Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методика проведения семинара




Семинар можно условно разделить на три основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы.

В начале семинара учитель формулирует тему, объяс­няет цель и задачи ее изучения, ее место в структуре кур­са, обосновывает актуальность и значимость выносимых на обсуждение проблем. Эта часть семинара не должна занимать более двух-четырех минут.

После вступительного слова учитель либо предостав­ляет слово докладчику, либо предлагает учащимся выска­заться по вопросам плана. В первом случае активность присутствующих обычно невелика. Делать замечания или спорить с докладчиком школьники не решаются, так как тот заведомо обладает более широкой информацией. Це­лесообразнее на семинаре обходиться без доклада; сразу вовлекать класс в обсуждение проблемы.

В зависимости от уровня подготовленности школьников возможно использование следующих вариантов:

- предложить начать разговор конкретным учащимся (при этом существует опасность превращения семинара в обычный урок опроса по теме);

- предложить выступить желающим (для этого вступи­тельное слово учителя должно способствовать откровен­ному обмену мнениями);



- вызвать на разговор прежде всего менее активных и подготовленных школьников, так как более сильные учени­ки смогут их поправить и значительно повысят уровень об­суждения (такой вариант возможен лишь при очень демо­кратичной, доверительной обстановке в классе).

Заканчивается семинар заключительным словом педагога, в котором подводятся итоги обсуждения, подчеркива­ются стержневые идеи, намечаются связи с другими тема­ми. При этом учитель должен опираться на ход дискуссии, ссылаться на мысли и аргументы учащихся, а не просто излагать подготовленные дома выводы.

Особо следует остановиться на выставлении оценок. Отмечены должны быть не только докладчики и их оппо­ненты, но и наиболее активные участники дискуссии. Не­обходимо оценивать и содержание ответов, и высказанные ребятами мысли, и их умение спорить, аргументировать свое мнение.

В течение месяца в одном классе может проводиться не более двух семинаров. В дни семинарских занятий не рекомендуется проводить письменные иустные контроль­ные работы, зачеты, повторительно-обобщающие уроки по другим дисциплинам.

Примерные вопросы к анализу семинарского за­нятия:

1. Место семинарского занятия среди других уроков, темы, его взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловлен­ность его целями, содержанием, уровнем подготовки уча­щихся.

2. Актуальность темы, ее воспитательно-образователь­ное значение.

3. Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса:

- своевременность информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;

- система подготовки: подбор основной и дополни­тельной литературы, характер консультаций, работа кон­сультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда "Готовимся к семинару", алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как гото­вить доклады, как выступать);

- разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материала в музеях, архивах, учрежде­ниях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графи­ков, демонстраций и т. д.).

4. Направленность методики проведения семинара на раскрытие творческих возможностей учащихся:

- четкость определения темы и цели семинара;

- психологическая подготовка учащихся к обсуждению вопросов;

- формы стимулирования их активности и познавательного интереса;

- соотношение деятельности учителя и учащихся; крат­кость и целенаправленность вводного слова учителя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, орга­низация коллективного обсуждения, дискуссии.

Пример:Урок-семинар "Мир на грани ядерной войны".

Проблемы;Какая тенденция и почему возобладала во внешней политике СССР? Кто был инициатором конфлик­тов и мирных инициатив? Какова степень "вины" разных стран за события 60-х годов во внешней политике?

План семинара:Берлинский и Карибский кризисы. Диалог: СССР- Америка, Восток и мировая политика, "ин­тернациональная" акция в Чехословакии.

Пример: Урок-семинар по сказке П.П. Ершова "Ко­нек-горбунок" (5 класс)

В работе участвуют группы: литературоведов, перево­дчиков, художников, знатоков, актеров. Ход семинара.Работа с литературоведами. Что вы знаете о сказочнике П.П. Ершове? Чему учит сказка "Конек-горбунок"?

Какие черты характера присущи главному герою сказ­ки?

Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в "Коньке-горбунке"? ("Сивка-бурка", "Иван-царевич и серый волк" и др.)

Работа со всеми группами.

Из предложенных иллюстраций, к сказкам отобрать лишь те, которые относятся к сказке П. Ершова "Конек-горбунок".

Работа с переводчиками.

Объясните значение слов: спальник (придворный чин), бабка (игральная кость), зело (сильно), басурман (человек чужой веры), каурка (лошадь рыжей масти), суседко (до­мовой), лубки (яркие картинки), малахай (верхняя муж­ская одежда), яхонт (драгоценный камень), седмица (не­деля), немощь (болезнь, слабость), шайтан (дьявольское наваждение), содом (беспорядок), ендова (ковш).

Работа со всеми группами.

Конкурс "Живые картины" (при помощи мимики и жес­тов запечатлеть отрывок из сказки). Работа со знатоками.,

1 группа.

- объяснить выражение: "Не ударил в грязь лицом";

- ответить на вопрос: "Что за порядок торговли был в столице?"

2 группа:

- объяснить выражение: "Поминай его, как звали!";

- ответить на вопрос: "За сколько братья продали ко­ней царю?"

3 группа:
-объяснить выражение:

Вишь, что старый хрен затеял: Хочет жать там, где не сеял.

- ответить на вопрос: "Что из себя" представляет ре­цепт сыты медвяной?"

4 группа:
-объяснить выражение:

Я те снова подведу, Мой дружочек, под беду.

- ответить на вопрос" Какое отчество у Ивана?"
Работа с актерами.

Конкурс на лучшее инсценирование отрывка из сказки. Работа со всеми группами.

Конкурс "Продолжи строчку" (учитель читает отрывок из сказки, дети заканчивают его). Работа с художниками.

Картинная галерея (выставка детских рисунков в сказке). Итог урока, награждение.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)