Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Парамагическое оформление




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• клиентом овладевает дух или божество

• у клиента появляется видение нематериального существа, которое с ним говорит

• клиент говорит как оракул (выражения выходят за пределы его осознанного контроля)

• клиент совершает путешествие в другой мир и разговаривает там с инопланетными существами».

«Перестановка внутри-снаружи»

Эта более поздняя, чем шестишаговый рефрейминг, техника «перестановка внутри—снаружи», разработан­ная А. Мейер, может быть весьма полезной для разре­шения конфликтов с частями (По: Л. Деркс, Я. Холлан-дер. «Сущность НЛП», с. 309-311).

«1. Определите нежелательное поведение

Клиент рассказал, с чем связаны его трудности. По­могите клиенту определить, какое поведение мешает ему в эмоциональном плане (раздражает, злит, вызывает на­пряжение, пугает, печалит и т.п.): «Что именно тебя по­стоянно раздражает?»

2. Отыщите согласующуюся часть

Попросите клиента установить контакт с той частью, которая согласуется с мешающим поведением: «Установи


контакт с той частью себя, которая соответствует этому поведению, которая действует, думает или чувствует точно так же». При этом принимаются во внимание, по сути, все данные и принципы, которые действуют при осуществлении коммуникации с частью.



3. Отыщите позитивное намерение

Помогите клиенту обнаружить позитивное намере­ние этой части: «Та часть тебя, которая делает то, что тебя раздражает, чего она хочет этим добиться?»

4. Отыщите альтернативные варианты
Дайте клиенту следующее задание.
Поговори с частью о:

• Альтернативных вариантах

«Каким другим способом можно было бы выразить это позитивное намерение?»

Метод работы, используемый для поиска альтерна­тивных вариантов, аналогичен методу «шестишагового рефрейминга».

Некоторые другие темы, которые могут быть акту­альны в связи с осуществлением коммуникации с ча­стью:

• Границы

В каких границах действует эта часть, и что ты мо­жешь из этого извлечь?

Иными словами, не хотелось бы тебе изменить эти границы в будущем?

• Ресурсы

«Что ты можешь оценить в этой части?» «Что может эта часть оценить в тебе?» Важнейшей целью этих во­просов является достижение обоюдного взаимодействия между клиентом и частью.

5. Переведите в поведение

Переведите результаты коммуникации с частью в конкретное поведение (и подстройтесь к будущему).

• Помогите клиенту подобрать новые ресурсы для
контакта с противодействующей частью: «Поду­
май над тем, как ты сможешь использовать эти
новые варианты поведения и точки зрения в сле­
дующий раз. Что именно ты собираешься сделать
по-другому?».


• «Downside planning» (ожидание наихудшего раз­
вития событий)

При желании мы можем также осуществить так на­зываемое «downside planning», иными словами, провести тестирование наиболее тяжелого случая: «Представь се­бе, что в следующий раз это мешающее поведение про­явится в наихудшем виде. Так отвратительно, неспра­ведливо, подло, злобно, притворно, коварно и лицемерно оно еще никогда не проявлялось. Как ты будешь дейст­вовать в таком случае?»

Если это повлечет за собой проблемы, вернитесь к этапу 2.6.

Протестируйте экологию

• Спросите, имеются ли части, которые противодей­ствуют этому изменению: «Если имеются другие части, которые противодействуют тому, как ты со­бираешься поступить с поведением, они дадут тебе об этом знать?».

• Интеграция препятствий.

Позвольте противодействующим частям подкорректи­ровать планы, вероятно, с помощью творческой части».

Психотехнология процессинга сущностей

В преобразующем процессинге для трансформации Самостоятельных Единиц Сознания используется похо­жая на шестишаговыи рефрейминг и «перестановку «внутри—снаружи», но вся отличная от них психотехно­логия — техника процессинга сущности. Описание этой процедуры мы приводим по книге Ф. Фанча «Пути пре­образования. Общие модули процессинга».

1. Заметьте, что есть нечто, что вы считаете как бы отдельным от себя. Не идея, а некоторая само­стоятельная сущность, которую можно распознать по ее отличительным признаками, предпочтительно вклю­чающим кинестетику (ощущения).

2. Завладейте вниманием этого нечто, сказав ему «Здравствуй» или что-то вроде этого.

3. Заметьте, каков будет ответ (причем не обяза­тельно в словесной форме).


4. Если это неразговорчивая часть, установите ка­кую-то кинестетическую систему ответов Да/Нет. Например, какое-то конкретное изменение в ощущении или автоматические движения пальцев. Затем спроси­те, согласна ли часть общаться с вами в сознании. Ес­ли нет, вам нужно придерживаться вопросов с отве­тами «да» или «нет» и, возможно, придется работать, не зная содержания намерений.

5. Если часть разговаривает, выясните, что она здесь делает, задав вопросы: «Чем ты занимаешься?», «В чем твоя цель?», «В чем твое предназначение?»

6. Если цель неясна или не особенно полезна для вас, можете попробовать выяснить, какое прошлое происшест­вие создало часть или побудило ее делать то, что она де­лает. Проработайте это происшествие с помощью техни­ки изменения личной истории, реимпринтирования и т.п. Или просто завершите незавершенное. Часть может уй­ти, перестать существовать или стать полезнее для вас.

7. Если часть старается делать что-то полезное, но очень жестким или не вполне приемлемым способом, про­следите происхождение этой цели до исходного намере­ния. Спросите часть: «В чем твое исходное намерение?» Ищите именно хорошее по своей сути намерение «ко­черыжку» под листами «капусты», последовательно за­давая вопросы типа: «В чем намерение этого намере­ния?» и «Чего ты хочешь, когда этого хочешь?». Затем попросите часть найти другие, новые способы достиже­ния этого намерения (она должна приобрести, по край­ней мере, три новых способа). Ей нужно либо придумать их самой, либо связаться с каким-то доступным твор­ческим источником, внутри или снаружи вас. Вам не обязательно знать, что она придумала. Аналогично вы можете соединить ее с другими полезными ресурсами.

8. Если часть остается, чтобы помогать вам, вы можете договориться о любых необходимых условиях: нуждается ли она в инструкциях, будет ли она регу­лярно отчитываться и т.д.

9. Если часть должна уйти или прекратить свое существование, но ей трудно это сделать, займитесь тем, что ее удерживает.


Спросите, что ей мешает: может быть, она что-то не доделала или не сказала; может, ее нужно поблаго­дарить, похвалить или оценить по достоинству за то, что она сделала (или просто за то, что она такая), может, ей нужно дать инструкции, ориентировку или совет, что ей еще делать; может, кто-то другой ее здесь держит. Обязательно уважительно обращайтесь с частью, признавая, что она имеет право существо­вать и принимать самостоятельные решения.

10. Когда вы. завершили работу с данной частью, проверьте, гармонирует ли результат с другими час­тями личности или есть какие-то конфликты, кото­рые нужно решить.

Упражнение 121.

-►На примерах из деятельности вашего учебного за­ведения, предприятия или организации, в которой вы работали или работаете, или даже действий правитель­ства и иных власть имеющих структур потренируйтесь в использовании метафоры «завод» и «опредмечива­нии» пяти видов нарушений в деятельности частей и сущностей.

Упражнение 122.

-►Выделите несколько отвечающих за ваше неэко­логичное поведение частей и сущностей и потренируй­тесь в получении к ним доступа.

Упражнение 123.

-►Выберите одну из этих частей и попробуйте осу­ществить с ней процедуру шестишагового рефрейминга.

Упражнение 124.

-►Потренируйтесь в установлении пальцевого сиг­налинга — не только для отдельных частей, но и для всего бессознательного. Обратите внимание, что таким образом вы можете получить ответы, о которых даже не догадывается ваше сознание.


Упражнение 125.

-►Осуществите все предложенные Л. Дерксом и Я. Холландером способы коммуникации с двумя-тремя своими частями.

Глава 2. Создание новых и возвращение утраченных частей

Сетования клиентов ПК на отсутствие у них необходи­мых для экологичной жизнедеятельности качеств лично­сти, эмоций и/или способов поведения обычно имеют основой две причины. Первая — это то, что в процессе своей жизнедеятельности они действительно не смогли обрести все эти столь необходимые им «по жизни» структуры и паттерны психического. А вторая — это то, что на длинной жизненной дороге (как правило — в пе­реломные критические моменты жизнедеятельности), подобные клиенты ПК просто-напросто утратили данные качества личности, эмоции и/или способы поведения, как бы отдав их миру или другим людям (каковые, кстати, вполне могли и часто физически уйти из их жизни — мы имеем в виду все случаи потерь близкого человека). А вот для решения второй проблемы — утра­ты когда-то существовавшего — используется пришед­шая из преобразующего процессинга и имеющая весьма экзотический характер процедура возвращения утрачен­ных частей.

Условия применения психотехнологии создания новых частей

Диапазон применения данной психотехнологии воис­тину огромен, ибо она позволяет буквально из ничего — а на самом деле из материалов, хранящихся в бессозна­тельном — создавать новые черты характера, умения, навыки и способности человека. Однако в ситуациях ПК необходимость в данной психотехнологии, как правило, возникает тогда, когда у клиента присутствует настоя­тельная потребность или необходимость во включении в


поведенческий и эмоциональный репертуар новых эколо­гичных форм и способов поведения и реагирования. Осуществить это самое включение можно, конечно, с ис­пользованием и многих других, более простых психотех­нологий НЛП: взмаха, генерации нового поведения, суб-модальностного перепрограммирования и т.п. Однако именно в случае использования техники построения новой части создаваемые вновь реакции становятся наи­более устойчивыми и интернализованными.

Описание данной психотехнологии

Полная запись вышеупомянутой процедуры выгля­дит следующим образом (По: Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. «Рефрейминг».) Отметим, что в данном случае мы наме­ренно не осуществляли редактирование текста в виде прямой или косвенной инструкции клиенту, а сохранили язык оригинала. Так что в порядке своеобразной трени­ровки, «привязку к местности» данной процедуры по­пробуйте сделать сами.

1. Определите желаемый результат или функцию новой части: «Я хочу иметь часть, которая бы достиг­ла результата X».

2. Воссоздайте любое прошлое переживание того, как вы делали или имели X или что-то похожее на X (т.е. когда вы просто были здоровы). Теперь войдите внутрь каждого переживания и получите доступ ко всем аспектам действия/состояния X или элементов этого действия, пройдя через каждое такое воспомина­ние во всех репрезентативных системах (в полном VAKD).

3. Создайте детализированный набор образов то­го, как вы вели бы себя, если бы действительно демон­стрировали такие действия и/или состояния, которые позволили бы вам достигать результата X:

а) сначала создайте сконструированный диссоцииро­
ванный визуальный и аудиальный фильм;

б) когда увидите всю последовательность ваших
действий и состояний в нем и она вас удовлетво­
рит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите


всю эту последовательность снова, но уже изнутри, , ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы. реализовали эти действия и со­стояния;

в) если вы не удовлетворены, вернитесь на шаг «За» и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри.

4. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть
ли какая-либо часть моей личности, которая бы воз­
ражала против того, чтобы у меня была часть, кото­
рая будет отвечать за то, чтобы эту фантазию пре­
вратить в реальность?» Убедитесь в том, что вы про­
верили все свои репрезентативные системы в поисках
всех возражающих частей. Для каждой возражающей
части:

а) попросите каждую часть интенсифицировать
свой сигнал, если она отвечает «да», и уменьшить
его интенсивность, если она отвечает «нет»;

б) спросите: «Какова твоя функция?», «Что ты для
меня делаешь?»

в) если, зная функцию, вы по-прежнему не понимае­
те, в чем состоит возражение данной части, то
спросите: «В чем именно состоит твое возражение,
или о чем ты тревожишься?»

г) составьте полный список всех возражающих час­
тей и их функции.

5. Удовлетворите все возражающие части:

а) переопределите часть, которую вы будете стро­
ить, таким образом, чтобы взять во внимание все
функции и возражения возражающих частей;

б) вернитесь на шаг 3 и создайте новую или просто
измененную фантазию, которая удовлетворяла бы
требованиям каждой возражающей части;

в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворе­
на и новый вариант поведения новой части, которую
вы строите, не будет мешать каждой из возражающих
частей осуществлять свою функцию.

6. Попросите свое бессознательное проанализировать
фантазию и извлечь из нее существенные ингредиенты.


Ваше бессознательное должно использовать эту ин­формацию, чтобы построить часть и придать ей ре­альное существование. Скажите ему: «Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно для того, чтобы по­строить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда делать это не­обходимо».

7. А теперь проверьте, действительно ли новая часть уже создана:

а) обратитесь внутрь себя и спросите;

б) присоединитесь к будущему (повторно);

в) проверьте наличие этой части на уровне поведе­
ния и убедитесь в том, что она реагирует адекватно.

«Театрализация» процедуры создания новой части

Следует отметить, что построение новой части обычно должно у вас как бы «ходить в связке» с трансформацией и переопределением сущностей. Логика здесь проста и — на наш взгляд — бесспорна. Шестишаговый рефрейминг освобождает человека от симптома. А что же (кто же?) тогда приведет его к исцелению? Естественно, что лучше всего это сделает новая часть, которой и поручается кон­троль и осуществление желаемого состояния или поведе­ния. Обычно мы немного видоизменяем процедуру по­строения новой части, делая ее более театрализованной и, как показывает практика, эффективной. Например, просим клиента вспомнить любимого или просто извест­ного кинорежиссера, встать с «клиентского» кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и, пересев, пе­ревоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство пациентов перевоплощается в Эльдара Ря­занова). А после, обращаясь к клиенту уже исключи­тельно как к кинорежиссеру, просим его придумать и мысленно «снять» (т.е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим ли­цом будет «вон тот человек» (мы показываем рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже «знако­мим» «кинорежиссера» с его будущим «актером» — им самим, но в другой позиции). Содержание клипов —


процесс освоения нового состояния или поведения, при­чем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно: от ситуации сравнительно легких, презен­тации данных состояния/поведения в первом клипе до кульминационного полного их усвоения в клипе седьмом (его можно «снять» как бы в недалеком будущем — кстати, все клипы диссоциированы, т.е. клиент видит в них как бы себя).

Когда клипы готовы, мы проверяем их — не столько с точки зрения реализации «принципа реальности», сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером (о том, что при этом активно используются субмодально­сти, наверное, можно и не говорить). И поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, по­следнее происходит в воображении), переводим клиента на его кресло и объясняем новую задачу: «сыграть» во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуации клипов уже из своих глаз (ассоциирование) даже не про­сто просмотреть то, что там происходит, но еще и проде­лать все это — конечно, в сокращенной или урезанной форме (так подключается кинестетика). А еще — услы­шать или при необходимости даже воспроизвести «зву-ковое сопровождение» этих коротких фильмов о самом себе. Когда клиент завершает «проигрывание» клипов, мы благодарим его, а затем восстанавливаю сигналинг (восстанавливаю потому, что он уже был установлен в ходе процедур трансформации и переопределения час­тей). И, заручившись поддержкой бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеокли­пов — т.е. оно должно их принять), просим его бессозна­тельное выделить из всего увиденного, услышанного и прочувствованного главное: некую квинтэссенцию нового состояния или поведения, обретение которого и состав­ляет суть видеоклипов — то, что как бы красной нитью проходит через них. И после получения «подтверждения о выделении» просто просим бессознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое обретение стало реальностью...


Возвращение утраченных частей

Хотите вы того или нет, но шаманское по сути пред­ставление о том, что некая Единица Сознания может от­делиться от нас и начать самостоятельную жизнь, давно уже получила подтверждение в современной психотера­пии. И нашла свое воплощение в технике возвращения утраченных частей — восстановления фрагмента или элемента личности, который она (личность) оставила где-то или потеряла (или который даже был кем-то украден или кому-то одолжен). Автором данной процедуры явля­ется Ф. Фанч, и поскольку процедура эта даже для «пси­хотерапевтического» сознания выглядит весьма экзоти­чески и даже эзотерически, во избежание обвинений в субъективном идеализме, именно ему мы и предоставляем слово (По: Ф. Фанч. «Преобразующие диалоги», с. 253-255. Под термином фасцилитатор здесь подразумевается человек, осуществляющий работу с клиентом. — С.К.).

Авторское описание данной процедуры

«Люди по своей сути целостны, у них от природы есть все необходимые им качества. Если они внешне ка­жутся не такими, то это обычно из-за того, что они так или иначе расколоты. Если клиент «потерял уверенность в себе», то она все равно где-то существует. Может быть, она существует 30 лет тому назад или она спит в кла­довке, но ее можно найти.

Часто можно найти конкретные подсказки о частях личности в речи человека: «У меня душа в пятки ушла», «Она украла мое сердце», «Я потерял свою невинность», «Моя молодость осталась в горах», «У меня уже нет мо­ей юношеской силы».

«Часть» — это обычно набор личных качеств, спо­собностей или ощущений. Человеку сейчас, той части, которая здесь, обычно недостает этих качеств. Можно считать часть собранием единиц осознания или духовной энергии. У нее есть собственное сознание. Когда часть воссоединяется с остальной личностью, мы уже не назы-


ваем ее частью, а обращаемся с личностью как с единым целым.

В общем, так или иначе у вас появляется подозрение, что не хватает части личности. Это может всплыть во время работы над проблемой, или вы можете специально искать это.

Один из способов найти именно моменты потери час­тей — это попросить человека просмотреть свою жизнь и заметить периоды крупных изменений, когда он обладал какими-то качествами и вдруг они пропали.

Попросите клиента подтвердить, что он согласен с этой метафорой:

«Тебе не хватает как своей части?»

Затем нам, по сути, нужно найти эту часть.

«Мы собираемся найти и вернуть ее!»

«Где эта часть сейчас?»

Бывает полезно подсказать клиенту какие-то воз­можности, чтобы он начал искать эту часть.

«Может быть, она в прошлом или сейчас рядом, где в последний раз она у тебя была, может быть, она у кого-то другого или прячется?»

Чаще всего оказывается, что часть осталась в прош­лом, в том времени, когда клиент ее потерял. Вторая возможность — он передал ее во время общения другому человеку, и она осталась с ним. Но возможны и другие варианты. Часть может находиться в любой другой ре­альности. Довольно часто она находится в поэтичном, сказочном месте: «В сверкании моря на восходе солнца», «В глазах ребенка», «В замке волшебника рядом с хру­стальным шаром».

Если клиенту трудно найти свою часть, фасцилитатор может дать ему совет: используйте свою интуицию или просто угадывайте. Кроме того, фасцилитатор старается излучать абсолютную уверенность, что эта часть будет найдена. Если вы уверены, что часть будет найдена, кли­ент поддержит вас, и она будет найдена.

Когда часть найдена, нам нужно пойти и встретиться с ней. Еще можно путешествовать, разыскивая часть в самых невероятных местах. Найти ее — это не вопрос логики, клиенту нужно следовать своей интуиции и


принимать все предлагаемые подсказки, какими бы не­вероятными они ни были.

Если часть находится в прошлом, клиент возвраща­ется туда, аналогично с повторным переживанием. Не­важно, где это, мы не хотим, чтобы человек беспокоился о том, как мы туда попали. Мы просто воображаем, что переносимся туда, и мы там.

Когда мы добрались туда, где находится часть, нуж­но выяснить, что она делает.

«Чем занимается эта часть?»

Интересно, что у нее часто оказывается собственная жизнь. Маленькая девочка все еще играет на школьном дворе и радуется. Это часто другой вариант клиента, может быть с более молодым телом и с другими качест­вами, чем у клиента сегодня. Затем нам нужно начать общаться с этой частью.

«Обрати свое внимание на эту часть».

«Скажи ей «Привет».

Когда клиент наконец понимает, что это действи­тельно его часть, вполне может всплыть печаль о ее по­тере. Предоставьте ему любое требуемое время, чтобы просто побыть с ней.

Человек может как ему угодно поговорить с частью. Они могут обменяться информацией и хорошими поже­ланиями, аналогично тому, что мы делаем при объеди­нении противоположностей. Им нужно снова лучше по­знакомиться друг с другом. Но главное, чего мы стре­мимся достичь, — это поощрить часть вернуться.

«Спроси эту часть, хочет ли она вернуться к тебе».

Совсем не обязательно она этого захочет. Есть причи­ны, по которым она находится здесь, вдали от остальной личности. Обычно нужно провести переговоры, или ко­му-то из них что-то изменить в себе, прежде чем они смогут снова объединиться.

«Спроси, в чем тебе нужно измениться, чтобы она вернулась».

«Ты согласен сделать это!»

Часть обычно предлагает сделать что-то очень поло­жительное и нужное. Это может быть «больше заботить­ся о других», «быть более уверенным в себе» и пр.


Довольно часто все это не получается завершить сра­зу. Клиенту и его потерянной части иногда нужно выра­ботать взаимное соглашение, может понадобиться испы­тательный срок большего взаимодействия. Прекрасно, в сеансе мы проведем это так далеко, как можем, и сдела­ем все необходимое, чтобы этот процесс продолжался.

Иногда нужно провести часть через какие-то измене­ния. Может быть, ей нужно вырасти, если это малень­кий ребенок. Она может пройти процесс роста и прийти в настоящее время. Это займет не больше пары минут.

Проверьте, чего мы достигли. Объединение часто бы­вает едва заметным, поэтому спросите клиента:

«Где эта часть сейчас?»

«Она вернулась?»

Если часть готова к воссоединению, бывает нужно подсказывать клиенту, как это сделать.

«Пригласи свою часть вернуться. Покажи ей, как ты рад, что оно возвращается, и покажи, что ты бу­дешь заботиться о ней. Протяни к ней руки, обними ее и прими ее в свое тело».

Когда произошло объединение, клиент часто нахо­дится в эйфории или в каком-то изумлении. Ведь для человека многое изменилось, он может даже и не пони­мать, насколько много».

Упражнение 126.

-►Составьте список качеств и свойств своей лично­сти, которые вы хотели бы иметь, но не имеете. А да­лее совершите группировки (по схожести) этих ка­честв и свойств, дабы, возможно, объединить несколь­ко частных в одно крупное.

-►Осуществите для данного укрупненного свойства
или качества процедуру создания новой части.______

Упражнение 127.

-►Выделите одну из своих частей «От», осуществите
инверсию этого свойства или качества, превратив его в
«К», и создайте часть, которая отныне будет отвечать за
его реализацию.


Упражнение 128.

-►Возьмителюбое литературное, кино- или телепро­изведение, которое хорошо вам знакомо, и пересмотри­те его, анализируя жизнь главного героя или любого второстепенного персонажа с несколько необычной точ­ки зрения: качеств и свойств их личности, которые они потеряли или отдали (что, например, отобрала Элен у Пьера Безухова в «Войне и мире» Л. Толстого?).

-►С подобной же точки зрения осуществите анализ собственной жизни.

Упражнение 129.

-►Составьте список качеств или свойств вашей личности, которые вы потеряли или кому-то отдали, и выделите те из них, без которых ваша нынешняя жизнедеятельность выглядит неэкологичной и обед-ненной.

Упражнение 130.

-►Осуществите для всех этих жизненно важных для вас качеств и свойств процедуру возвращения ут-раченных частей.

Глава 3. Интеграция и объединение частей

Работа с частями и сущностями отнюдь не исчерпывает­ся переопределением наличествующего, созданием необ­ходимого и возвращением утраченного. Ибо дуализм (двойственность) современного мира — извечное и почти вечное деление его человеком на хорошее и плохое, при­ятное и неприятное, полезное и бесполезное и т.д. — по­рождает в его психике множественный раскол на поляр­ности. За каждым из таких расколов, как правило, стоит пара конфликтующих друг с другом частей или сущно­стей, одна из которых побуждает индивида к чему-то позитивному, тогда как вторая отчетливо и ощутимо препятствует ему в достижении этого самого позитива.


Поэтому во всех случаях, когда у клиента ПК имеет ме­сто то включающиеся, то выключающиеся типы поведе­ния и/или эмоционального реагирования, необходимым и обязательным является использование психотехноло­гий интеграции конфликтующих частей или сущностей.

Необходимость объединения частей

Обратимся теперь к психотехнологиям Нейролингви­стического программирования и преобразующего процес-синга, которые позволяют клиенту осуществить объеди­нение частей, по каким-либо причинам разделивших его на полярности — как бы две противоречащие друг другу половинки, одна из которых упорно толкает человека к чему-то хорошему, в то время как вторая ну никак не хочет отпускать его от чего-то плохого. Психотехнологии объединения частей применяются в психотерапии во всех тех случаях, когда мы имеем дело с явной расколо-тостью человека на две как бы противоречащие друг другу части («трезвая» и «пьющая», «активная» и «пас­сивная»; «отдыхающая» и «работающая»; «смелая» и «трусливая» — список продолжите сами). Теоретическое описание этой проблемы лежит за пределами этой книги, поскольку нас здесь интересует только то, как именно можно интегрировать и перепрограммировать противо­речащие друг другу части. Однако вам следует отчетливо понимать, что сам факт возникновения какого-то наме­рения неизбежно может породить не только часть, кото­рая его поддерживает, но и ту часть, которая просто ни­как не хочет «выходить из минуса» и «покидать свое болото». А буде мы еще и отвергаем эту свою «минусо­вую» часть, регулярно ее поругивая, и, наоборот, нахва­ливая то в себе, что хочет «прийти в плюс» (другую, по­лярную, часть), без объединения этих противоположно­стей не обойтись.

Описание процедуры объединения

Р. Дилтс справедливо заметил, что основная техника воз­вращения целостности своего «Я» обычно выполняется


несколько поверхностно. Во многом — вследствие поверх­ностности же ее представления. Поэтому мы приводим здесь полный его (Р. Дилтса) вариант описания техники объединения частей, который годится как для объедине­ния частей, так, кстати, и для конфликтующих убежде­ний и даже проблем. Данная психотехнология Р. Дилтса представлена здесь нами в виде инструкции клиенту и в самом общем виде: для «побуждающей» и «тормозящей» частей, причем мы сознательно заменили термин «воз­буждающая» на «побуждающая» часть — исходя не из теории возбуждения и торможения, но из семантики и смысла (По: Р. Дилтс. «Стратегии гениев» т. 3).

1. Определите конфликтующие убеждения или проблемы и физически обозначьте противоречащие друг другу части.

1.1. Войдите в контакт с «побуждающей» ча­стью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это можно сделать, задав себе вопрос: «Чего такого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне мешает де­лать это?». Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жес­ты ассоциируются с «побуждающей» частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.)

1.2. Усильте ощущение «побуждающей» части са­мого себя еще больше,а затем:

а) Позвольте этому чувству передвинуться из
места его локализации в вашем теле на откры­
тую ладонь любой вашей руки и дайте ему
стать образом, который вы сможете увидеть.
Если у вас возникнут трудности с его визуали­
зацией, представьте, как бы он выглядел, если бы
вы смогли его увидеть. Либо:

б) Встаньте в то место, которое обозначает вашу
«побуждающую» часть (это может быть точка
на вашей линии жизни).

1.3. Установите контакт с «тормозящей» ча­
стью и обратите внимание на чувства, свя­
занные с ней.
Для этого задайте вопрос: «Что


останавливает или удерживает меня от того, чтобы делать, что я хочу?». Теперь отметьте, где в вашем теле вы ощущаете эту часть. Ка­кая поза или жесты, ассоциируются с этой «тормозящей» частью! 1.4. Усильте ощущение «тормозящей» части и:

а) Позвольте этому чувству передвинуться из
места его локализации в вашем теле на откры­
тую ладонь другой вашей руки и дайте ему
стать образом, который вы сможете увидеть.
Если у вас возникнут трудности с его визуали­
зацией, представьте, как бы он выглядел, если бы
вы смогли его увидеть. Или:

б) Встаньте в то место, которое обозначает тор­
мозящую часть (это может быть точка на ва­
шей линии жизни).

2. Установите метапозицию, или третью пози­цию, находящуюся в стороне от проблем, связанных с конфликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете место в про­странстве, найдите позицию, равноудаленную от этих двух частей.

3. Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части. На этой стадии разные части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом.

 

3.1. Попросите «побуждающую» часть повер­нуться и посмотреть на «тормозящую» (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей «тормозящая» часть? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает?

3.2. Теперь попросите «тормозящую» часть по­вернуться и посмотреть на «побуждающую» (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она «по­буждающую» часть? Боится ли она ее? Что она о ней думает?


4. Найдите позитивное намерение и цель каждой
из частей.

4.1. Обратитесь к «побуждающей» части и спро­сите: «Какова твоя позитивная цель или на­мерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т.д.) «тормозящую» часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь дос­тичь?»

4.2. Теперь обратитесь к «тормозящей» части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разоз­лить, унизить и т.д.) «побуждающую» часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хо­чешь достичь?»

 

5. Убедитесь, что каждая из частей признает и принимает позитивное намерение другой части. Спросите каждую из них, может ли она понять и оце­нить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находят­ся в конфликте, намерения совпадают.

6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уров­не. Объясните необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом».

7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезными другой части, чтобы осуществить ее по­зитивное намерение и общую цель.

 

7.1. Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих час­тей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления своих собственных це­лей и общей цели. Обычно причиной, по которой они ранее не доверяли друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающи­мися контролю.

7.2. Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений, ко­торые могут появиться на этой стадии, хотя


ранее они не всплывалина поверхность кото­рые необходимо будетуточнить или пересмот­реть).8. Физически синтезируйте и интегрируйте ра­нее конфликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела.

8.1. Если вы использовали руки:

а) Сконцентрировавшись на общей цели и до­
полнительных ресурсах обеих частей, по­
звольте вашим рукам медленно соединиться.
Когда вы будете это делать, почувствуйте,
как ваши две части смешиваются и создают
интегрированную систему, состоящую на 100%
из обеих частей.

б) Когда вы почувствуете, что интеграция за­
кончена, разомкните руки
и посмотрите на но­
вый образ, который представляет полную инте­
грацию и синтез.

в) Поместите новое интегрированное «Я» внутрь
вашего тела,
поднеся обе руки к той части те­
ла, которой, как вы считаете, принадлежит эта
новая часть.

8.2. Если вы использовали пространственную ло­
кализацию:

а) Встаньте на место, представляющее «тормо­
зящую часть». Заякорите состояние
(позитив­
ное намерение, ощущение общей цели, ресурсов и
способностей), ассоциированное с этой частью.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.058 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7