе мечтать. И помечтайте о том, каким вы будете, когда станете совсем-совсем дру­гим лучшим.

Этап 2 (основной)

Встаньте на лист «Окружение». И начните меч­тать о своем новом, позволив себе представлять все то и всех тех, кто будет вас окружать, когда вы станете вести эту свою новую жизнь.

Перейдите на лист «Поведение» и повернитесь спиной ко всем последующим логическим уровням (снизувверх вы должны идти именно так дабы обозревать все те уровни, которые уже прошли). И по­мечтайте о том, что вы будете делать, когда станете жить этой жизнью.

Перешагните на лист «Способности». И начните мечтать о новых своих чудесных качествах — физиче­ских и психологических, которые вы скоро обретете в этой новой жизни.


низкая мотивация — низкая для изменения мета­программ. А успех в изменении мета-программы зависит от сильной мотивации личности почти точно так же, как и от качества соответствующей психотехнологии. Плюс к этому новые убеждения о значимости добавленных пат­тернов часто должны быть закреплены и усилены. А так как на развитие новой привычки уходит примерно три недели, визуальные интервенции — это самые легкие спо­собы для практики и будущей подстройки развивающихся качеств. При этом, конечно же, очень важно заботиться об экологии совершенных изменений.

Собственно же техника изменения мета-программ попунктно выглядит так (По: М. Аткинсон и материалам мастерского курса ИГИСП). I. Изменение и подстройка к будущему новых мета-программных отличий 1.1.Создайте визуальные конструкции ключевых от­личий образа себя, ведущих к измененной мета­программе. Во-первых, изобразите себя так точно, как можете с головы до ног. Определите желаемый исправленный образ себя, взаимодействующий с другими. Найдите из прошлого личный опыт, когда вы вы­ражали паттерн желаемой мета-программы или воспользуйтесь Генератором Нового Поведения, картируя с человека, хорошо применяющего дан­ную мета-программу. Создайте визуальное кино того, что вам бы хотелось делать хорошо. Из это­го кино увеличьте и преувеличьте любые визуаль­ные ключи, которые поведенчески специфичны и ориентированы на действие, для того чтобы ти­пизировать мета-программу. Например, вы могли бы преувеличить подходящие изменения дыхания и позы, специфические жесты, изменение выражения лица, цвет лица, кивание, линии морщин вокруг глаз при улыбке, тип прищуривания, жестикуля­цию рук или особую походку.

Теперь вообразите короткий диссоциированный ви­деоклип, в котором вы будете наблюдать и слу­шать себя во взаимодействии с человеком, кото-


рый поддерживает и увеличивает ваши желаемые черты.

Усильте визуальный желаемый образ себя, в кото­ром отражается и развивается каждая новая ме­тапрограмма. Увеличьте субмодальности своего видеоклипа до еще большей интенсивности. Убеди­тесь, что ваш фильм в движении и трехмерен. На­пример, если увеличение яркости, расцвечивание или расширение образа увеличивают его привлека­тельность, отрегулируйте эти субмодальности до максимального достижения эффекта.

1.2. Визуально повторите и затем подстройте эффек­
тивную мета-программу образа себя в различных
клипах с будущими возможностями и новыми сце­
нами. Во-первых, запустите свой фильм о вашем
образе себя с эффективной мета-программой, ук­
рашая и усиливая все поведенчески-специфические
признаки.

Теперь сместите детали фона своего фильма в по­зитивную, не производящую тревоги ситуацию и наблюдайте, слушайте и ощущайте прогресс этого эффективного нового образа себя через всю сцену, от начала до конца, взаимодействуя так, чтобы каждый акт поведения увеличивал эффективные паттерны.

Повторите этот фильм для нейтральной или обы­чной ситуации.

Теперь запустите видеоклип для любой неэколо­гичной ситуации (с точки зрения старой мета­программы), но уже с новой мета-программой об­раза себя, осуществляющего взаимодействия. Наконец, пересмотрите этот видеоклип в «худшей из всех возможных» ситуаций. Отрегулируйте то, что получилось. Добавьте любые другие полезные качества к своему образу, если это нужно.

1.3. Если то, что получилось, вам подходит, сделайте
свой образ с эффективной мета-программой автома­
тически привычной реакцией на любые ситуации.
Без использования вашего нового образа себя пред­
ставьте ситуацию, в которой вам нужна новая


Кто и что тебя окружает?

Что ты делаешь?

Как ты это делаешь — за счет каких твоих способностей?

Чего ты хочешь?

Почему это для тебя важно или зачем это тебе надо?

Во что ты в связи с этим веришь?

Кто ты? И в чем твоя суть и уникальность?

Зачем ты пришла в этот мир? Что ты несешь миру и людям?

Чем для тебя является мир? В качестве чего и/или кого он выступает?

После прохождения частью всех логических уровней можно предложить клиенту сделать следующее.

«Попроси свое бессознательное выразить все, что открылось, в виде образа (света, цвета), звука, ощуще­ния или даже утверждения и принципа».

После же того, как этот VAKD уже знакомого вам Видения станет доступным для клиента (а это всегда не­что сущностное и даже трансцедентное) опять-таки пред­ложите клиенту:

«Введи то, что обнаружилось, в часть, с которой мы работали, так, чтобы оно полностью наполнило ее и преобразовало в то, чем она может и должна быть».

Как правило, трансформация символа Самостоятель­ной Единицы Сознания (и, соответственно, ее назначе­ния, жизнедеятельности и сути) начинается где-то со второй «тройки» логических уровней. Полная же «эко­логизация» СЕС происходит на уровнях Идентичности, Миссии и Смысла, а завершается — соединением части с Видением.

«Жевательная резинка консультирования»

Благодаря работам Р. Дилтса логические уровни бы­ли положены в основу очень своеобразной, но буквально. универсальной модели работы с клиентами ПК, которая получила рабочее название «жевательная резинка» кон­сультирования (жевательная в том смысле? что ее можно


жевать, пока не добьешься цели работы). В системном НЛП она, правда, называется «гимнастический зал в джунглях». Основана она на трех составляющих процес­са анализа и осуществления изменений в Нейролингви­стическом программировании:

• логических уровнях

• временных параметрах (прошлое, настоящее или будущее)

• трех позициях восприятия (1-я — с собственной точки зрения; 2-я — с точки зрения другого уча­стника проблемы или взаимодействия, 3-я — с по­зиции «стороннего наблюдателя», который обозре­вает вас, другого и ваши взаимоотношения).

Представить эту «жевательную резинку» можно в виде следующей трехмерной структуры.

Смысл

Миссия

Идентичность

Убеждения

Ценности

Цели

Способности

Поведение

Окружение

Прошлое

Настоящее

Будущее

1-я позиция («Я»)

2-я позиция («Он»)

3-я позиция («Я» и «Он» со стороны)

Логические уровни


Согласно данной структуре, работу с любой пробле­мой клиента можно осуществлять с точки зрения девяти логических уровней, трех временных параметров и трех позиций восприятия, что соответствует восьмидесяти од­ной позиции «раскрутки» СЕС или ее «выращивания».


Что она делала? Что она делает?

Прошлое

Что окружало часть?

Каковы были ее способности?

Чего она хотела?

Зачем ей это было надо?

Во что верила эта часть?

Какова была ее уникальная Сущ­ность?

В чем было ее Предназначение? Чем были для нее Жизнь и Мир?


Настоящее

Что окружает часть?

Что она может сей­час?

Чего она хочет сей­час?

Зачем это надо сей­час?

Во что она теперь

верит?

Какова она сейчас?

В чем оно сейчас?

Чем они выступают сейчас?


Будущее

А что должно ее окружать, чтобы все было хорошо? А что ей нужно или стоит делать? А что она должна мочь, знать и уметь, чтобы справиться? Что ей стоит хо­теть в будущем? А что ей будет важно и ценно в будущем? А во что ей сто­ит верить? А какой ей нужно быть в будущем?

А в чем оно должно состоять? А чем они долж­ны выступать в будущем?


Включение в эту схему еще и позиций восприятия (в каковых 1-я позиция будет соответствовать точке зрения клиента; 2-я — части, а 3-я — взаимодействию между клиентом и сущностью с позиции стороннего наблюдате­ля) вообще позволяет осуществить любые и весьма эко­логичные преобразования.

Например, используя только два параметра «жева­тельной резинки» консультирования — логические уровни и прошлое—настоящее—будущее — можно легко и ненавязчиво осуществить преобразование любой сущ-


ности или части человека по следующей последователь­ной схеме вопросов.

Упражнение 161.

-►Объясните кому-нибудь основы теории логических уровней, после чего попробуйте описать ЛУ своей жиз­ни — пока безо всяких психотехнологий.

-►Осуществите заполнение собственных логических уровней с помощью соответствующей техники.

Упражнение 162.

-►Выберите какой-либо свой желаемый результат и
проделайте для него технику анализа и коррекции си­
туации на логических уровнях.

Упражнение 163.

-►Определите некоторое свое опять-таки желаемое состояние или поведение и создайте его с помощью тех­ник «дизайн совершенства».

-►Возьмите любую свою экологичную мечту и сде­лайте для нее интеграцию логических уровней.

Упражнение 164.

-►Определите некую оставшуюся непроработанной свою сущность или часть и «проведите» ее по логиче-ским уровням.

Упражнение 165.

-►Возьмите любую свою проблему и «пропустите» ее
через «решетку» «жевательной резинки консультирова­
ния». Обратите внимание, на каком из 81 шагов про­
блема просто исчезнет.


Глава 2. Осуществление сущностных трансформаций

Сравнительно недавно в Нейролингвистическом програм­мировании был выявлен удивительный факт: то, что все факты и сущности человека, безотносительно области по­ведения или эмоций, которыми они «управляют», имеют своей глубинной целью некоторый весьма ограниченный набор так называемых сердцевидных (или корневых) со­стояний. Состояния эти безусловно и исходно позитивны, и то, что в конечном счете часть или сущность приходит к их реализации через какую-то патологию, объясняется прежде всего невниманием человека к сигналам из его бессознательного, а также отсутствием у этих самых сущ­ностей и частей необходимых для достижения сердцевид­ных состояний ресурсов. В связи с этим созданная К. Ан-дреас психотехнология сущностной трансформации ока­залась буквально универсальным способом лечения лю­бых патологий сознания и тела человека, обусловленных существованием соответствующих сущностей и частей, а также просто достижения и понимания своих сердце­винных или корневых естества и сути.

Цель сущностных трансформаций (СТ)

Вряд ли будет преувеличением утверждение о том, что открытие К. и Т. Андреас феномена сущностных трансформаций (СТ) является весьма значительным вкладом в развитие как Нейролингвистического про­граммирования, так и психологической науки в целом (а еще, пожалуй, и духовных практик в их современной интерпретации). Дело в том, что проходящий этот про­цесс человек вполне конкретно, а не только лишь абст­рактно-теоретически достигает ощущения того, что дан­ные авторы называют Собственный Корень, а «...в это универсальное понятие, — пишут они, — входят многие названия: наше внутреннее чувство, наш полный потен­циал, мы на самом деле, наша Собственная Истина, наше


Собственное возвышение, внутренний Бог и Душа — это только некоторые названия» (цитируем по: К. Андреас, Т. Андреас. «Сущностная трансформация»).

По утверждению К. и Т. Андреас, человек, живущий из Собственного Корня,

• испытывает целостность, внутреннюю умиротво­ренность, благополучие, любовь и бодрость

• полностью основан и сконцентрирован внутри своего

• постигает мир целостно

• знает, чего хочет

• действует, ориентируясь на свои ценности

• легко может поступать в собственных интересах, уважая при этом интересы других

• ощущает собственную позитивность

• осознает, кто он есть, а не только, что он делает, как себя чувствует и что имеет

• полон сил и имеет выбор, как чувствовать и что делать.

Основы теорий СТ

Мы далеки от мысли осуществить (в рамках этой книги) развернутое теоретическое обсуждение феномена сущностных трансформаций. Однако полностью избежать теории не удастся, ибо без ее понимания психотерапевт, работающий по данной психотехнологии, вполне может, перефразируя М. Эриксона, воспользоваться раковиной, забыв про жемчужину. (Здесь и далее мы будем ис­пользовать некоторые материалы статьи М. Холла «Мета-состояния, коррелирующие с сердцевинными состояния­ми». В кн.: «Мастерство, новый код и системное НЛП»).

Итак, в 1994 году К. и Т. Андреас опубликовали чрезвычайно интересную книгу «Сердцевинная транс­формация» («Core Transformation: Rearing the Wellspring Within»), изданную на русском языке в 1999 году, в ко­торой описали процесс (психотехнологию) достижения так называемых «core states» — сердцевинных состоя­ний или, что точнее, ядра личности и ее глубинной цели (последнее определение — уже по М. Аткинсон).


Техника достижения этих состояний в сути своей до­вольно проста и в чем-то даже похожа на уже известный вам шестишаговый рефрейминг. Как вы, наверное, пом­ните, эта техника применяется для создания «договора» с какой-то неэкологичной частью вашей психики, а ос­новывается на различии между намерением и поведены, ем. С ее помощью, сохраняя в неприкосновенности на­мерение, мы просто просим часть изменить реализующее его поведение — разумеется, экологичным образом. В процессе шести-шагового рефрейминга мы часто (но не всегда) выясняем содержание этого самого позитивного намерения, ведущего к негативному поведению, после чего и выполняем рефреймирование.

К. и Т. Андреас пошли дальше и, не останавливаясь на первом обнаруженном намерении, продолжали зада­вать людям мета-вопрос примерно следующего содержа­ния: «Если вы получите желаемый результат целиком и полностью и будете удовлетворены им, не хотите ли вы использовать полученные ресурсы, чтобы испытать что-то более важное и глубокое? »

В результате многократного повторения вышеопи­санного вопроса данные авторы открыли удивительные вещи. Оказалось, что, например, ограничивающее чело­века базовое первичное эмоциональное состояние нервоз­ности имело намерением, целью или результатом мета-состояние «делать хорошую работу»; которое в свою очередь имело результатом мета-состояние расслабления («расслабиться»); каковое преследовало цель «быть спо­собным к творчеству»; которое исходило уже из намере­ния иметь «чувство свободы»; каковое наконец-то приво­дило нас к сердцевинному состоянию «чувствовать связь с людьми». Т.е. если мы сейчас воспроизведем всю цепоч­ку в более привычном виде, получится, что данный субъ­ект нервничал для того, чтобы сделать работу хорошо. Делал он эту самую работу хорошо для того, чтобы рас­слабиться. Расслаблялся данный индивид для того, чтобы быть способным к творчеству. Становясь способным к творчеству, он обретал чувство свободы. А обретя это са­мое чувство, он наконец-то получал сердцевинное для сво­его ядра личности ощущение связанности с людьми.


Сердцевинные мета-состояния

К. и Т. Андреас утверждают, что существуют только пять мета-состояний, которые возникают как результат процесса Сердцевинной Трансформации:

• ощущение бытия (присутствия, «бытийственности»);

• внутренний мир (умиротворенность, глубокое чув­ство покоя и принятия);

• любовь (безусловная, а не обусловленная — пре­красная и ценная по своей сути, но не зависящая от конкретного объекта);

• O'Kayness (глубокое чувство полезности и цен­ности — и мира, и себя);

• единение и целостность (связь с Высшим, благо­дать, единение с Богом).

Они также указывают на то, что все эти сердцевин­ные состояния не выступают первичными состояниями сознания, но существуют как способы бытия в мире — как более духовный уровень бытия, а также высшие ценности, качества и характеристики.

Однако эти состояния оказываются совершенно необ­ходимыми не просто «по жизни», но и в психотерапев­тическом процессе. Как утверждает М. Холл, «получая доступ к таким сердцевинным или трансцендентальным состояниям «бытия», человек становится более способ­ным использовать на деле и познавать на опыте свои бо­лее богатые ресурсами мета-состояния (принятия, про­щения, единения, гармонии, любви, беззащитности, са­мооценки и т.д.). И очевидно, что это дает нам доступ ко всем видам ресурсов в терминах самоопределения и са­мопознания, обращения с трудностями и травмами, жизни и взаимоотношений, работы, времени и т.д.» (Цитируем по: М. Холл. «Мета-состояния, коррелиру­ющие с сердцевинными состояниями». В кн. «Мастерст­во, новый код и системное НЛП», с. 62).

И еще одно — возможно, главное. Сердцевинные со­стояния — это и есть то, чего в конце концов люди хотят добиться в жизни, если перевести эти их достижения в термины чувств и ощущений. То, ради чего они затевают

19 3ак. 2731


грандиозную деятельность по обустройству собственного
счастья — ив конце концов обычно оказываются у раз­
битого корыта. Ибо исходят из того, что эти самые глу­
бинные состояния удовлетворения, покоя и т.п. должно
зарабатывать — не важно, с потом и кровью или без,
но всегда по абсолютно извращенной логике «если я буду
иметь то-то и то-то, я обязательно стану и буду счастли­
вым». А потом, обретя вожделенные должности, почес­
ти, деньги, особняки и машины, искренне и в чем-то да­
же по-детски обиженно удивляются: «Я приобрел все,
что хотел.Почему несчастлив?» Да потому, что сде-

лал все с точностью до наоборот. Как пишут К. и Т. Ан-дреас (цитирую по вышеупомянутой статье М. Холла), «некоторым образом наши внутренние части получают идею (познавательный предрассудок!), что для того, что­бы испытать сердцевинные состояния бытия, они внача­ле должны пройти через весь ряд Положительных Наме­рений. К несчастью, это работает не так уЖ хорошо. Мы не испытываем очень часто наши Сердцевинные Состоя­ния, когда мы идем примерно этим путем, потому что сердцевинные состояния бытия не являются чем-то, что может быть приобретено или достигнуто через действие. Путь испытать Сердцевинное Состояние — просто шаг­нуть в него и обладать им».

Таким образом, главное, что следует взять за основу при работе с Процессом Сущностной трансформации, так это то, что любая Самостоятельная Единица Соз­нания, реализующая пусть даже чрезвычайно негатив­ное поведение, использует его в качестве своеобразного способа достижения сущностного состояния и что именно это сущностное состояние и является главной (или, по М. Аткинсон, глубинной) целью жизнедеятель­ности данной СЕС.

Процедура сущностной трансформации

Сама по себе психотехнология достижения и исполь­зования сущностных состояний сравнительно проста и в изложении К. и Т. Андреас выглядит так (по: К. Андре-ас, Т. Андреас. «Сущностная трансформация», с. 80—82).


«Шаг 1. ВЫБЕРИТЕ ЧАСТЬ, С КОТОРОЙ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ:

Ощутите часть, примите и поприветствуйте ее.

Шаг 2. ОБНАРУЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ/ПЕРВЫЙ НАМЕЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Спросите вашу часть: «Что ты хочешь?»

Шаг 3. ОБНАРУЖЕНИЕ ЦЕПОЧКИ РЕЗУЛЬТАТА: Спросите свою часть: «Если ты обладаешь [Намечен­ным Результатом из предшествующего шага] полностью и совершенно, что ты хочешь, имея это, что значительно важнее?» (Повторяйте, пока это будет необходимо).

Шаг 4. СУЩНОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОСТИЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ИСТОЧНИКА:

Остановитесь на время, чтобы полностью насладиться своим Сущностным Состоянием.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.063 сек.)